«Активные методы обучения при проведении лекционных занятий в условиях колледжа»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  
Самарской области 
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
Доклад на тему
«Активные методы обучения при проведении лекционных занятий в условиях колледжа»
Докладчик: Захарова И.П.
Преподаватель
Активные методы обучения при проведении лекционных занятий в условиях колледжа.
Длительное время в СПО передача учебной информации осуществлялась в основном в форме традиционной лекции.
Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что традиционная лекция представляет собой по основным закономерностям  процесс передачи знаний в готовом виде.
Подобная форма занятий вызывает явное утомление слушателей и понижает интерес к обучению.
Перестройка системы образования предъявляет новые требования к личности педагога, методам и технике преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности,  прежде всего, в лекционной.
В связи с этим возникла насущная потребность в разработке и использовании в учебном процессе новых форм и методов активного контекстного обучения (анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, мозговая атака, разыгрывание ролей, учебно-деловые игры и др.) и в совершенствовании, активизации, видоизменении  традиционных форм лекций. 
Лекция как организационная форма обучения – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а слушатели активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция  является наиболее экономичным способом передачи учебной информации.
 Дидактическими целями лекций являются сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов.   Специфика лекций ограничивает возможности преподавателя в управлении познавательной деятельностью студентов: на лекции слушатель менее активен, чем на семинаре или практическом занятии; затруднена индивидуализация обучения; ограничены возможности обратной связи между преподавателем и учащимися; исключена возможность проверки усвоения знаний студентов.
 Структура лекции в основном складывается из трех элементов:
1. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.
2.В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются и конкретизируются ключевые идеи и положения, показываются связи, отношения, анализируются явления, формулируется вывод.
3.В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы.
 В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций:  информационная ( используется объяснительно-иллюстративный метод изложения); проблемная (показывается решение проблемы); лекция-беседа (используется постановка вопросов учащимся).
Лекции обеспечивают передачу знаний, порождают интерес к изучаемому предмету, координируют использование других организационных форм.
 В основе нетрадиционных форм лекций лежат следующие принципы контекстного   обучения:
1.Принцип проблемности.  Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск их решений. Проблемное содержание лекции должно передаваться в проблемной форме.
2.Принцип игровой деятельности.  Для активизации лекции целесообразно использовать игровую деятельность с помощью игровых процедур: разыгрывание ролей, мозговой атаки,  блиц-игры и т. д. Применение их в начале лекции способствует снятию эмоционального напряжения и созданию творческого настроя. Опыт последних десятилетий подтвердил, что использование игры не должно ограничиваться периодом детства. Сейчас успешно внедряются в практику обучения и управления деловые игры, позволяющие в игровой форме решать серьезные профессиональные задачи как учебного, так и исследовательского плана.
3.Принцип диалогического общения.  Активизация лекции предполагает использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение, протекающее в виде внешнего и внутреннего диалога.
4.Принцип совместной коллективной деятельности.  Проведение небольших дискуссий по ходу лекции при анализе и решении проблемных ситуаций создает активную, творческую и эмоционально положительную атмосферу. При этом создаются условия возникновения самоорганизации коллективной деятельности
5.Принцип двуплановости.  Двуплановость проявляется при внедрении в лекцию игровых элементов. В этом случае осуществляется два плана: первый план – условный, игровой; второй план – реальный, направленный на формирование и развитие умений и навыков по специальности.
Успешности лекционной формы занятия способствует:
1.Использование современных  технических средств обучения и ЭВМ (диафильмы,  кинофильмы, видеомагнитофоны, дисплеи, гибкие автоматизированные  системы ит. д.);
2.Применение тестового контроля знаний.   Тесты могут быть использованы:  как входной контроль знаний для определения исходных знаний в ходе изложения лекционного материала; для выявления степени его усвоения в конце лекции – как выходной контроль знаний.
Основным принципом построения лекции становится проблемность, понимаемая как «упаковка»,  позволяющая включать мышление, ибо проблемное обучение (в том числе и проблемная лекция) есть способ создания таких отношений преподавателя и слушателя, в основе которых лежит взаимодействие, сотрудничество.
Принцип проблемности может быть реализован в разных формах лекций. Получают все более широкое распространение гибридные лекции.
Проблемная лекция.  Активность проблемной лекции заключается  в том, что преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, они самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен был сообщить в качестве новых знаний. При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, «подталкивает» их к поиску правильного решения проблемы. На проблемной лекции слушатель находится в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога.  Он высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории. Когда  аудитория привыкает работать в диалогических позициях, усилия педагога окупаются сторицей – начинается совместное творчество. Если традиционная лекция не позволяет установить сразу наличие обратной связи между аудиторией и педагогом, то диалогические формы взаимодействия со слушателями позволяют контролировать такую связь.
Лекция с запланированными ошибками (провокация).  После объявления темы лекции неожиданно для  слушателей   преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество   ошибок различного типа: содержательные, методические,           поведенческие и т.д.  При этом преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге,  который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Лекцию-провокацию лучше всего проводить в аудитории с одинаковым  уровнем подготовки по изучаемой теме. Среднее количество ошибок на 1,5 часа лекции – 7-9.  Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем  или самостоятельно дать правильные версии решения проблем.
Лекция вдвоем.  Работа двух преподавателей, читающих  лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале,  как  между собой, так и с аудиторией.  В диалоге преподавателя и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. Такая лекция содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы, так и в структуре подачи материала, который строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики. Во взаимодействии раскрываются психологические качества людей. Внешний диалог протекает в виде диалогического общения двух лекторов и слушателей, внутренний диалог – самостоятельное мышление формируется при наличии опыта активного участия в различных формах внешнего диалога. Лекция создает полифонию, эмоционально - положительную атмосферу, высокую степень мотивации и вовлекает слушателей в  активный диалог. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно. Методика чтения подобной лекции предлагает, прежде всего:
- выбор соответствующей темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности;
- подбор двух педагогов, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа общения;
- разработку сценария чтения лекции ( блоки  содержания, распределение по времени).
Сценарий необходим на первых этапах работы.
 После приобретения опыта письменный сценарий можно заменять устной договоренностью – репетицией
Эта лекция представляет собой мини-игру, «театр двух актеров».  Она предлагает  высокую степень импровизации в поведении лекторов, их выступление должно быть естественным и непринужденным.  В качестве одного из методических приемов достижения этой цели предлагается одному преподавателю вводить в лекцию  неожиданную, новую для другого информацию, на которую тот должен реагировать.  Такая практика заимствована из арсенала форм активного обучения. 
Лекция – визуализация.   Ее применение связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности , а с другой – с развитием принципа наглядности , недостаточно широко применяемого в процессе обучения. В лекции – визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм, педагогического гротеска с помощью ТСО и ЭВМ ( слайды, диафильмы, видеозапись, кинофильмы и т. д. ) . Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса . Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления . Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия,  понимания и усвоения информации ее превращения  в знания.
 Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в области проблемы наглядности образа,  визуального мышления, в современной лекции целесообразно значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у слушателей навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Это должно сказаться на качестве усвоения материала, стимулирования мышления и достижения профессиональных целей. Большой объем  передаваемой на лекции информации блокирует ее восприятие и понимание. Средством выхода из этих трудностей можно считать использование визуальных материалов  и технических средств. Кроме того, решаются чисто профессиональные задачи, так как педагоги должны уметь создавать наглядную информацию по темам читаемых лекций и пользоваться ею. Под визуализацией подразумеваем преобразование вербальной (устной и письменной) информации в наглядную форму. Данный метод позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов сообщений. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных ( не существующих в зримой форме ) понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть  эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением, развертыванием и  свертыванием   информации, то есть с операциями активной мыслительной деятельности.
Форма лекции представляет собой своеобразную имитацию профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать, осмысливать, и оценивать большое количество информации.
 Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов, которые покрывают все ее содержание. В этой работе должны участвовать преподаватели и обучающиеся, поставленные в положение не только воспринимающих, но и «создающих информацию». С этой целью преподаватель дает задание слушателям подготовить наглядные материалы по прочитанной лекции, определив их количество и способы представления информации.
 После этого целесообразно прочитать эту же лекцию с использованием наиболее интересных визуальных материалов и  представить эту ситуацию для анализа и разбора. Используются разные типы наглядности: натуральный, изобразительный, символический – в сочетании с различными  техническими средствами. Каждый тип наглядности оптимален для донесения какой-то определенной информации. Можно сказать, что при переходе  от текста к зрительной форме, от одного вида  наглядности к другому происходит потеря некоторого количества информации. Однако это позволяет сконцентрировать внимание на наиболее существенных в данной ситуации аспектах сообщений, глубже  его понять и усвоить.
Анализ использования лекции-визуализации позволяет сделать следующие выводы:
Подобная лекция создает своеобразную опору для мышления, развивает навыки наглядного моделирования, что способом повышения не только интеллектуального, но и профессионального потенциала обучаемых.
Выбор способов достижения и типов наглядностей  зависит от темы.  Руководствуясь принципом посильной трудности, при изложении сложных для восприятия и понимания тем, содержащих большой объем концентрированной информации, целесообразно использовать сочетание изобразительной и символической наглядности. Например, схема является универсальным, но достаточно сложным для восприятия средством наглядности. Поэтому ее конструирование рекомендуется осуществлять на основе рисунка, часто выполненного гротескной форме.  Это позволяет создавать ассоциативные цепочки.  Помогающие слушателям запоминать и осмысливать информацию. Наиболее доступными и  предоставляющими богатые возможности техническими средствами предъявления такой информации являются кодоскопы, диапроекторы.
Основная сложность состоит в выборе средств наглядности, их создании  и  режиссуре всей лекции в целом. Большую роль здесь играют такие факторы, как графический дизайн, цвет. Оптимальность сочетания словесной и визуальной информации, технических средств и традиционных наглядных материалов, дозировка в подаче информации, мастерство и стиль общения лектора с аудиторией.
Применение лекции этого типа должно основываться на учете психофизиологических возможностей слушателей, их уровня образовании профессиональной принадлежности, что позволит предотвратить негативные последствия чрезмерной перегрузки зрительного канала восприятия.
Лекция «Пресс-конференция».  
1.  Проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги.
2. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) аудитории с привлечением нескольких преподавателей.  Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию. Слушатели могут задать провокационные вопросы. Подобная лекция носит игровой характер типа «блиц-игры», в которой слушатели играют роль участников пресс-конференции, а преподаватель исполняет роль ведущего пресс-конференции, демонстрируя способы организации подобного мероприятия.
Основными задачами преподавателя является обязательный ответ на любой вопрос и оценка типов вопросов в зависимости от их содержания.  Структура лекции может быть двух видов:
Целое, связанное изложение проблемы.
Брифинг, то есть на все вопросы, задаваемые слушателями, даются краткие ответы.
 Лекция – консультация.   Близка по типу предыдущей, отличие состоит в том,  что приглашенный (грамотный специалист) слабо  владеет  методами  педагогической деятельности. Консультирование  через  лекцию позволяет активизировать внимание слушателей и использовать его профессионализм.
Лекция-беседа
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Эффективность лекции-беседы в условиях группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов.
Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачивание студентов вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала.
Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла студентами.
Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.
 Лекция с применением игровых ситуаций  (метода  «мозговойатаки», метода конкретных ситуаций и т. д.),  когда слушатели сами формируют проблему и сами пытаются ее решить.
   Роль лекции сегодня  -  обеспечить общение людей в неформальной, непринужденной обстановке, где главное  -  доверие и откровенность, наличие собственной позиции и желание выслушать и понять позицию другого человека. Лекция, которая не вызывает желания подумать, выяснить, понять, по всей видимости, не имеет право на существование. Только по отношению к проблемному содержанию люди вступают во взаимодействие и общение, высказывают свою позицию, точку зрения. Развитие точки зрения может идти лишь в процессе диалогического взаимодействия через преодоление возникающих противоречий.
ЛИТЕРАТУРА
Ахметов Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения. А-А, 1
Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
Борисова Н.В., Соловьева А.А. Игра в обучении лекторов. М.: «Знание», 1989
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 1991
Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа» №3 1982
Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: «Знание», 1987
Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. // Лекторское мастерство № 11 1990 / М. «Знание».
Гибш И.А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения. М., 1961
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001
Статья «Психолого-педагогические основы активных методов обучения» Погребная Е. Н.