Урок литературного чтения по теме Освоение рифмы (1 класс)


ТЕМА. Освоение рифмы. К.Чуковский. «Тараканище». М.Карем.«На травке».
В.Хотомская. «Аист».
ЦЕЛИ. Способствовать развитию внимания к ритмичности стихотворной речи, к интонации и её смысловому наполнению. Способствовать развитию творческого воображения. Формирование умения фиксировать в письменной форме результаты собственного творчества. Обогащение словаря. Развитие умения определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения. Способствовать формированию умения передавать в устной речи собственный вымысел, приобретение опыта записи придуманного.
УУД. Умение читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.
Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора. Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.
Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.
ХОД УРОКА.
Оргмомент.
Работа над чистоговоркой.
Всяк свою работу делай, на другую не кивай.
- Чтение учащимися.
- Как понимаете эту чистоговорку.
Чтение учащимися в медленном темпе, затем в быстром темпе на выдохе несколько раз.
Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- Вспомните, как зовут героев нашего учебника, которые придумывают всякие разности.
- Прочитаем в учебнике, что же теперь делали Фюсь и Каркузябра?
УЧЕБНИК стр. 25
- Скажите, что же будем находить в стихотворении на сегодняшнем уроке?
- А что же такое рифма?
Работа по теме урока.
- Поиграем с вами в рифму. Поробуйте сами подобрать рифмующиеся слова.
Каша- Маша, наша, Саша.
Изба - рыба, жаба, баба.
Роща - чаща, пища.
Мель- дрель, трель, апрель, тоннель.
Горка - … корка, норка…
Опушка - … ушко, подушка…
Мартышка - … книжка, мышка…
Лес - … чудес, небес…
Я в осиновом лесу
Видел рыжую ...(лису).
В этой фразе ошибки нет - дети должны ее закончить.
Все девчонки и мальчишки
За едой читают ... (книжки).
Здесь содержится ошибка (читать во время еды нельзя), поэтому ученики фразу не заканчивают, а молча поднимают руки. Один из них объясняет ошибку.
Первый раз увидел мальчик:
По поляне бегал ...(зайчик).
Раз зимою на опушке
Куковала мне ...(кукушка?)
Ох, поспать медведь не прочь:
Спит зимой и день, и ...(ночь).
Странная стая взмыла над
крышей:
На юг полетели летучие ...
(мыши?)

Мне очки вот так нужны!
Я в них ночью вижу ...(сны?)
Скажут все, кого ни спросим:
Сколько нот мы знаем?
- (Восемь?).
- Отгадайте, из каких произведений я зачитаю отрывки?
“Пришла Муха на базар И купила самовар ”
“Муха-цокотуха”
“Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперёд”
“Тараканище”
“Ох, не легкая это работа– Из болота тащить бегемота!”
“Телефон”
“Вдруг из маминой из спальни Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой”
“Мойдодыр”
“И кастрюля на бегу Закричала утюгу: “Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу”
“Федорино горе”
- А кто мне сможет назвать автора этих произведений?
- Это Корней Чуковский.
- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? Дети рассматривают портрет.
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершён, но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.
- Почему, как вы думаете?
- Сказки у К.И.Чуковского родились не случайно. Первой была написана сказка “Крокодил”, когда заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вёз его домой в ночном поезде, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания, под перестук вагонных колёс стал рассказывать:
ЖИЛ ДА БЫЛ КРОКОДИЛ
ОН ПО УЛИЦАМ ХОДИЛ
ПАПИРОСЫ КУРИЛ,
ПО-ТУРЕЦКИ ГОВОРИЛ-
КРОКОДИЛ, КРОКОДИЛ КРОКОДИЛОВИЧ…
А знаменитый “Мойдодыр” начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться.
Давайте сейчас подробнее остановимся на его произведении “Путаница”.
Знакомство с произведением.
Хорошо читающие учащиеся читают отрывок из стихотворения “Путаница”.
Учитель продолжает чтение.
ПУТАНИЦА
Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал -
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных
Уговаривал:
"Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать -
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!"
Но весёлые зверята -
Поросята, медвежата -
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!"
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата,
Поливали из ушата.
Тушат, тушат - не потушат,
Заливают - не зальют.
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать -
И потухло.
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Лошади заржали:
И-и-и!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!
Мурочку баюкают
Милую мою:
Баюшки-баю!
Баюшки-баю!
После прочтения учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Какое чувство вызывают эти строки?
-Что напутал автор?
-А для чего автор всё перепутал?
-Какие строки были самые весёлые?
-Кто стал мяукать?
-Хрюкать?
-Квакать?
-Крякать?
-Выскажите свое мнение о данном произведении? Зачем написал?
- Что случилось с героями сказки? (Закапризничали, стали говорить не своими голосами)
- Почему им надоело говорить своими голосами? (Баловаться хотели)
- Что говорил им зайка?
- К чему привела шалость?
- Ребята, можно ли баловаться спичками?
- К чему это может привести?
- Как можно назвать это стихотворение? (небылица)
- Скажите, а можно это произведение назвать сказкой? Почему? (Звери говорят…)
Физкультминутка.
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Повторное чтение. Работа по вопросам.
Словарная разминка.
Чтение отрывка «жужжащим чтением».
Работа по заданиям учебника.
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,                           Повернись вокруг себя.
Мы руками хлоп-хлоп!                      Раз - присели, два - привстали.
Мы глазами миг-миг,                         Руки кверху все подняли.
Мы плечами чик-чик!                        Раз-два, раз-два,
Раз - сюда, два - туда,                        Заниматься нам пора!
Знакомство со стихотворениями на стр. 28-29.
-431165154940
Морис Карем родился 12 мая 1899 в Вавре, в семье художника и бакалейщицы. Он провел свое детство и юность в Вавре. В 15 лет он написал свои первые стихи вдохновленные другом детства, Берты Детри (Bertha Detry). Он никогда не перестает писать. Яркий студент, он получает стипендию и поступает в "Ecole Normale". Несмотря на то, что Морис рос в скромных условиях, его детство было очень счастливым, что и отразилось на его произведениях. В 1918 году он был назначен преподавателем в Андерлехте. Он оставил Вавр и поселился в пригороде Брюсселя. В 1919 году он основал литературный журнал "Наша Молодежь" ("Nos Jeunes"), переименованный в 1920 году в "Независимый Журнал" ("La Revue indépendante"). Морис Карем сначала сотрудничает с журналом "Anthologie de Georges Linze", затем вступaет в "La Revue sincère"(1922). В 1933 году он построил дом под названием "Белый дом" ("La Maison blanche") в Андерлехте, авеню Нелли Мельба, который сейчас является музеем Мориса Карема. Он умер 13 января 1978 в возрасте 78 лет.
Чтение стихотворения .
Работа по заданиям учебника.
Ванда Хотомская «Аист».
Словарная разминка.
Чтение хорошо читающими учениками.
Подобрать при чтении рифмы.
Выполнение заданий учебника.
Итог урока.
- Какое стихотворение понравилось больше всего? Почему?
Домашнее задание.
-Попробуйте дома побыть поэтами и сочинить стихотвоерние. Вот вам рифмы.
Нора-конура Корка – норка
зайчатки – перчатки – ребятки Лягушка-подушка-кадушка