Методичексие рекомендации учителям химии, работающих по интегрированной образовательной программе.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 АОО ©Назарбаев Интеллектуальные школыª ф илиал ©Назарбаев Интеллектуальная школаª ф изико - математического направления в г.Семей Бекжанова Э.К. Методические рекомендации учителям химии, работающих в 7,8,11 и 12 классах по интегрированной образовательной программе (из о пыта тренингов по учебным программам в г.Астана, 201 3 г) Семей 2013 2 Содержание Введение …………………………………………………………………… 3 Философия интегрированной образовательной программы (И О П) … .............................................................................. 4 Активное обучение ……………………………………………………… . .4 Оценивание ……………………………………………………………… .. .6 Дифференциация ………………………………………………………… .8 Организация независимого обучения …………………………… ...... ..9 Ресурсы …………………………………………………………………… . 10 Таблица поурочного планирования ………………………………… .11 3 Введение Данные методические рекомендации будут полезны учителям в понимании и назначении интегрированной программы, её перестройки, основных приёмов и методов обучения на уроках. Всем учителям необходимо тщательно изучить долгосрочный и среднесрочный планы. Программа считается новой, так как для неё имеется необходимость международной сопостав имости и признания, включена политика трёх ъ язычия и обновлены подходы преподавания. При спиралевидной модели преподавания учителя не должны охватывать тему полностью, а только давать то, что стоит в цели урока. Программа рассчитана на различные возрастные категории, поэтому необходимо учитывать соответствующие цели обучения . В этом источнике вы узнаете подробно о новизне, структуре, активных форм обучения, оценивания, диффере нциации, ресурсах, а также схеме составления поурочного планирования. 4 Философия интегрированной программы Новизна интегрированной программы:  Акцент на навыки © понимание ª и © применение ª ‬ приводит к сокращению содержания, ©спиралевидной модели программы, ч ё ткой формулировки целей и задач, изменения в подходах к оцениванию.  ©Активноеª или ©Личностно - ориентированноеª обучение: больше практической работы, больше индивидуальны х или групповых работ, разнообразие опросов, ©оценивание для обученииª - формативное оценивание, дифференциация, обратная связь по отслеживанию вышесказанн ого. Структура интегрированной программы:  Учебная программа  Долгосрочные планы  Среднесрочные планы  Краткосрочные планы (поурочные) Также в учебном плане уделено внимание языковой политике, где в среднесрочном плане необходимо учителям обратить внимание на ключевые термины, понятия и фразы. В данной политике необходимо активно включать деятельность иностранных педагогов. Активное обучение Применение активных форм на уроках позволяет учащимся почувствовать их связь с обучением, способствует взаимопониманию и способности применять знания и навыки. Рекомендуется учителям поддерживаться методик социального конструктивизма, Пиаже, Выготского, Б руно. В центре урока должна быть деятельность ученика, а учитель должен отойти на ©шаг назадª. Помните, голос ученика на уроке должен звучать чаще, чем голос учителя. Увеличивая количество заданий ученикам, учитель постепенно отходит на второй план. При э том учитель не снимает с себя ответст венность . Учитель должен вести постоянный диалог с классом. 5 Деятельность учащихся должна быть разнообразной. Необходимо снизить акцент на ©доставку содержанияª, а больше на понимание и участие ученика. Существует множес тво техник активного обучения, которые можно разделить на две категории: 1 категория  Говорение и письмо  Демонстрация  Практическая работа  Исследования  Проекты  Доклад группе/учителю/классу  Игры и моделирование  ©Сообщения СМИª  Видео  Цифровые изображения  Интервью  ©Мозговой штурмª  Дискуссия  Обзор  Дебаты 2 категория  Компьютерное моделирование  Посещение заводов  ©Приглашенные лекторыª  Полевые исследования  Блоги  Плакаты  Карты мнений /разветвленные диаграммы  Работа с текстом  Виды карт  Анализ доказательств  Решение проблем 6 На 40 минут у рока необходимо в среднем 5 видов активного обучения . Учитель должен сменять виды активного обучения другими, чтобы учащиеся всегда были мотивированны. Оценивание Учитель должен использовать следующие виды оценивания:  Формативное (оценивание для обучения) и суммативное (оценивание обучения)  Формальное и неформальное Оба вида оценивания важны и необходимы, так как одно не может заменить другое. Формативное оценивание (Ф.О.) ‬ это любая оценка, которая служит для улучшения работы учащихся и их продвижения вперед или помо гает учителям понять процесс обучения и планировать последующие шаги. Формативное оценивание помогает учителю понять:  Что было изучено и кем  Какие дальнейшие шаги необходимы  Необходимы ли работы над ошибками При формативном оценивании ученик понимает:  Что он знает  Какого прогресса он достиг  Как улучшить В основе хорошего формативного оценивания лежит определение целей, с тем, чтобы :  учитель знал, что учащиеся д олжны брать из уроков .  учащиеся знают, что их ожидает в обучении и может оценить (в некоторой сте пени), насколько были достигнуты цели обучения. Цели обучения должны быть четкими и должны быть обсуждены с учащимися в начале каждого урока, и вновь проговор ены в конце. Проведение фо рмативного оценивания необходимый процесс каждодневного урока , оно дает возможность сделать анализ среди учащихся. 7 На момент проведения административной проверки учитель должен иметь доказательства успеваемости ученика в виде пись менных работ, презентаций, мини - проектов и других. Учащиеся также могут вести предметную папку или предметный рефлексивный дневник достижений целей обучения. Каждый критерий может быть проверен учителем в отдельности. В конце уроков обязательно необходим процесс самооценивания урока по достижению поставленных вами целей урока. В конце урока нужно оценить каждого ученика и зафиксировать ©достиг целиª или ©стремится достичь целиª. Учитель не должен записывать в работах, дневниках при оценивании на выков ©не достиг целиª, т.к. эта фраза снижает мотивацию учащихся. Достижения учащихся должны фиксироваться в электронном журнале регистрации учебных достижений учащихся. Формативное оценивание должно быть на всех стадиях урока в начале, в середине или в конце урока и оценено формально или неформально. Формальное оценивание  Часто должно оцениваться классное или домашнее задание  Обратная связь с обучаемым является ключевым компонентом обучения  Комментарии или оценка (или оба)  Обратная связь должна быть подробной и включать:  То, в чем ученик преуспел  Следующий шаг для отдельного учащегося с целью улучшения его/ее работы . Взаимная обратная связь и комментарии учащихся При таком виде оценивания  Учащиеся оценивают работу друг друга и дают формативную обратну ю связь (например, две звезды и пожеланиеª) .  Должно быть четкое понимание критериев оцен ивания ‬ определенные учителем и обсужденные классом.  Критерии оценивания - это главный инструмент , через которые учащиеся учатся смотреть на свою работу более критичес ки .  У чащиеся часто не хот ят этого делать, т.к. не хотят обижать своих друзей. 8 Неформальное оценивание При таком виде оценивания учитель © читает ª сигналы от класса:  Сконцентрированы ли они или ведут беседу?  Скучно ли им или им интересно?  Отвечают ли они на вопросы охотно и правильно? Мгновенный возврат Такой вид оценивани я помогает учителю мгно венно увидеть картину понимания или непонимания учащихся через м етакогнитивный опрос . Например: Использование методов быстрой обратной связи через: Метод ©Светофорныеª карточки Метод ©Большого пальцаª Метод ответов на Мини - доска х Дифференциация Дифференциация является важной частью ряда методов, которые, в целом, составляют ©активное обучениеª. Она тесно используется с результатами формативного обучения для разработки учебной деятельности, которые являются подходящими для всех учащихся и для отдельных уровней, что позволит прогрессированию их обучения настолько быстро, насколько возможно. Дифференциация является дальнейшей деятельностью формативного оценивания, которое обеспечивает обратную связь в этом процессе. Дифференциация действительно необходима:  Даже если это школа, где учащиеся поступили в результате конкурсного отбора .  Комбинация подходов активного обучения, форматив ного оценивания и дифференциации позволяет оказывать поддержку учащим ся для достижения лучшего результата, на который они способны . Планирование дифференциации: 9  Дифференциация проявляется в целях обучения, как правило, по трем основным уровням в виде: o © Все уча щиеся будут… ª (низкий уровень) o ©Большинство учащихся буду т…ª (средний уровень) o ©Некоторые учащиеся будут…ª (высокий уровень)  Таксономия Блума может помочь в формулировке соответствующей цели для каждого уровня. Дифференциация может быть:  По виду заданий  По ожидаемым результатам Дифференциация б олее тонко достигается за счет: - типа вопросов к отдельным учащимся - дополнительные (метакогнитивные) вопросы учащимся, которые ответили правильно - обсуждение с учащимися во время групповой или индивидуальной ра боты - наличие вспомогательных материалов и расширение работы Организация независимого обучения К данному виду обучения относятся:  Рефлексия  Обмен мнениями  Вопросы  Голос учащегося  Конфиденциальность  Создание возможностей  Учащиеся в центре внимания  Поддержка  Прогресс Навыки независимого обучения, при котором у ченик должен уметь:  Установить свои собственные цели и сроки.  Настроиться на выполнение собственной работы .  Оценивать своё использование времени.  Оценивать свою работу и работу друг друга. 10 Вс е эти навыки необходимо развивать у учащихся. Самостоятельно они этого сделать не смогут, поэтому учитель должен помогать учащим ся развиваться в этих направлениях . Учащиеся должны быть уверенны, т.е. не бояться мнения других учеников. Нельзя допускать, чтобы одни учащиеся насмехались над другими. Ученики не должны бояться задавать учителю вопросы . Всегда необходимо п омнит ь , голос ученика на уроке должен звучать чаще, чем голос учителя. Увеличивая количество заданий ученикам, учитель постепенно отходит на второй план. При этом учитель не снимае т с себя ответственности за качество обучения. Ресурсы Важно помнить, что существует очень широкий спектр ресурсов и, что Интернет является лишь одним из многих, а часто и не всегда лучшим. Активное обучение требует большое количество личностно - ориентированных упражнений на каждом уроке, что почти всегда требует ресурсов Категории ресурсов:  Химические вещества и препараты  Книги  Наглядные пособия , подготовленные учителем с использованием собственных идей или других источников  Игры  Электронные ресурсы  Листы с заданиями Ресурсы, которые готовит учитель в идеале должны быть в цифровом виде для удобства совместного использовани я, хранения и изменения в последующие годы. Проводя различные игры, подразумевается: заполнить пропуски, вырезать и вставить, поиск слов, кроссворды, игры Loop . При этом учитель должен помнить, что игры должны иметь педагогическое значение, а не нести прос то развлекательный характер или использоваться для заполнения времени. 11 К электронным ресурсам относят:  Устройства сбора данных  Цифровые изображения  Компьютерные микроскопы  Симуляторы  Электронные доски Очень богатым источником материалов является Всемирная ©паутинаª в нем можно найти:  Видео клипы  Симуляторы/игры (часто на основе Java )  Интерактивные онлайн ©викториныª  Информационные ресурсы для исследований учащихся и преподавателей Нужно помнить, что использование Интернета требует налич ие хорошей связи и компьютеров в школе и дома. Существует исследование, которое показывает, что влияние многих цифровых ресурсов кратковременно. Также следует принять во внимание, что ©Всемирная паутинаª является неконтролируемой, как и качество информации, которую можно в н ей найти. Роль ресурсов и информационно - коммуникативных технологий велика, но важно знать, что в химии на первом месте должен быть ЭКСПЕРИМЕНТ. Таблица поурочного планирования Урок № ______ Дата: ___________________ Класс: __________________ Тема: _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ ______________________________ Школа: _________________________________ Ф.И.О.учителя: ____________________________ Количество отсутствующих: _____ Количество присутствующих: _____ 12 Цели изучения, которым способствует данный урок Цели урока Языковые цели Первоначальные знания ХОД УРОКА Этапы урока, запланированные по времени Запланированная деятельность на уроке Ресурсы (источники) Начало ____ мин. Описание действий учителя и учащихся Середина ____ мин. Описание действий учителя и учащихся Конец ____ мин. Описание действий учителя и учащихся В качестве ресурсов: мини - доски, маркеры, ластик, реактивы, периодическая таблица, видео и т.д. Дополнительная информация Дифференциация: как вы планируете оказать больше поддержки? Оцените, как вы планируете проверить уровень усвоения Межпредметные связи Здоровье и безопасность 13 Какие задачи вы планируете поставить перед способными учащимися? материала учащихся? Связи с ИКТ Связи с ценностями (воспитательный элемент) Все ученики должны: ……………… Большинство учеников должны: … Некоторые ученики должны: ……………… Рефлексия  Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?  Что учащиеся выучили сегодня?  Какая атмосферы была в классе?  Сработала ли дифференциация, проводимая мной?  Уложилась(ся) ли я в сроки?  Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на вопросы о Вашем уроке из левой колонки. Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении )? 1: 14 2: Какие две вещи моги бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?