Применение интерактивных технологий в процессе обучения и воспитания обучающихся на уроках ОРКСЭ в условиях введения ФГОС НОО.


Применение интерактивных технологий в процессе обучения и воспитания обучающихся на уроках ОРКСЭ в условиях введения ФГОС НОО. Подготовила Куреня И.Н.Руководитель МОМБОУ «Кубанская школа»21.10.2016г. «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать») . Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимся и преподавателем, между самими обучающимися Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: - развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний «Мозговой штурм» (атака) • Мини-лекция • Контрольный лист или тест • Ролевая игра • Игровые упражнения • Разработка проекта • Решение ситуационных задач • Приглашение визитера • Дискуссия группы экспертов • Интервью • Инсценировка • Проигрывание ситуаций • Выступление в роли обучающего • Обсуждение сюжетных рисунков Цель учебного курса ОРКСЭ формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учитель – актёр второго плана:Находиться рядом с работающими детьмиНаправлятьПомогать Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ Уроки модуля «Светской этики» позволяют в полной мере осуществлять применение интерактивных способов обучения. Целесообразно на уроках данного курса использовать технологии:ТРКМ«Кейс-метод»Творческая мастерскаяигровые технологииОсновы этих технологий - ориентация на развитие творческих способностей личности, здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, культуру, открывает новое. Кейс-технология (кейс-метод) Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)метод инцидента;метод ситуационно-ролевых игр;метод разбора деловой корреспонденции;игровое проектирование;метод дискуссии Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений независимого характера. При составлении заданий целесообразно использовать несколько уровней сложности:– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Обучающиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ? – Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение Например, есть художественный текст и реальная информация о писателе, герое как личности. Сравнить, найти точки соприкосновения и различия.– Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решения. Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения текста по теме урока, работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение. Технология творческих мастерских. Основные элементы мастерской:1. «Индукция». Это и проблемный вопрос, требующий открытия новых знаний, это и создание эмоционального настроя. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений. 2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.3. «Социоконструкция» - групповая работа. Мастер может корректировать состав групп, разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит продумать способ их решения.4. «Социолизация» - это сравнение своего проекта с другими в ходе общения, дискуссии, обсуждения. Все, что сделано в паре, индивидуально, в группе, должно быть обнародовано, все мнения должны быть услышаны.5. «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своих старых знаний новым.6. «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. 6 этап. Рефлексия Тема «Дружба» А какими качествами друга обладаете вы? Впишите в кружочки ваши ответы. Корзина идей Правила применения:Время выполнения: 7-8 минут1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально. 2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. 3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. «Шесть шляп мышления» Описание приема Белая шляпа Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д. Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Красная шляпа Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние, но лишь осознать это. Зеленая шляпа Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Синяя шляпа Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово. Тема «Совесть»Белая шляпа Что такое совесть?Желтая шляпа Какого человека можно назвать совестливым?Черная шляпа Сможете ли вы объяснить пословицу «Совесть без зубов грызет», опираясь на материал учебника?Красная шляпаПриходилось ли вам испытывать муки совести?Зеленая шляпаКак должна была поступить героиня рассказа Аркадия Гайдара, чтобы ее сердце «не грызла беспощадная совесть»? Синяя шляпаДля чего совесть нужна людям? Игровая технология Целью игровых форм обучения является вовлечение обучающегося в активную деятельность, быстрое и прочное усвоение знаний и умений, а также контроль и самоконтроль при оценке полученных результатов. Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ Одна из особенностей данного курса — обязательное использование ИКТ на уроках и при подготовке обучающимися домашнего задания. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания. Использование ИКТ Защита проектов Прослушивание Тестированиеобучающее и контрольное Демрнстрацион-ные Использование интернет-ресурсов при подготовке д.з. Просмотр роликов и фильмов Что главное в уроке? У каждого учителя есть свой ответ на этот вопрос. И требования современной школы диктуют свои правила. Но мы не должны в погоне за новыми формами, методами, технологиями забывать о личности ученика, о том, что наша главная задача – воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА. «Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню,Вовлеките меня – я пойму» Китайская пословица Спасибо за внимание