Урок по окружающему миру для 2 класса УМК Школа России на тему Наша страна


Заказчикоа Ирина Валентиновна
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 45 им. Л.И. Мильграмаг. Москва
Учебный предмет: окружающий мир
УМК «Школа России»
Класс: 2 класс
Тема урока: Родная страна
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока: формирование основ российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности.
Задачи урока:
мотивировать учащихся к изучению курса «Окружающий мир» и раздела «Где мы живем»;
знакомить учащихся с пособиями, сопровождающими изучение курса «Окружающий мир» во 2-ом классе;
уточнять представление о родной стране.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
называть полное имя нашей страны (Российская Федерация);
иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации – республиках, краях, областях, округах и городах федерального значения
различать государственные символы России (герб, флаг, гимн)
отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран;
углублять знания о разнообразии народов РФ и о том, что соединяет нас всех в едином государстве:
объяснять почему все народы России называются братскими;
называть свой домашний адрес с использованием сведений о федеральном устройстве страны;
находить на карте России субъект Российской федерации, в котором находится город (село), где учатся дети
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять;
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе страны, о том, что соединяет нас всех в едином государстве.
Познавательные:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради для передачи информации;
извлекать из различных источников (дополнительная литература, Интернет) сведения на данную тему;
Формировать вывод из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;
Коммуникативные:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами)
Личностные результаты:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме сознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины.
Доброжелательное отношение друг к другу как к носителям различных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, выступающих в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев.
Оборудование урока:
Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.
Дополнительная литература: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть.
политическая карта России, проектор, колонки, Интернет
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Активизация необходимых знаний Добрый день, дорогие мои, ученики. Приглашаю вас в увлекательное путешествие. Нашим путеводителем будет книга А.А. Плешакова «Окружающий мир». Она состоит из двух частей. Возьмите учебник и самостоятельно рассмотрите его.
Рассмотрите условные знаки на стр. 1 Они вам знакомы? Что вы можете о них сказать? Какие герои нам помогали в 1 классе? Посмотрите остались ли они с нами?
В этой книге появились новые герои. Знакомьтесь. Серёжа – ученик 2-го класса. Он любит фотографировать и почти всегда бывает с фотоаппаратом. Надя – младшая сестра Серёжи. Она любит ухаживать за комнатными растениями и разными птицами, и зверьками. Папа Серёжи и Нади – художник. Он иллюстрирует детские книги. Мама – учёный. Она работает в ботаническом саду, где выращивает и изучает интересные растения. Дома у них живут попугай и собака.
Также мы будем пользоваться рабочей тетрадью и тетрадью для проверки знаний. Мы будем продолжать пользоваться книгами:
- атлас-определитель «От земли до неба»
- «Зелёные страницы»
- «Великан на поляне»
- электронным приложением к учебнику
Работа в парах. Самостоятельно знакомятся с учебными пособиями, обмениваются мнениями, рассказывают о темах, занятиях, которые их заинтересовали.
Актуализация знаний об условных знаках.
Мотивация познавательной деятельности Откройте содержание на стр. 142. Познакомьтесь с разделами, которые мы будем изучать в этой части учебника.
- Какие виды работ будут проведены на уроках
Откройте учебник стр. 3
Прочитайте название первого раздела учебника. Подумайте, что будем изучать в этом разделе. Сравните ваши предположения с учебником.
Давайте дадим ответ на вопрос где мы живём.
Отвечают на вопросы, опираясь на личностный опыт.
Читают, маркируют список умений: «+» - я это знаю; «-» - я это не знаю; «?» - вызывает вопрос. Определяют личностный смысл работы над темой.
Работа в рабочей тетради стр. 6, задание № 1
Организация познавательной деятельности Звучит песня Дунаевского на слова Лебедев-Кумач «Широка страна моя родная» (https://www.youtube.com/watch?v=FudOsox1mvE)
Как называется наша страна и её столица? Какие чувства вызвала у вас эта песня?
Вспомни, что ты знаешь о нашей стране.
Прочитайте текст в учебнике на стр.4.
Почему Россию называют федерацией? Рассмотрите карту Российской федерации. Назовите субъекты Российской федерации. Найдите на карте город в котором мы живём. Назовите государственные символы Российской Федерации. Как вы думаете, почему учебник предлагает нам продолжить знакомство с государственными символами страны и народами России? Зачем стране нужны государственные символы?
Как выглядит герб России?
Государственный герб современной России утверждён Указом Президента Российской Федерации 30 ноября 1993 года. В своей основе современный Государственный герб нашей страны такой, каким он сформировался во второй половине XVII века. В первые двуглавого орла можно встретить на печати Иване III великого князя московского, государя всея Руси, как символ Московского княжества.
Как выглядит флаг Российской Федерации?
Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как государственный флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 г. Бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России, который развивался на торговых российских кораблях.
Следующий государственный символ – это гимн.
Гимн – это музыкальное произведение торжественного характера, прославляющее кого-либо или что-либо. Государственный гимн России прославляет страну. Гимн слушают стоя. (https://www.youtube.com/watch?v=XIdr4_CDbUM)
Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.
Рассмотрите фотографии в учебнике стр. 5 и найдите в тексте гимна строчки, которым эти фотографии соответствуют.
Мы говорим об уважительном отношении к государственным символам. В чём это может проявляться?
Актуализация знания о стране.
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 4.
Работа в парах.
Актуализация знания о государственных символах, описывают как выглядит герб и флаг Российской Федерации.
Читают текст, отвечают на вопросы, обращаясь к тесту рассуждают о значении государственных символах.
Работа в рабочей тетради стр. 6 задание №2 и стр.7 задание №3 – самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах.
Слушают гимн, соблюдая правила.
Работа в парах.
Физкультминуькаhttps://www.youtube.com/watch?v=VFB7NbuvVWs Организация познавательной деятельности В тексте гимна России есть такие слова: «Братских народов союз вековой». О каких народах идет речь? Почему народы России называют братскими?
Российская семья
Живут в России разные
Народы с давних пор
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд:
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Чем похожи и чем отличаются народы России? Что объединяет народы России в единую семью?
Работа с иллюстрациями и текстом учебника стр. 6, 7. И материалами электронного приложения к учебнику Актуализация знания о народах России, полученные в 1-ом классе, рассуждают об отношениях между народами Российской Федерации.
Работают в парах. Извлекают информацию из текста и иллюстраций, определяют сходство и различие народов России
Подведение итогов  Ответьте на вопросы в учебнике для самопроверки на стр. 7. Чему научились на уроке?
Рефлексия:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Работают в парах.
Домашнее задание Учебник стр. 4 – 7 прочитать, ответить на вопросы. Выучить гимн РФ
Рабочая тетрадь стр. 7 №5