Олимпиада по литературе 5 класс

ЗАДАНИЯ
I. Знание текстов художественных произведений.
1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)
Горошина
Острый сверкающий нож и меховая муфточка
Свежее душистое золотисто-румяное яблочко
Рубашки, связанные из крапивной пряжи
Волшебные волоски из бороды
Максимальное количество баллов- 5

2. «Школа волшебства».
В сказках, как известно, часто встречаются злые колдуны, ведьмы, поэтому, чтобы добро победило, и у сказки был счастливый конец, часто необходимо расколдовать попавших в беду. Постарайтесь вспомнить, какому колдовству подвергаются герои и назовите способы, с помощью которых снимается заклятие.
Максимальное количество баллов- 5
3. Вот строчки, расплывшиеся от слез пятиклассника, который никак не мог угадать и вспомнить их. Помогите ему восстановить начало одной известной литературной сказки.
«_и_ с_а_и_ _о _в_ е_ с_а_у_о_ у с_м_ _о _и_ _го _ор_».
Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.
Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.
а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения

б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

в) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений. Но в большей степени известен как баснописец.
Максимальное количество баллов - 3

2. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).
Иван Андреевич Лермонтов
Михаил Юрьевич
Лев Николаевич
Антон Павлович
Александр Сергеевич Толстой
Николай Васильевич Пушкин

Максимальное количество баллов- 3

III. Знание теории литературы.
Перед вами отрывки из разных литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?
1.1 В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь и царица

1.2 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..
Максимальное количество баллов – 2

Прочитайте отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Какой художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните, какую роль он играет в сказке?
«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».
Максимальное количество баллов – 3

Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):
лебедь
девица
земля
сокол
слезы
меч
красная
русская
белая
булатный
ясный
горькие

Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства
Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:
И.Е.Репин «Стрекоза»
П.П.Ершов «Конек – Горбунок»
П.И. Чайковский «Щелкунчик»
А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину
С.Аксаков. «Аленький цветочек».
Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)
Максимальное количество баллов- 2

V. Творческое задание
В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.
Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.
Максимальное количество баллов - 10










Олимпиада по литературе 5 класс

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОТВЕТЫ

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.
Андерсен «Принцесса на горошине»
Маленькая разбойница; Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
Мачеха; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
Героиня из сказки Андерсена «Дикие лебеди»
Старик Хоттабыч из одноименной сказки Лагина
Максимальное количество баллов - 5

«Школа волшебства»
При оценивании этого задания учитывается четкость ответа (надо назвать заклятие, которому подвергается тот или иной герой, способ, которым это заклятие снимается) и количество приведенных примеров.
Пример
В сказках очень часто герои бывают заколдованы. Но необходимо, чтобы добро победило и у сказки был счастливый конец, поэтому нужно расколдовать попавших в беду героев. Таких сказок очень много. Причм их можно разделить на несколько групп:
1) Герои страдают из-за злых волшебников и колдунов.
2) Герои попадают в беду из-за собственной глупости или противного характера.
3) Превращения происходят из-за невнимательности или рассеянности чародеев, по неосторожности, по собственному желанию.
1)
1. В. Гауф «Карлик Нос». Красивый мальчик Якоб превращается в уродливого карлика.
2. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». Одиннадцать братьев - принцев превращены злой мачехой в лебедей. Рубашки из крапивы, собранной на кладбище и сплетнных в безмолвии их младшей сестрой, вновь вернули им человеческий облик.
3. С.Аксаков «Аленький цветочек». Принц превращн в чудовище злой волшебницей, и лишь любовь и доброта младшей дочери купеческой помогли ему вновь превратиться в человека.
4. Л. Лагин «Старик Хоттабыч». Женя Богорад был превращн братом Хоттабыча в умирающего старика. Волька, используя незнание джина о полярном дне, сказал, что Солнце не зайдт, пока он, могущественный Волька, не разрешит. Испугавшийся Омар Юсуф снял сво заклятие.
5. Русская народная сказка «Царевна – Лягушка». Царевна была превращена Кощеем в Лягушку. После того как Иван – Царевич нашл яйцо и сломал конец иглы, Кощей умер и колдовство рассеялось.
2)
1. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Мальчик Нильс, обидевший гнома, был сам превращн в маленького человечка. Возвращение в нормальный вид должно было произойти, если «одна трубочка и семь дырочек уничтожат армию» (волшебная дудочка выманила из замка полчище крыс), король обнажит голову, а Нильс останется в шляпе (он и сидел в шляпе Розенбума, когда король снял свою треуголку), если его друга гуся Мартина убьют. (Нильс выпустил гуся из сарая, и за доброту гном вернул мальчику прежний вид).
2. О. Уайльд « Мальчик - звезда». За то, что отверг мать – нищенку, красавец Мальчик – Звезда превратился в урода, и обратное превращение могло произойти лишь после того, как он спас зайца и отдал нищему 3 монеты.
3. В нанайской сказке «Айога» злая девочка Айога, обидевшая маму и соседскую девочку, любившая лишь себя – красавицу, превратилась в гусыню. И не расколдовалась.
3)
1. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Юра Баранкин и Костя Малинин по собственному желанию, использую сочиненные ими стихи, превращались в воробьев, бабочек и муравьев. Сами и расколдовались.
2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» – взмах крыла Царевны – Лебедь и царевич превращается в комара, муху и шмеля. Ударившись о земь, становится царевичем».
Максимальное количество баллов- 5

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря»
Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.
1. Михаил Васильевич Ломоносов
Александр Сергеевич Пушкин
Иван Андреевич Крылов
Максимальное количество баллов – 3

Михаил Юрьевич Лермонтов
Лев Николаевич Толстой
Александр Сергеевич Пушкин
Максимальное количество баллов - 3
III. Знание теории литературы.
Оба отрывка представляют собой начало сказки - зачин
Максимальное количество баллов – 2
Гипербола
В приведенной сказке гипербола используется для преувеличения силы, мощи, удали Ивана: даже одна рукавица его может «все стёкла в окнах повыбить» и «крышу пробить», одним ударом он может «срубить чуду-юду шесть голов». Но чудо-юдо тоже сильно («забил Ивана по пояс в сырую землю»), и этим тоже показывается храбрость и сила Ивана, раз он может с ним сражаться и, в конце концов, его победить. Вместе с тем с помощью данного приема рисуется негативный образ братьев Ивана и их нежелание ему помогать: в окнах стёкла повыбиты, и крыша пробита, «а братья всё спят, ничего не слышат»

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».
Название термина – 1 балл, объяснение роли в тексте – 1 балл, выделение – 1 балл
Максимальное количество баллов – 3


лебедь
девица
земля
сокол
слезы
меч
белая
красная
русская
ясный
горькие
булатный



Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства

П.П.Ершов «Конек – Горбунок»
С.Аксаков. «Аленький цветочек».

Максимальный балл – 2

V. Творческое задание
Максимальное количество баллов – 10

Максимальное количество баллов за всю работу - 40