ГУМАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.И. Нечунаева
БОУ "Полтавская средняя школа№2"
Полтавского района Омской области

В настоящее время основным показателем в работе современного учителя является его активное участие в инновационных общественных процессах в целом и конкретно в своей педагогической деятельности. Каждое юмногочисленных инновационных направлений в педагогике, в том числе и в школьном математическом образовании, имеет свою мировоззренческую, философско-педагогическую платформу. Рассматривая проблемы гуманизации и демократизации математического образования, прежде всего, акцентируется внимание на таких вопросах, как соотношения научного знания и образования в развитии общества, гуманизация образования и национально-культурное возрождение.
Гуманизация школьного математического образования предполагает другую цель учебно-воспитательного процесса на уроке. Если прежде приоритет всегда отдавался образовательным целям, то сегодня на первый план выступают воспитательные и развивающие цели, тем самым в содержании образования усиливается морально-нравственный аспект. Реализация на практике воспитывающего и развивающего принципа в обучении математике идет по таким направлениям как формирование мировоззрения; общенаучных умений и навыков; развитие речи и мышления учащихся.
Рассмотрим эти аспекты более детально на примере уроков геометрии. Соприкосновение с геометрией, её изучение носят познавательный, воспитательный, развивающий и вдохновляющий характер.Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: "Вдохновение нужно в поэзии как в геометрии". Школьная геометрия - предмет общекультурного человеческого познания, так как на уроках геометрии ребёнок сам развивает своё мышление, речь и т. д. Для достижения заявленных целей в процессе обучения геометрии, необходимо использовать различные средства, в том числе средства информационных технологий. Всё это стимулирует познавательный интерес учащихся.
Гуманизация требует поставить в центр учебного процесса личность ученика, сделав ее высшей ценностью и смыслом процесса обучения. Каждый ребенок, это прежде всего личность, затем ученик, для которого учитель должен быть другом. Только исходя из этого, у ребёнка появится интерес к предмету. Можно с полной уверенностью сказать, что из всех математических дисциплин занятие геометрией в наибольшей мере способствует развитию интуиции и воображения, способствует развитию личности.
Современный учитель должен быстро адаптироваться в переменчивых жизненных ситуациях, критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения, творчески мыслить; уметь работать с информацией, полученной из разных источников, применять ее для индивидуального развития и самосовершенствования.
15