Доклад по МХК Русская изба

Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). Кроме того, у всех трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских - сохранялся термин "истопка" и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.
Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома
Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. Славяне, как и другие народы, "разворачивали" строящееся здание из тела существа, принесенного в жертву Богам. По мнению древних, без такого "образца" бревна ни за что не могли сложиться в упорядоченную конструкцию. "Строительная жертва" как бы передавала избе свою форму, помогала создать из первобытного хаоса нечто разумно организованное... "В идеале" строительной жертвой должен быть человек. Но к человеческой жертве прибегали лишь в редких, поистине исключительных случаях - например, при закладке крепости для защиты от врагов, когда речь шла о жизни или гибели всего племени. При обычном строительстве довольствовались животными, чаще всего конем или быком. Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании некоторых из них найдены черепа именно этих животных. Особенно часто находят конские черепа. Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Ученые пишут, что вместо деревянного "конька" некогда укрепляли настоящий лошадиный череп. Закопанные же черепа находят и под избами X века, и под выстроенными через пять столетий после крещения - в XIV-XV веках. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом - как раз под иконами! - либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом. Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Клали в основание избы и череп быка. И все-таки древняя вера, что дом строится "на чью-нибудь голову", бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, незавершенным, обманывая судьбу.


Символика русской избы.
Приглядимся внимательно к сложному переплетению деревянных кружев, опоясывающих окна, крышу, крыльцо. Вдумаемся в смысл узорчатых деталей наличников и причелин. Oрнамент - язык тысячелетий. Слово это в переводе с латинского означает "украшение", "узор". Наши далёкие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Человек вырезал на плоской доске дугу, или просто вогнутую линию, и все понимали, что это символическое обозначение радуги. Холодная, снежная зима представлялась пращуру владычеством сил, враждебных людям. Весна, с её разливами, туманами, внезапными заморозками, потеплением, дождями - это схватка между зимой и летом, добром и злом. И после долгих ожиданий, как вестница победы на небе появлялась радуга. По мифам древних славян, она означала союз, мост между матерью-землёй и небом: от дружного согласия последних зависела жизнь человека, урожай, благоденствие стад. Вырезая на доске радугу в виде дуги, или полотенца, древний славянин призывал себе на помощь добрые силы окружающего мира и отгонял злые.
Земледелец находился в зависимости от природы и прежде всего от неба, от солнца, от дождя. Урожай лишь от части зависел от усилий земледельца при пахоте и севе, а после этих операций пахарю оставалось ждать три месяца дождя, и если нарушен будет желательный для земледельца ритм полива посевов, то целые племена будут обречены на голод. Земледельцы выработали свою систему представлений, которая во многом передалась будущим поколениям. Земля, вспаханная и засеянная, уподоблялась женщине, "понёсшей во чреве своём". Дождь олицетворялся грудью женщины или ужом, выползающим во время дождя.
На зданиях, на сосудах для семенного зерна, на женских украшениях, например, височное кольцо, художники рисовали картину своего понимания мира: внизу - земля, вспаханная и засеянная, выше - небо с солнцем, показанным в движении, в непрерывной смене восходов и закатов, и с полосами дождя. Над этим всем изображались запасы небесной воды, обеспечивающей выпадение дождей. Давний обычай украшать верха изб резными коньками (рис.1) полон символического смысла. Жильё, над которым возвышается конь, превращается в колесницу, мчащуюся навстречу дневному светилу. У древних славян конь был одним из слуг солнца. Конёк-оберег. Он слился с божествами огня и воды, превзойдя в своём значении других животных.
Земля, в представлении народа, была плоской, неподвижной, омываемой океаном, а солнце, поднималось из океана, совершало свой путь по небу в течении дня и к ночи снова опускалось в океан, отсюда и изображение солнца в соединении с конём (рис.9)и водяной птицей, так как конь, проделав с солнцем путь по утреннему, дневному и вечернему небу, опускаясь в океан будто бы превращался в водяную птицу и с солнцем продолжал свой путь по океану к востоку. Зашифровав в символах тресветлое солнце и суточный ход солнца по небу, человек оберегал себя этими заклинательными символами, помещая их изображения на своём доме (рис.2).
Орнамент старше всех произведений искусства. Человек, вырезая знаки, олицетворяющие силы природы, надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай на ниве, здоровье членам семьи. В доисторическую пору орнамент был грамотой для всех.
Перунов знак.
Колесо Юпитера - это изображение шестилепестковой розетки или колеса с шестью спицами, рассматриваемое нами как один из вариантов солярного знака, известного в трех основных видах: колесо с четырьмя спицами (рис.1), колесо с шестью спицами (рис.2) и колесо с восемью спицами (рис.3-4). Смысл шестилучевого знака (рис.2) представляется наиболее обобщенным, связанным не только с солнцем, но и с небом, грозой, молнией и громом. Его солнечная природа явствует, например, из композиции в русской деревянной резьбе, где солнце изображается в трех основных фазах: восходящее (с множествам лучей), заходящее (такое же) и полуденное, находящееся в зените, изображаемое в виде колеса с шестью спицами, влекомое двумя конями.
O второй, небесно-грозовой сущности знака, говорит интереснейший древнеславянский календарь четвертого века до нашей эры, где символом колеса с шестью спицами обозначается день 20 июля, день языческого бога "громовика". В русской и белорусской деревянной резьбе широко известен знак колеса с шестью спицами, называемый громовым знаком. Его помещают на причелинах изб от грома, чтобы молния не ударила в дом.

Этнография дает нам множество примеров применения этого знака. Его помещают на солонках, на сундуках скрынях (для приданного), на детских колыбелях, ткацких станках, на ритуальных ковшах и кружках. В общем, на всех тех вещах, которые требуют особой защиты (рис....)

Из всего выше сказанного вытекает вполне обоснованный вывод: что шестилучевый знак был наиболее обобщенный, связанный не только с солнцем, но и с небом вообще и с повелителем неба, власть которого проявлялась в ударах молнии и сопровождалась громом. Следовательно, символическое изображение неба и небесного властителя в виде колеса с шестью спицами могло первоначально зародиться в южных районах, где произрастают гранаты и, где снег, прежде всего, ассоциируется с упирающимися в небо горами. В древнеславянской мифологии Юпитеру соответствовал Перун, но его по времени относят к более позднему периоду (ближе к крещению Руси). Предшествовал ему Род. Это всеобьемлюющее божество, творец вселенной, он вдувает жизнь в людей. Следовательно, символ колеса с шестью спицами можно с уверенностью назвать символом Рода
Женская символика.
Среди обилия декоративных деталей проглядывается древняя религиозная сущность. Нас заинтересовало часто встречающееся изображение в виде конуса с шариком сверху. Сопоставляя изображения на вышивках, на браслетах, височных кольцах, на предметах быта и в архитектурном декоре мы пришли к выводу, что это ничто иное, как стилизованное изображение женской фигуры, т.е. это Рожаница. Рожаницы - небесные хозяйки мира, рождающие для земли (для людей и зверей), источники благосостояния (рис.1).
Антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую, чтобы приблизить её к человеческому понятию, был издревле свойственен славянскому образному мышлению. Образ великой богини тому яркое свидетельство. Древние художники установили канон изображения великой богини. Её, богиню земли, плодородия, мать всего земного, изображали обычно женщиной в широкой юбке колоколом, иногда с поднятыми к небу (к солнцу, Роду) руками (рис.2), прообраз богородицы Оранты (Оранта - молящаяся). Это богиня называлась у древних Берегиней, житной Бабой, Рожаницей, Макошью (рис.3, рис.4)(Макошь - мать урожая, а слово "кош" означало повозку для снопов, корзину для зерна, плетённый амбар для соломы, загон для скота).Естественной функцией богинь было рождение полезной живности. Поэтому в представлении древних художников изображение древней богини неизменно сливалось с символами жизни и плодородия, например, с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами (рис.2). То голова её украшена венком из цветков, то в руках она держит солнечные диски, то вместо рук у неё ветви дерева. А по бокам её - два всадника, над которыми она властвует, держа за поводья их коней. Это жрецы богини (рис.5).

Эстетическое начало давно заслонило собой архаичный смысл, и только романтика древней старины и бережное отношение к родным традициям позволило русской пореформенной деревне сохранить языческие сюжеты в состоянии, пригодном для научной расшифровки.Применительно к дому нас заинтересовала архитектурная резьба, которая так щедро представлена в крестьянском искусстве: конек на крыше в качестве "кнеса"(рис 1.), разные причелины с громовыми знаками, наличники окон.
Идея охраны стен, окон и кровли жилища при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. Внешняя форма сохранилась, а содержание выветрилось. Чем же были защищены хоромы от повсеместно разлитого " на злых ветрах " губительного начала? Это, прежде всего, доброжелательные языческие символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора: изображения солнца, "громовые знаки", подковы у дверей и т.п. В архитектуре и в одежде был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента - орнаментировались все проемы и отверстия, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку.
В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как при ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась одежда и начиналось тело человека. То же самое мы видим и в народной архитектуре: декоративные магическо-заклинательные (по своему смыслу) элементы располагаются на воротах, застрехах, вокруг окон, дверей.
То или иное священное изображение (конь, оленья голова с рогами, богиня с птицами, конями или всадниками по сторонам, солнце) увенчивало наивысшую точку дома - щипец крыши (рис.2). Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на самых уязвимых участках дома, превращала каждую "хоромину" в недоступное для навий убежище.
Кто же эти навии, которых опасаются и от которых пытаются спастись люди? Навии - это невидимые души мертвецов, но не своих предков, не родные дружественные деды, обычно покровительствующие своим внукам и правнукам, а чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, "с дерева падших", убитых молнией, сгоревших в лесном пожаре и т.д.). Они вампиры (упыри), чрезвычайно опысные для людей, они нападают на беременных женщин и детей и сосут их кровь.