Тезисы доклада на тему МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
Мозговенко М.Д., преподаватель ГПОУ
Докучаевский техникум ДонНУЭТМагистр
В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у студентов самостоятельности и способности к самоорганизации, высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умения вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.
В современном преподавании проблема использования названной формы занимает одно из основных мест. Это свидетельствует о том, что она недостаточно разработана методистами, и как результат - редкое употребление данной формы работы на занятиях. Многие забыли о том факте, что групповая форма позволяет наиболее эффективно осуществлять учебный процесс.
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме преподаватель - студент лишает учебный процесс важнейшего звена — межличностного общения и межличностного взаимодействия, которое так важно именно на занятиях литературы.
Занятия литературы воспитывают у студентов потребность в чтении, учат понимать художественное слово, прививают интерес к литературе, приобщают к духовным исканиям выдающихся писателей и на этой основе формируют понимание законов жизни, эстетические вкусы, высокую общую и читательскую культуру.
Таким образом, целью данного доклада является рассмотрение групповой формы обучения во всем её многообразии.
Сущность групповой работы.
Учебную группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.
Групповая форма организации работы на занятиях литературы позволяет активно включать студентов в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. Студенты оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.
Итак, достоинства групповой организации учебной работы студентов на занятиях очевидны. Результаты совместной работы студентов весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации работы идеальна. Её нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая форма работы решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.
Виды групповой работы.
Групповая работа может быть представлена в виде: дискуссии; дебатов; занятия-лекции; урока-конференции; семинара-исследования; занятия-композиции и т.п.
Индивидуальная оценка работы членов группы.
Чтобы спровоцировать общение, студентов объединяют в группы. Чтобы группа работала как целое, в ней должна сложиться позитивная взаимозависимость. Чтобы каждый член группы достиг желаемых результатов обучения, эти результаты надо оценивать.
В ходе групповой работы создается единый групповой продукт, и преподавателю непросто оценивать индивидуальный вклад каждого студента. Вместе с тем индивидуальная оценка на основе общего группового результата также недопустима. Это приводит к тому, что один или несколько членов группы делают всю работу, а положительную оценку получают все, в том числе и те, кто не участвовал активно в работе.
Эффективность групповой работы.
Успех групповой работы студентов зависит, прежде всего, от мастерства преподавателя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущал заботу преподавателя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением он обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных так и слабых студентов, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым студентам.
Недостатки групповой работы.
При всех достоинствах групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; студенты в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые члены групп с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения групповая форма организации работы студентов приносит ожидаемые положительные результаты.
Таким образом, групповые формы работы позволяют наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике.
Работа с группами требует от преподавателя организационных навыков. Преподаватель в качестве советчика помогает тем, что, проходя от группы к группе, он отвечает на вопросы и дает указания. Методисты считают эту деятельность такой же важной, как и сам процесс обучения.
Групповая работа способствует повышению коммуникативной компетентности и делает возможным самореализацию в конкретном виде работы. Кроме того, в процессе групповой работы легче учесть индивидуальные потребности, интересы и способности студентов. Групповая работа нагружает и слабых студентов, тех, которые при фронтальной работе остаются не у дел.