Презентация к уроку русского языка в 7 классе Соединение в тексте различных типов речи


МОУ «Сырдахская средняя общеобразовательная школа им. И.С.Портнягина» Усть-Алданского улуса РС(Я)Урок русского языка в 7 классе Тема: «Соединение в тексте различных типов речи» Разработка учителя русского языка и литературы Даниловой А.Н. Цели урока: систематизировать сведения о признаках текста, повторить типы организации речи (описание, повествование, рассуждение), ознакомить учащихся с особенностями текста, в которых соединены различные типы речи;развивать способности самостоятельно размышлять над поставленными вопросами, искать ответы на них и аргументировать свое мнение; воспитывать любовь и уважение к русскому языку; вызвать интерес к изучению жизни и творчества А.С.Пушкина. Александр Сергеевич ПУШКИН Текст – это несколько предложений, соединенных общей основной мыслью и темой. Слово «текст» происходит от латинского «textum», что значит «ткань», «связь», «соединение». Исторически к этому же корню восходят слова «текстиль», «текстура». Основные признаки текста:законченность, смысловая цельность,тематическое и композиционное единство частей, грамматическаясвязь между предложениями Описание Словесное изображение предметов и явлений окружающего мира путем перечисления признаков, характерных для данного момента или присущих вообще объекту речи.Композиция описанияОбщее представление о предмете;Отдельные признаки предметаАвторская оценка, вывод, заключение Рассуждение Объяснение, доказательство или опровержение какого-либо явления, факта, понятия.Композиция рассужденияТезис (мысль, требующая доказательства)Доказательство или опровержение (аргументы, сопровождаемые примерами)Вывод (заключение) Повествование Изображение событий в их временной последовательности.Композиция повествованияНачало события (завязка)Развитие событияМомент наивысшего напряжения (кульминация)Конец события (развязка) 1. О каком типе речи идет речь?Он словно прокручивает кинопленку памяти. Человек видит мир в развитии, во времени.…перед читателем быстро сменяются события в их временной последовательности… (повествование)


№10 2. О каком типе идет речь? Для этого типа речи характерно составление фактов, развитие мысли, приводящее к определенным выводам…условно можно выделить три этапа: тезис, доказательство или аргументы, вывод.(рассуждение)


№11 1. О каком типе идет речь? Может фиксировать, запечатлевать проявление окружающего мира, сиюминутные отдельные элементы, признаки, детали…мы словно фотографируем объекты, причем такая «фотография» бывает «плоской» и объемной, «размытой» и очень четкой…ее применяют при создании словесного пейзажа, портрета.(Описание)




№12Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро весела,Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила,Глаза как небо голубые,Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос. Легкий стан,Все в Ольге… Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же. Портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку. Все это продолжалось около трех часов. Почему рассказчиком повести о Пугачеве А.С.Пушкин делает Гринева?Выбор рассказчика продиктован стремлением А.С.Пушкина объективно представить развитие исторических событий.Важную роль играет принадлежность Гринева к «старой» дворянской семье, где слова честь и дружба не разделяются. Соображения чести для отца Гринева стоят на перовом месте. Он напутствует сына: «Береги платье с нову, а честь смолоду». Имеет значение и возраст Гринева. Ему семнадцать лет. Он не испорчен обществом, руководствуется общечеловеческими соображениями больше, чем социальными оценками. Для него важен сам человек, а не его принадлежность к какому-либо сословию. Об этом свидетельствует, например, его уважение и отношение к Пугачеву. И, наконец, Гринев – человек средних способностей, судит неглубоко, не делает далеко идущих выводов. Читатель порой видит дальше и подозревает о большем, чем сам Гринев. Такой рассказчик не станет искажать факты, и его повествование будет максимально правдивым. К какому типу речи относится текст?О чем текст? Какова авторская позиция текста?Разделите текст на смысловые части: тезис, аргументы, вывод.Сколько аргументов приведено в доказательство тезиса?Можно ли их считать убедительными? Обычно в тексте используется несколько типов речи. Необходимо научиться определять ведущий тип речи, по законам которого создан весь текст, и отмечать элементы других типов речи. Часто встречаются повествование с элементами описания, повествования с элементами рассуждения, описание с элементами рассуждения, описание с элементами повествования и т.п Текст И.С.Тургенев дважды видел Пушкина. Первый раз в 1836 году на литературном вечере у П.А.Плетнева. «Войдя в переднюю квартиры Петра Александровича, - вспоминал Тургенев, - я столкнулся с человеком среднего роста, который, уже надев шинель и шляпу и прощаясь с хозяином, звучным голосом воскликнул: «Да! Да! Хороши наши министры! Нечего сказать!» - засмеялся и вышел. Я успел разглядеть его белые зубы и живые быстрые глаза. Каково же было мое горе, когда я узнал потом, что этот человек был Пушкин, с которым мне до сих пор не удавалось встретиться! Пушкин был в ту эпоху для меня, как и для моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему». Во второй раз Тургенев увидел Пушкина за несколько дней до его смерти в доме Энгельгарда, где давался концерт.  «Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом, - пишет Тургенев. – помню его смуглое, небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых крупных зубов, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей – и кудрявые волосы…» У Тургенева были бесценные реликвии: перстень с печаткой, на котором было вырезано какое-то арабское изречение, и – Прядь волос Пушкина. Кольцо подарил Тургеневу Павел Васильевич Жуковский, сын друга Пушкина – поэта Василия Андреевича Жуковского. В 1880 году эти реликвии были представлены на Пушкинской выставке в Петербурге. Определите тему текста. Сформулируйте основную мысль (Автор своим текстом …. Какой тип речи является в тексте основным? Какой тип речи является в тексте вторичным? Познакомьтесь с планом прочитанного вами текста. Найдите в тексте соответствующие схеме плана типовые фрагменты. I. Вступление II. Основная часть - Первая встреча. Штрихи к портрету. - Вторая встреча. Внешность великого поэта. III. Заключение. Перескажите текст. РефлексияО чем мы говорили сегодня?Мы приходим к выводу, что в тексте могут использоваться сразу несколько типов речи. И один тип речи может доминировать над другими. Благодарю за работу