Статья Метапредметные связи в обучении

Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением.
Поэтому очевидно, что задача учителя не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни. Как же этого достичь?
Ответ на этот вопрос сегодня дают Федеральные государственные образовательные стандарты, которые считают, что ученики будут владеть универсальными учебными умениями информационно-логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века.
Это ответ на вопросы: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?”. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Смена целевых ориентиров в образовании обусловила необходимость серьёзных изменений как в содержании, так и в технологии образовательной деятельности, поэтому всё чаще в профессиональном словаре современного педагога появляются такие понятия, как «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход», «метадеятельность», «надпредметная программа».
Что же это такое?
Все эти слова и понятия объединяет иноязычная приставка "мета ", синонимичная русским «за», «над», «через», и придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное».
Результатом метапредметного обучения является развитие
- теоретического мышления (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыков переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критического мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческого мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивного умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
- качественного мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Проанализировав программы к учебнику «Русский язык» и «Литературное чтение» автор Л.Ф.Климанова, «Математика» Г.В.Дорофеева можно сделать вывод, что в содержании курсов цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Я подробней хочу остановиться на метапредметном подходе, который я применяю на своих уроках. Обращу внимание, что это не означает замену предметного обучения метапредметным. Материал подбираю таким образом, чтобы новые знания были не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования.
Перед собой ставлю задачу, в которой должна суметь изучаемый материал использовать как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок становится активным участником процесса.
Например, на уроке математики, при введении нового знания «Четырёхугольник», знакомство с квадратами и прямоугольгиками, можно использовать метапредметную связь с изобразительным искусством, историей русского языка (Этимологический словарь) «Квадрат» произошло от латинского – четырёхугольник. Таким образом: берем куб, раскрашиваем одну сторону и прикладываем к плоскости, получаем отпечаток, измеряем длину каждой стороны и сравниваем. Приходим к выводу.
Ученик, работая с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию. Осуществив работу на разном предметном материале, учащийся делает предметом своего осознанного отношения не содержание учебного материала, а сам способ своей работы с этим материалом. Он начинает осмысливать собственный процесс деятельности: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался. И тогда у него появляется возможность обнаружить, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что работал с одной мыслительной вещью.
Вот, например, понятие окружность. В словаре оно определяется как «замкнутая кривая, все точки которой равно удалены от центра». В этом определении давно утерян способ получения такой кривой. А он прост: взявшись за один конец натянутой верёвки, очертить линию вокруг второго, закреплённого конца. Владея эти способом, можно построить абсолютно любую окружность. При этом, владея понятием, совершенно не обязательно уметь рассказывать словами, что такое окружность, потому что владеть понятием для ребёнка – значит владеть способом действия, заключённым в нём.
Аналогично проводится работа и с замкнутыми и незамкнутыми линиями, отрезок. Взяв длинную нить, отрезаем её с двух сторон ножницами, завязываем узелки на концах. Выбираем единицу измерения (клеточку, 1 см, и т.д. ), получаем отрезок. Заметим, что происходит метапредметная связь с собственной практической деятельностью.
Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
Метапредметный урок – это урок, на котором:
школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
младший школьник осмысленно прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Каких профессиональных умений требуют от меня метапредметы?
Прежде всего, умения работать с понятиями.
Опираюсь на сравнение конкретно-чувственных данных с целью выделения формально-общих признаков и составления классификаций;
Такие мыслительные действия позволяют «навести порядок» в получаемых чувственных впечатлениях. Они позволяют, например, объединить бабочку, муху и жука в множество насекомых, что, полезно для дальнейшего движения в исследовании природы. Однако этими же самыми действиями можно объединить бабочку и самолёт, потому что они летают.
Это необходимо, когда нужно понять, что из себя представляет по сути тот или иной объект, предсказать, что с ним произойдёт в дальнейшем, научиться изменять его в своих целях, учитывая законы его жизни.
Учебное сотрудничество.
Стараюсь создать такие условия и организовать детские действия, чтобы в ходе решения учебной задачи происходило изменение, прирост, в способностях каждого ребёнка, а следовательно, его развитие.
Поэтому сначала ДЕЛАЮ Я и это демонстрирую на уроке (заметьте, делаю, а не говорю или информирую), а затем в ходе определенного деятельностного взаимодействия учащийся осваивает то, что умеет педагог, приглашая взрослого оказать ему помощь в поиске решения возникшей проблемы. Но при этом сам определяет, чего именно ему не хватает, ожидая от взрослого отношения к своим предположениям, подтверждения своего действия. В рамках метапредмета чрезвычайно важно выстраивать между школьниками коллективное взаимодействие, т.к. мышление, в отличие от думанья, может осуществляться только коллективно.
В конце каждого занятия или на каком-то определенном его этапе стараюсь организовать осознанное присвоение учащимся содержания, направляя сознание ребёнка на то, что проделывалось во время учебного занятия конкретно с ним, а также со всеми другими учащимися, то есть рефлексию.
И, последнее, хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Это позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.
Как можно отследить метапредметные результаты?
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые составляют главную основу умения учиться».
Результаты освоения учебного предмета:
2-й класс

Литературное чтение
Средство достижения






Метапредметные
Регулятивные УУД
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Технология продуктивного чтения


Познавательные УУД
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).


Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя).
Технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Русский язык

Метапредметные
Регулятивные УУД
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Проблемно-диалогическая технология.



Познавательные УУД
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).


Коммуникативные УУД
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.


Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель.
Важен результат. Я стараюсь оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
В своей работе использую:
проектный метод обучения.
Когда у учащихся развиваются исследовательские умения, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, защита проекта. оставляют научные доклады, защищают проекты.
Исследовательский метод.
У учащихся происходит формирование мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация,);
- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
- специальных исследовательских умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа
У учащихся происходит формирование умения работать сообща на единый результат.
Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.
Но так как мы живем в Краснодарском крае, возникает необходимость в метапредметной связи с Кубановедением. С ознакомлением достопримечательностей нашего края, с произведениями авторов нашего региона, ведь интересна, богата кубанская земля событиями. Уникальна и история краснодарского края.
Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани.
Рассмотрим примеры метапредметных результатов обучения

1 класс. Урок актуализации знаний и умений по теме «Двузначные числа от 11 до 20»
Этап: соответствие полученного результата поставленной учебной задаче
Задание
В г.Новороссийске по ул. Видова стоит дом, номер которого - наименьшее двузначное число, состоящее из двух разных цифр. Запишите его.
Ответ: _________________
К о м м е н т а р и й . Регулятивные УУД. Проверяется способность «удерживать» все условия поставленной задачи, метапредмет – кубановедение.
Получение ошибочного ответа (например, 11) говорит о несоответствии полученного результата поставленной учебной задаче (не выполнено условие «разные цифры»).
Пример верного выполнения:
Ответ: 10.

Задание.
«Во 2 «Д» классе ты и Петя при решении примеров допустили ошибки. Поставь отметку себе и Пете.»
Работа Пети Твоя работа

20 Ч 3= 66 20 Ч 3= 60

2 Ч 2 = 4 2 Ч 2 = 8

40 Ч 2 = 18 40Ч 2 = 18

30 Ч 3 = 90 30 Ч 3 = 90

Отметка:____ Отметка:____

К о м м е н т а р и й . Проверяется адекватность самооценки (ученик должен поставить одну и ту же отметку обоим, так как в обеих работах одинаковое количество одних и тех же ошибок).
Задания, которые даются по учебнику бывают комбинированными, т.е. например, изучая тему «Состав слова», а именно, суффикс, в упражнениях есть различные задания такого плана: «запишите слова с суффиксом» и т.д., а можно использовать метапредметные связи с лит. чтением. «А можно ли через суффикс говорить о разном авторском отношении к герою?». И учащиеся могут увидеть в маленькой частице, суффиксе, большие возможности в плане выражения мыслей, чувств, эмоциональных оценок.
Проследим как еще в работе можно использовать материал о Краснодарском крае.
2 класс. Урок русского языка. Тема «Слово и его значение». Работа в группе. На столах карточки со словами лужа, пруд, озеро, океан. Задание: расположите и запишите эти слова по размерам водоемов – от самого маленького к самому большому. Какое слово будет 1? 2? 3? 4? Вписывают в таблицу. Дополнительная информация «Лужа- это временный водоем»
2 класс. Урок русского языка. Тема «Имя прилагательное». Урок усвоения новых знаний.
На этапе первичного закрепления, можно раздать карточки с заготовленным стихотворением. Задание: какие слова помогут описать красоту нашего края. Поставьте к ним вопросы.
Виктор Подкопаев. «Край наш тополиный».
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный-
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Цветами щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш Краснодарский.
Весна степь голубит
Ласковой прохладой.
Значит, тем, кто любит,
Повстречаться надо.
Лунный свет потоком
Захлестнет влюбленных.
Позовет их тополь
В тень ветвей зеленых.
Только шепчет ветер
Древние былины
Ой вы, степи-степи,
Край наш тополиный.
И далее, обозначить ударение в этих словах, и последнее, расскажи о Краснодарском крае по рисунку, используя эти слова. Таким образом, не подозревая, дети знакомятся с эпитетами. Учатся правильно употреблять слова и проводить анализ, почему уместно именно это слово.
2 класс. В разделе «Мягкие согласные звуки, их обозначение на письме», на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, нужно вместо звездочек вставить букву.

Валентина Дацко "Бабье лето
Шумит весельем бабье лето
Меняя платье каждый час.
Моталось целый год по свету,
Настал черёд проведать нас.
Вновь с прежней силой пышет жаром
И листья красит в разный цвет.
Зажгло леса цветным пожаром
На землю стелет рыжий плед.
Дополнительная работа. Какие слова помогли тебе догадаться, о чем говорится в стихотворении.
Автор рассказывает об осени как о живом существе. Какие слова помогают это сделать?
В каком смысле употреблены в стихотворении слова в прямом или переносном? С какой целью употребляем в речи слова в переносном значении?
С чем автор сравнивает осенний лес и почему? В таком лесу весело или грустно? Какие слова говорят об этом?
2 класс. Урок Литературного чтения.
Тема «Весна, весна! И всё ей радо!» Рассказывая о весне, трудно удержаться от демонстрации картин наших кубанских художников. Больше всего весенних полотен я обнаружила у замечательного кубанского художника Александра Александровича Калугина. Всё творчество нашего земляка живописца посвящено родной Кубани.
На этапе постановки целей и задач урока можно опереться на картину А.Калугина "Весна на Кубани" (1964 г.). Метапредметная связь с изобразит. искусством и кубановедением. Подобрать слова из карточек, в которых подобраны и метафора, и сравнение, и олицетворение, которые позволяют более ярко охарактеризовать время года. Учащиеся учатся применять их для того, чтобы ясно вызвать зримый образ.
Способы работы над произведением могут быть разными. Например, работа в группе. Разрезать текст по абзацам. Задача: расположить фрагменты по порядку.
А использование и уместность выбора произведений поэтами Кубани, помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение, создает особый эмоциональный настрой, позволяет учащимся всеми клеточками организма почувствовать и испытать все, о чем говорят авторы Кубани, привить любовь к малой Родине, пробуждает интерес к замечательному литературно – художественному наследию, развивает способности детей.

Завершая разговор о метапредметных связях, я хотела бы отметить, что речь вовсе идет не о том, чтобы заменить традиционные учебные предметы, а найти главные элементы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, а потом вокруг них, уже в их процессе развертывания можно заново группировать учебный материал.
Придерживаюсь такого правила «Чем незаметней, интересней протекает обучение – тем оно эффективней».
Дети в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как реальность, полученное знание уже никогда не забудется.
Ведь «доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Паскаль).
И тогда учащийся, еще сидя за школьной партой, станет настоящим первооткрывателем исследователем в подлинном смысле этого слова!














Заголовок 315