Инновационные образовательные технологии в преподавании литературы и русского языка в современной школе.

Выкова Саида Аслановна, учитель русского языка и литературы, Средняя общеобразовательная школа №2, а. Кошехабль.

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
И РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Работа в современной школе предъявляет учителю высокие требования. Надо соответствовать современному методическому уровню подготовки к уроку, подвести учащихся к выпускному экзамену в форме ЕГЭ. Но самое трудное – вызвать интерес к изучаемому материалу у современного ученика. Наши сегодняшние ученики – это поколение, воспитанное на аудиовизуальном восприятии информации. Поэтому учителя чувствуют необходимость использования современных образовательных технологий на уроках. Какие же формы работы могут быть эффективными в достижении поставленных целей.
Урок защиты проекта. Этот тип урок позволяет учителю решить воспитательные, познавательные задачи. Остановимся только на последних. Рассмотрим урок при изучении романа Пушкина «Дубровский». Разбирая роман, его систему образов, мы сравниваем трёх помещиков: Троекурова, Дубровского-отца, Верейского. А завершаем наш разговор защитой проекта, который называем «Три усадьбы». Класс делится на три группы: одна собирает материал о Кистенёвке, другая – о Покровском, третья – об Арбатове. Ребята должны собрать материал об этих усадьбах в романе, постараться подобрать иллюстративный материал или подготовить свои рисунки, которые бы давали визуальное представление о быте, внешнем облике этих усадеб. Иллюстрации должны сопровождаться выдержками из текста. Кто-то от группы представляет свой проект. Работа каждого участника оценивается учителем. Конечно, хорошо бы всё это представить в виде презентации, но шестиклассники ещё не умеют её делать, поэтому весь собранный материал они могут оформить на больших листах ватмана, найти открытки с видами усадеб XIX века. Такая работа заставит учащихся внимательно работать с текстом, научит подбирать иллюстративный материал и, самое главное, поможет лучше понять образы помещиков и увидеть, что характер литературного героя создаётся при помощи разных приёмов, в том числе с помощью описания внешнего вида усадьбы, её быта.
Ещё один сравнительно новый тип урока – это дебаты. Понятно, что такой урок можно провести на материале, который предполагает дискуссию. Например, поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Тема урока – «Как показан народ в поэме Некрасова. Выявление авторского отношения к народу». Традиционно такой урок проводится в форме беседы. Но это кажется скучным, неинтересным, как правило, ребят не затрагивает. К уроку-дебатам класс необходимо разделить на 2 группы. Одна подбирает материал, показывающий сильные стороны народа, то, за что автор уважает крестьян; вторая – слабые стороны мужиков. На уроке можно даже переставить парты: сесть друг против друга. На каждый аргумент одной группы вторая должна выдвинуть свой контраргумент. В ходе урока ведутся записи в тетради и на доске, фиксируя те качества народа, которые ярко показаны Некрасовым в поэме. Итог работы – два равных столбика, где перечислены сильные и слабые стороны русского крестьянства. Вывод напрашивается сам собой: хотя мы говорим на уроках, что Некрасова называют певцом русского народа, в поэме нет идеализации крестьянства, поэт создаёт объективную картину жизни русского народа, показывая как положительные его черты, так и отрицательные. С подобным двойственным отношением к народу мы уже встречались, когда говорили о произведениях Салтыкова-Щедрина. Такой урок проходит в живой форме, главными на уроке оказываются ученики, а не учитель и его слово, ребята сами приходят к необходимым выводам, а не записывают его под диктовку учителя. Такой урок заставляет внимательно читать произведение, самому осмысливать текст, активно участвовать в обсуждении проблемы, даже «молчуны» говорят на уроке, что способствует развитию речи учащихся.
Еще одним видом инновационного проведения занятий является «Тренажёр». Тренажёр – это печатный лист с практическим и теоретическим материалом по определённой теме или темам с заданиями познавательного и исследовательского характера, с картинками и добрыми напутствиями, которые настраивают ученика на труд, приносящий удовольствие. Тренажёр является примером правильного, нужного направления мысли. Например, дайте пятикласснику задание сделать анализ текста – и он растеряется. А что писать? А как писать? А много писать? Предложенный тренажёр учит это делать, причём не в теории, а в виде практических заданий. Определи тему, а рядом подсказка – варианты ответов, из которых надо выбрать один или два. А в следующих тренажёрах можно уже не давать подсказку. Достоинство этой работы в том, что каждый учащийся выполняет работу самостоятельно, учится выполнять её по образцу, постепенно приобретая навыки самостоятельной работы.
В современном образовании большое внимание уделяется компьютерным технологиям. Тип современного урока с использованием компьютера может значительно повысить интерес и к филологически дисциплинам. Конечно, такой тип урока становится возможным, если в кабинете есть компьютер и учитель владеет навыками работы на нём.
Очень продуктивными, на мой взгляд, оказываются уроки русского языка в старших классах, на которых проводится подготовка к ЕГЭ. Не надо распечатывать тестовый материал, а можно набрать его прямо на компьютере и через проектор вывести на экран. Очень экономится время на уроке, можно многое повторить, не диктуя задания и все варианты ответов.
На уроках развития речи, литературы я часто использую презентации. На экране учащиеся видят хорошие репродукции картин, таблицы, задания, вопросы. Создание презентации требует времени, но потом такая форма урока себя оправдывает. Сейчас продаются диски, которые можно использовать на уроке. Например, вводя понятие классицизма, романтизма, можно показать картины художников этих направлений, чтобы у учащихся создалось более яркое и целостное представление о направлении в искусстве. Таким образом, все эти новые формы работы помогают сделать уроки более разнообразными и продуктивными.
Переход на компетентностное образование, который начался с 2002 года, предполагает формирование системы ключевых компетенций, включающей коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций [3]. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Литература:
1. Громова С.В., Алексеева Н.С., Бутыгина Н.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Ярославль, МОУ СОШ №26, 2004.
2. Уроки литературы – дебаты. Сайт областного института усовершенствования учителей г. Биробиджана. http:/www/edu-eao.ru, iuu@on-line.jar/ru
3. Инновационные технологии. http://center-yf.ru/data/stat/Innovacionnye-tehnologii.php