План-конспект урока по биологии Семейство лилейные (6 класс)


6 класс. Тема урока: «Класс Однодольные растения. Семейство Лилейные. Род Тюльпан.»
Учитель: Боваева Елена Владимировна.
Цели и задачи урока: Развивать систематические понятия, повторить признаки однодольных растений, учить распознавать и определять растения семейства лилейных, познакомить с растениями, подлежащими охране, воспитывать бережное отношение ребят к природе. Оборудование: Компьютерная презентация к уроку, творческие работы учащихся, художественное и музыкальное оформление урока.
Ход урока:
« Друзья, родства живые нити
Ищите в мире красоты.
И как любовь свою, храните
Тюльпаны – дикие цветы».
Д.Н.Кугультинов. 1. Оргмомент:
приветствие;
проверить подготовку ребят к уроку. 2.Проверка знаний учащихся: На прошлых уроках мы познакомились с растениями семейства лилейных.
Скажите, к какому классу относится это семейство, и каковы основные морфологические признаки этого класса?
По каким признакам растения объединены в семейство лилейные?
Написать на доске формулу цветка семейства лилейные и показать строение по диаграмме цветка.
Назовите основных представителей этого семейства. 3.Изучение нового материала Наш урок посвящен одному из представителей семейства лилейные, символу калмыцкой степи, гордому огненному цветку – тюльпану.(слайд№1)
3.1. Совершим небольшой экскурс в историю. (Сообщения детей из истории распространения тюльпана.) -Тюльпан – растение семейства Лилейные. Название цветка происходит от персидского «толибан», что означает восточный головной убор наподобие чалмы, тюрбан. Цветок назван так, потому что бутоны тюльпана по форме напоминают тюрбан.(слайд№2) -Родина тюльпанов – Персия, откуда они попали в Турцию и, позднее, в Европу. Это о нем великий персидский и таджикский поэт, математик и философ Омар Хайям писал: «Прекрасен я: мой лик подобен тюльпану…» -Тюльпан – любимый цветок турецких султанов. Он олицетворяет чистую, преданную любовь и большое счастье. С этим цветком связано много красивых легенд и сказаний. Поэты воспевали его в своих стихах, художники изображали на полотнах, фаянсовых эрзацах, на глиняной посуде. Очень скоро мода на них приобрела такой размах и такое безумное увлечение, что получила название «тюльпаномания». В первой половине 18 века любовь к тюльпанам даже привела в Османской империи к возникновению навой архитектуры – Османского барокко. Образцом ее является изящная Лалэ- Джами (Мечеть Тюльпанов) в Стамбуле.(слайд №3)
- В садах столичного дворца Джераган по ночам под каждым тюльпаном горела свеча. Именно поэтому он и получил название Дворца свеч. Ко времени цветения тюльпанов в городах устраивались специальные праздники с фейерверками и катаниями по водам Босфора. -В Европу тюльпан попал в 1554 году и прежде всего в Аугсбург, куда первые его луковицы прислал германский посол при турецком дворе Бусбек. Впервые он увидел тюльпан во время одной из поездок по стране. - -В 1573 году по заказу известного ботаника Клюзиуса в Вену прислали несколько луковиц тюльпанов из Стамбула. Клюзиус взял их с собой при переезде в голландский город Лейден, где создал Ботанический сад при недавно открывшемся университете. --Нидерланды вскоре стали той европейской страной, глее нежный восточный цветок обрел свою вторую родину. В неслыханно короткий срок он, обновленный и видоизмененный, отныне уже голландский, стал пересекать границы страны как предмет голландского экспорта. -«Эпидемия» охватила другие страны. Светские дамы украшали этими цветами свои наряды, прикалывали по одному - два к декольтированным платьям. Это было признаком богатства и знатности. В романе «Виконт де Бражелон» Александра Дюма описывает подарок, который Людовик XIY преподнес своей фаворитке, – « гарлемский тюльпан с серовато-фиолетовыми лепестками, стоивший садовнику 5 лет усердных трудов, а королю 5000 ливров».(слайд№4) -А в Англии к тюльпану относились поэтично: в сказках эти цветы служили люлечками для маленьких эльфов и других фантастических крошечных существ. В Девоншире известна сказка о феях, которые, не имея колыбелек для своих малюток, укладывали их на ночь в цветы тюльпанов, где ветер качал и баюкал их. -В России тюльпаны культивируются c XYII столетия. Дикие виды этих цветов произрастали на Руси еще в XII веке, но назывались они тогда цветками «лола».(слайд№5)
3.2. В течении нескольких лет в республике Калмыкия празднуется «Гимн тюльпану»который раз мы стали очевидцами традиции поклонения символу калмыцкой степи – Тюльпану. (слайд№6)
Вопрос классу: Скажите, какие виды тюльпанов произрастают на территории Республики Калмыкия? -На территории Республики Калмыкия произрастают три вида тюльпанов : Тюльпан Шренка, Тюльпан Бибирштейна( часто в республике его называют подснежником, он имеет желтолепестковый венчик ) и тюльпан двухцветковый. Все они занесены в Красную книгу и подлежат охране.
Тюльпан Шре́нка (лат. Tulipa schrenkii) (слайд№7)
Занесён в Красную книгу России. Категорически запрещён сбор растений на букеты и выкапывание луковиц, продажа цветов и луковиц. Считается одним из родоначальников первых культурных сортов (класс Дюк Ван Толь, известный с конца XVI века). Назван в честь Александра Ивановича Шренка.
Тюльпан двухцветковый – ( лат.Tulipa biflora) (слайд№8) Историческая справка. Описан в 1776 г. П.С.Палласом (1741-1811) по образцам из Прикаспийских пустынь. Место нахождения типовых экземпляров неизвестно, однако в гербарии Санкт-Петербурга хранятся сборы А.И. Шренка 1842 г. с территории Казахстана (урочище Терсакан, горы Кокшетау). Краткое описание. Луковица яйцевидная, до 1,5 см диаметром, покрытая серовато-бурыми бумагообразными чешуями, опушенными изнутри паутинисто-шерстистыми волосками. Стебель 10-20 см высотой с двумя расставленными линейными листьями. Цветки мелкие, одиночные или в количестве 2-6, белые, с жёлтым дном. Листочки околоцветника острые, до 2,5 см длиной, наружные вдвое уже внутренних, по спинке тускло-фиолетовые. Тычиночные нити жёлтые, с волосистым кольцом при основании; пыльники мелкие, всего 2-3 мм длиной. Плод — округлая коробочка до 2,6 см длиной и 1,7 см шириной, число нормально развитых семян до 150. Размножение семенное, редко — вегетативное. Фенология. Цветёт с начала апреля до начала мая, плодоносит с конца мая до конца июня. Экология. Растёт на глинистых и солонцеватых степных участках. Культивирование. По сведениям, приведённым в книге Анны Паворд (1999), уже в 1876 г. выращивался в странах Западной Европы, в частности, в г. Эрфурте (Германия). В ботаническом саду Санкт-Петербурга известен в культуре с 1875 г.
Тюльпан Биберштейна (слайд№9) Историческая справка. Описан в 1829 г. И. Шультесом (1773-1831) и Шультесом-младшим (1804-1840) по образцам из Северного Кавказа (между Моздоком и Кизляром.). Название вида дано в честь первого коллектора, видного российского ботаника Ф.К. Биберштейна — Маршалла (1768-1826), изучавшего флору Кавказа. Тип находится в Санкт-Петербурге. Здесь же хранятся самые старые гербарные образцы этого вида, собранные 16.04.1870 г. С.М. Смирновым на территории Западного Казахстана (Лбищенский уезд, окрестности озера Индерское). Краткое описание. Луковица конусовидная, 1-2 см диаметром, с кожистыми чёрно-бурыми чешуями, опушёнными у верхушки и основания прижатыми волосками. Стебель 15-30 см высотой, с 2, реже 3 расставленными узкими желобчатыми листьями. Цветок обычно одиночный, в бутоне поникающий, в солнечную погоду широко раскрытый. Листочки околоцветника 2-4 см длиной, заострённые, золотисто-жёлтые, наружные по спинке с коричневато- зелёным оттенком. Тычиночные нити опушённые, разной длины. Плод до 2,5 см длиной и 1,5 см шириной. Размножаются казахстанские образцы только семенным путём. Фенология. Цветёт в середине апреля — начале мая, плодоносит в конце мая -июне. Экология. Растёт в степях, кустарниковых зарослях, по лесным опушкам. Культивирование. Широко распространён в культуре в Западной Европе, Северной Америке, странах СНГ. В Петербурге испытан ещё до 1875 г.
3.3.Пожалуй, не найти ни одного живущего в Калмыкии поэта, который бы не воспел степь, не отдал дань ее величию и красоте, расцвеченной тюльпанами. Предлагаем Вашему вниманию литературно- музыкальную композицию. (слайд№10-16) -Тюльпан Голландии сырой, Твой предок – наш тюльпан степной. Король цветов на все века. Корона лепестков легка, В алмазах утренней зори Переливается, горит. Исколеси весь шар земной, Не встретишь красоты такой. Рожденный в диком поле он, Европу всю забрал в полон. И поклонялись короли Цветам просоленной земли. А Гарлема карнавал! Он в честь тюльпана заиграл. Садовник удивить всех смог: Он черный вырастил цветок. За это всенародно он Был крупной суммой награжден. И написал Дюма роман, В котором он воспел тюльпан. Писатель в наших был краях, Тюльпаном здесь простор пропах. Тюльпаны Родины моей, цветете вы – и мир светлей
Как он красив - тот пламенный цветок!На длинном стебле горд и одинок. Прекрасны лепестки закрытого бутона. Четыре века мир в него влюбленный... Что в сердце нераскрытого тюльпана?В чeм чудо красоты его, в чeм тайна?Так хочется поверить... посмотри -Прелестная Дюймовочка внутри...
Степные тюльпаны.Виктория Дорошенко.
Все чаще и чаще, с годами,Приходит все это ночами,Как будто бы ветра дыхание –Из юности воспоминание!Сквозь сны пробиваются грезы,И им не страшны ни морозы, Ни снег и ни зимняя стужа, Ни дождь, колотящий по лужам!Тихонько ко мне приближаясь,Легонько, как дымка, касаясь,Все чувства во мне пробуждая,Они прилетают из мая!Я жду этих дивных мгновений, И их мне ничто не заменит:Когда расцветают тюльпаныВ бескрайней степи Джезказгана!Огромное красное поле… А запах, дурманящий вволю?И степь так прекрасна весною,Зовет и зовет за собою!Откуда, скажите на милость,На этой земле появилось-Вот это роскошное чудо-Тюльпан! Ну, скажите, откуда!Весною в любом огородеТюльпанов полно! Но в природеОни совершенно иные,Совсем не такие большие,И нет среди них ни махровых,Ни синих, ни белых – лиловых…Сквозь камни растут, поскромнее,Как капельки крови алея.Шикарных тюльпанов – много…Меня не судите вы строго:В них нет аромата степей,Они для садов и аллей!
Над горной долиной —мерцанье.Над горной долиной — светло.Как всяких забот отрицанье,В долине почило село.Тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны.Не здесь ли разбойник морскойМечтал залечить свои раны,Измученный парусом рваным,Разбоем своим и тоской? Я видел суровые страны,Я видел крушенье и смерть,Слагал я стихи и романы,—Не знал я, где эти тюльпаны,Давно бы решил посмотреть!И только когда вспоминаюТот край, где родился и рос,Желаю я этому краю,Чтоб было побольше берез....
4. Закрепление Учитель: – Какой вопрос мы рассмотрели сегодня на уроке? – Что нового вы узнали? – Чему научились?
5.Заключение. Безусловно , такая красота природы нуждается в нашем трепетном внимании и заботе. Все изученные нами сегодня виды этих степных красавцев подлежат бережному отношению и строгой охране, все занесены в Красную книгу природы. И хотелось бы чтобы каждый из вас помнил слова поэта Дудина , которыми хотелось закончить наш урок :
«Берегите землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стеблях повилики, На тропинке солнечные блики, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите, Берегите землю, берегите…»
6.Домашнее задание.
7.Итог урока. Выставление оценок.