Рабочая программа по литературе для 5 класса под под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф,2008.



уро-каТема
урока кол.
час. Основные понятия Вид контроля
Дата Регионал.
комп Приме
чание план факт 1 Вн. чтение .Мой читательский дневник.
Обмен читательскими впечатлениями по прочитанному за лето. Знакомство с учебником. 1 текущий 2. Литература как искусство слов
1 Лит-ра ,словоискусство Ответы на вопросы Регулятивные: совершенствуют восприятие и понимание сказкиЛичностные: формируют потребность в чтении УНТ как средстве познания народных идеалов, понять природу возникновения и исполнения произведений
Предметные: знают малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
Коммуникативные: совершенствуют навыки пересказа и речи
3. Малые жанры фольклора. Загадки 1 Фольклор,жанрТекущий контроль 4. Русские народные сказки. Волшебная сказка «Хрустальная гора» 1 Виды сказок
Зачин,развитие события, финал Ответы на вопросы. Выразит чтение.
Пересказ. 5. Чудесное как условие достижения идеала 1 Композиция
сюжет Ответы на вопросы.
Пересказ. 6. Бытовая сказка. Отражение народного уклада жизни и нравов. «Как старик домовничал». 1 Композиция
поучительность Ответы на вопросы.
Пересказ. 7. Сказка о животных. Иносказательность. «Лиса и тетерев». 1 Композиция
мораль Ответы на вопросы.
Пересказ. 8. Вн.чтение «Пойди туда, не знаю куда…» 1 мораль Пересказ
9 Вн чтение .Урок-концерт. Сказывание любимых сказок. 1 творческие работы 10 Р/речи. Сочиняем сказку.
1 Уровень знаний АВТОРСКАЯ СКАЗКАЛичностные: строят систему нравственных ценностей с точки зрения моральных норм
Познавательные:, планируют совместно с учителем и выполняют учебно-познавательные действия
Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу, извлекают нужную информацию
Коммуникативные: развивают навыки пересказа, монологической речи
11. Литературная авторская сказка 1 Авторская сказка беседа А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Слово о поэте .Сюжет. образы героев. поучительность опрос 12. Нравственная проблематика «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
1 Особенность сказки Ответы на вопросы.
Выразит.чтение 13. Образы героев . Поэтическое мастерство Пушкина. 1 персонаж иллюстрации к сказкам 14.
Е. Шварц. Сказка-пьеса «Два клена»
Проблема добра и зла, истинного и ложного 1 пьеса Ответы на вопросы.
Чтение по ролям 15. Торжество добра и справедливости. 1 Пьеса,персонажЧтение по ролям 16. Р.р. Обучающее изложение по пьесе-сказке «Два клёна» 1 вопрос 3Б, стр.98. учебник часть 1 17. Гофман. Сказка «Щелкунчик» Реальное и чудесное в сказке 1 Реальность
чудеса Ответы на вопросы. 18. Значение мечты в реальной жизни 1 закрепление Ответы на вопросы. 19. Характер героини. 1 персонаж Ответы на вопросы. 20 Р.речи. Мои мысли о сказке 1 Уровень знаний 21. Н.В. Гоголь.Слово о писателе Фантастическая повесть «Ночь перед Рождеством» 1 фантастика Ответы на вопросы. Выразит.чтение 22. Волшебные и фольклорные основы повести 1 фольклор пересказ 23 Изображение быта в повести. Поэтизация картин народной жизни. 1 Быт,
поэтизация исследование 24 Юмор в повести 1 юмор пересказ 25 М.М. Пришвин. Слово о писателе.
Сказка-быль «Кладовая солнца» 1 быль Ответы на вопросы.
Пересказ. 26 Сказочные элементы в произведении 1 сказка Ответы на вопросы.
Пересказ. 27 Одухотворение природы и ее участие в судьбе детей 1 персонаж опрос 28. Р/речи.Подотовка к дом. сочинению «Кто прав: Настя или Митраша ?» 1 Уровень знаний 29. П.П.Бажов.Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка» 1 сказ Составление
таблицы 30. Реальное и чудесное в сказе 1 персонаж Ответы на вопросы 31 Вн.чт. Сказы Бажова 1 Просмотр м/ф 32. В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было». Иносказательность 1 Притча
Текущий контроль 33. Вн.чт. В. Гауф. «Холодное сердце» 1 Пересказ 34. Итоговый урок по теме «Сказки». Письменный ответ на один из проблемных вопросов : Почему в сказках добро всегда побеждает зло? 1 Уровень знаний ЛЕГЕНДА
Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу, извлекают нужную информацию
Коммуникативные: умеют строить монологические высказывания, проявляют активность для решения познавательных задач.
Предметные: умеют анализировать литературное произведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимают и формулируют тему, идею.
35. Легенда. ЕЕ отличие от сказки 1 легенда Беседа 36. А.С. Пушкин. Добро и зло в человеке в стих. «Анчар» 1 легенда Выразительное чтение 37 Легенды о деревьях и цветах. «Анчар» Выразит.чтение стихотворения наизусть. 1 текущий 38. М.Ю. Лермонтов. Проблема жизненного выбора в стих.«Три пальмы» 1 Поэтическая легенда Выразительное чтение 39 Летопись как один из истоков древнерусской литературы. Летопись «Повесть временных лет» 1 Летопись
Др. рус.лит-раОтветы на вопросы 40 История и предание «Призвание варяжских» 1 Предание
варяги опрос 41 «Повесть временных лет».(«Создание славянской азбуки»).Проблема авторства 1 Фольклорные элементы. пересказ 42 А.С. Пушкин. Летописная основа «Песнь о вещем Олеге» 1 летопись Выразительное чтение фрагмен43 Смысл сопоставление Олега и волхва 1 персонаж опрос 44. Р/речи Письменный ответ на вопрос 1 Ответ на заданный вопрос 45. Вн.чтение.«Легенда о Томасе Лермонте» 1 Текущий контроль БАСНЯ
Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу, извлекают нужную информацию
Коммуникативные: умеют строить монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность
Предметные : владеют литературоведческими терминами «басня», «эзопов язык», эстетическое восприятие произведений литературы,
формируют эстетический вкус
Личностные : осмысливают язык басен как одного из необходимых источников русского лит.языка46 И.А. Крылов. Басенный мир .1 Басня
Аллегория
мораль Выразительное чтение басни 47. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий 1 мораль Выразительное чтение 48 «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях 1 Мораль, пороки Выразительное чтение 49. Анализ и исполнение басен 1 Чтение наизусть 50. Вн.чт.. Басни Эзопа и Лафонтена
1 Мораль,
эзопов язык иллюстрации ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕПознавательные:, осознают познавательную задачу, выполняют учебно-познавательные действия извлекают нужную информацию
Личностные : совершенствуют духовно-нравственных качеств личности, воспитывают чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе
Предметные: понимают и формулируют тему, идею, нравственный пафос лит. произведения, понимание авторской позиции, умеют формулируют свое отношение к ней
Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу, извлекают нужную информацию
51 Лирика . Мир души и чувств 1 Лирика,душабеседа 52. А.С. Пушкин. Тема дружбы в стих-ии«Пущину» 1 дружба выразительное чтение 53. Поэтический образ няни в стих-ии «Няне» 1 Поэтический образ Выразительное чтение 54 М.Ю. Лермонтов. Мотив одиночества в стих-ии «Листок» 1 мотив Выразительное чтение наизусть 55 «Тема спасения души в стихотворении 
М.Ю.Лермонтова «Молитва» 1 гармония Выразительное чтение 56 Р/ речи .Написание сочинения на тему: «Как выражается мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова 1 57 А.А. Фет. Лирические переживания человеком мира. 1 Лирика,
душевное состояние Выразит. чтение наизусть 58 Поэтический мир стихотворений 1 лирика Выразительное чтение 59 Ф.И. Тютчев. Образы природы в лирич.произведении«Весенняя гроза». 1 образ Ответы на вопросы
60 Человек и жизнь природы 1 образ Выразительное чтение 61 Поэтический мир стихотворений 1 образ Выразительное чтение 62 Моё любимое стихотворение Ф.И.Тютчева . Ф.Ф Фета. Выразительное чтение стихотворения наизусть 1 наизусть 63 Н.А.Некрасов. Тема детства в стих.
«Крестьянские дети» 1 Тема,образ рассказчика Ответы на вопросы
64 Отображение реальной жизни 1 Герой и персонаж Выразительное чтение фрагмен65 Поэтический мир стихотворения сюжетностьбеседа 66 И.А. Бунин. Отношения человека и природы.Стих.«Густой зеленый ельник у дороги» 1 Образ природы Ответы на вопросы 67 С.А. Есенин. Образ природы.«Береза» 1 Образ природы Выразительное чтение фрагмен68 Погружение в мир стих-ия. Мое любимое стихотворение 1 наизусть 69 Р/р. Сочинение «Мир души и чувств» Обучающее сочинение-анализ лирич-ого стихотворения (по выбору учащихся) 1 сочинение 70 Вн.чтение.Г. Гейне. Стихи. 1 рифма Выразительное чтение фрагмента. РОМАН, ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ
Познавательные: осознают познавательную задачу, извлекают нужную информацию, выполняют учебно-познавательные действия
Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия, осознают возникающие трудности, выполняют поиск причин и пути их преодоления
Коммуникативные: умеют строить монологические высказывания, проявляют активность для решения познавательных задач.
Предметные : умеют характеризовать героя литературы 19 века, характеризуют сюжет произ-ия, его тематику, владеют литературоведческими терминами «тема», «эпизод»
71 Событие в эпическом произведении 1 Эпос
беседа 72 Д. Дефо. Случай и судьба в жизни человека. Роман «Робинзон Крузо» 1 Образ героя Текущий контроль 73 Этот необыкновенный обыкновенный человек. 1 персонажи опрос 74 Жизнь на необитаемом острове 1 опрос 75 Р.р Обучающее сочинение-рассуждение. «Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?» 1 Контроль знаний 76 А.С. Грин. Человек в необычной ситуации.Повесть «Зеленая лампа» 1 ситуация Ответы на вопросы 77 Нравственная проблематика повести 1 нравственность опрос 78 Р.р Сочинение-рассуждение «Что в жизни главнее: везение или упорный труд?» Контроль знаний 79 А.П. Платонов.Человек в экстримальной ситуации. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» 1 экстримальностьОтветы на вопросы 80 Проблема испытания силы духа 1 проблема пересказ 81 Урок – дискуссия на тему «Можно ли назвать историю, рассказанную Платоновым, легендой?» 1 дискуссия диспут 82
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»
Мир детства 1 пересказ 83 Образы главных героев 1 образ Сравнит.таблица84 Роль пейзажа в рассказе 1 пейзаж наблюдение 85  Р/речи.Сочинение- миниатюра "Как в дальнейшем сложилась бы судьба крестьянских детей? 1 Сочинение
86 Ю.П. Казаков. Рассказ «Олень рога» Лирическое в рассказе 1 лирическое Ответы на вопросы 87 Характер главной героини 1 характер пересказ 88. Дж Лондон. Повесть «Сказание о Кише». 13 солнц Киша 1 Пересказ
89 Тема человека и природы 1 беседа 90 В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»Уроки выживания 1 Текущий контроль
Пересказ 91 Человек в экстремальных ситуациях 1 экстремальность опрос 92 Путешествие по Васюткиным тропам 1 Образ героя Сочинение 93 Р/р. Рассказ – описание состояния человека, осознавшего сложность своего положения 1 94 О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих» Грустное и смешное 1 юмор Текущий контроль 95 Уроки маленького мальчика 1 персонаж 96 Р/речи .Сочинение « О чем рассказ «Вождь краснокожих»» 1 Контроль знаний 97. М.М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»:»: «Ёлка». Столкновение мира взрослых и мира детей. 1 столкновение Ответы на вопросы
Пересказ 98 Комическое в рассказах 1 комичекое99 «Мы помним» Рассказы о ВОВ. 1 Пересказ, иллюстрации 100 Р/р. Сочинение – аннотация на любимое произведение , прочитанное в 5 классе. Развитие речи Тест
101 В.чт. В.Даль «Башкирская русалка» Отражение в сюжете рассказа традиционных фольклорных мотивов. 1 пересказ 102 Резервный урок 1 Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф,2008.
Программа составлена на 102 часов (3 часа в неделю)
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В программе определены основные цели и задачи литературного образования:
- формирование духовно развитой личности , обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности,
-постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение, анализ,
-поэтапное формирование умений читать, анализировать и интерпретировать художественный текст,
-овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте
-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Для достижения целей и выполнения задач программы предусмотрен компетентностный подход, определяющий формирование, развитие и совершенствование основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.
В программе определены основные цели и задачи литературного образования:
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.
Программа с 5 по 8 класс намеренно строится не по хронологическому принципу, так как учащиеся еще не овладели необходимым объемом знаний по истории, в основу положен деятельностный подход. С 9 класса вводится хронологический принцип организации материала.
Кроме этого, авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями.
Некоторые методические положения
Основной формой организации учебных занятий является урок. Можно проводить его в традиционной форме: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа.
Авторская программа позволяет провести и уроки в нетрадиционной форме: урок-экскурсия, урок-концерт, урок-размышление, инсценирование, урок-защита творческих работ, урок-конкурс, педагогическая мастерская.
С появлением компьютера, цифровых образовательных ресурсов появилась возможность проведения уроков с применением ИКТ: показ презентаций, виртуальных экскурсий, фрагментов фильмов, проверка знаний на компьютере и т.д.
Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной) одним из главных методов в работе с учениками 5 -9 классов является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета.
Цель и специфика этого метода заключается в следующем:
в активизации художественного восприятия;
в формировании художественных переживаний средствами искусства;
в формировании художественных склонностей и способностей школьников.
Художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы.
Необходимо помнить, что чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста, требуется: специальное внимание к слову, фразе, ритму (умение слушать и слышать – необходимое условие для умения говорить и писать выразительно); работа воображения; эмоциональный настрой.
Этот метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся.
Данный метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа.
Характерные методические приёмы:
выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;
обучение выразительному чтению учащихся;
чтение учителем художественного текста с комментарием;
беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;
постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);
творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.
Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:
чтение художественных текстов дома и в классе;
выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;
заучивание наизусть;
активное слушание текста;
составление плана; образное воспроизведение эпизодов;
близкие к тексту пересказы;
художественное рассказывание;
составление сценариев;
иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;
устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;
рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.
Предполагаемые результаты изучения предмета «Литература»:
Личностные результаты:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач  различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные  результаты выпускников основной школы  проявляются в:
Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
Умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
 в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
 в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименования разделов,
тем Количество часов В том числе на:
Аудиторные занятия Аудиторные сочинения Внеклассное чтение Контрольные работы
5 класс 1 Литература как искусство слова 2 2 2 Реальность и вымысел 37 2.1. Фольклор 8 5 1 2 2.2. Авторская сказка 24 15 1 2 2.3. Басня 5 4 - 1 1
3 Этот необычный мир… 64 3.1. Легенда 11 9 1 1 3.2. Лирическое стихотворение 20 17 2 1 3.3. Роман, повесть, рассказ 32 28 3 1 1
4 Резерв 1 ИТОГО: 102 86 8 8 2
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Литература для учителя:
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москви Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014Литература для учащихся:
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. – М.:Вентана-Граф, 2014
МУЛЬТИМИДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ:
ЦОР по всем темам - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/df362777-59bf-4ecb-ae83-ecbb9b8a7673/116915/