Конспект урока по природоведению в 5 классе коррекционной школы на тему Культурные и дикорастущие растения


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Урок природоведения в 5 классе
«Культурные и дикорастущие растения.»
провела учитель биологии и географии
I квалификационной категории
Юсупова Н.В.
ноябрь , 2014 год
Урок природоведения в 5 классе по теме "Дикорастущие и культурные растения"
Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений.
Задачи:
Обучающие:
познакомить обучающихся с новыми понятиями,
расширить словарный запас обучающихся.
Развивающие:
способствовать развитию общеучебных умений и навыков (классификация, обобщение по итогам наблюдения);
продолжать развивать интерес к предмету через изучение природы родного края.
Воспитательные:
совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к родному краю;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
мультимедийная установка, экран,
раздаточный информационный материал для использования в групповой и индивидуальной работе.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Презентация.
План-конспект урока
Организационный этап – 1-2 минуты.
Ориентировочно-мотивационный этап – 5-6 минут.
Целеполагающий этап – 5 минут.
Операционно-исполнительный этап – 20 минут.
Рефлексивно-оценочный этап – 2 минуты
Ход урока
I. Организационный этап.
Начнём урок с добрых слов друг другу. Все дети произносят добрые пожелания на урок. А сейчас прочитаем эпиграф к нашему уроку. Дети читают.
“Не можем жить мы без растений
Об этом скажет нам не только гений.
Как воздух нам нужны они.
Они разнообразны…
И все они по-своему прекрасны.”II.Подготовка к активной познавательной деятельности. Ориентировочно-мотивационный этап
1.Фронтальная работа. Работа по слайдам презентации.
- Приведите примеры невидимых нитей в осеннем лесу. Посмотрите на рисунки слайда, что вы видите (яблоня, слива, ель, орешник, ромашка и т.д.) Как их можно назвать одним словом? -Растения. -Какое значение имеют растения? Ответ учеников – можно сделать полезные вещи, кормят, лечат, одевают (слайд) На какие группы можно разделить растения? Вспомните ранее изученную тему… Ответ: деревья, кустарники. Травы (слайд) Ставлю перед учащимися цель: «На какие группы еще можно разделить растения?» Работа по слайдам презентации – Сравни растения: Ель и Яблоня; Орешник и Крыжовник, Мать и мачеха и Огурец; Что между ними общего и чем они различаются. Ученики приходят к выводу. Что одни растут в дикой природе, а за другими ухаживает человек
2. Словарная работа: Дикорастущие и культурные растения (записать в тетрадь) 3. Работа в парах: а. Рассмотрите рисунки на стр.60 учебника.
б. Назовите друг другу изображённые растения.
в. Какие из них культурные, а дикорастущие?
4. Все культурные растения также можно разделить на группы. Задание «Найди пару и обьясни, почему? (слайды) Вывод- культурные растения можно разделить на плодовые, овощные, зерновые, прядильные, декоративные. Ученики называют растения по группам. Дают им характеристику -Плодовые растения растут в садах .К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Овощные культуры растут на полях и в огороде. Зерновые культуры растут на полях. Из зёрен пшеницы, ячменя, ржи, овса делают муку и крупу. Прядильные растения очень ценные. Они дают прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, бязь, сатин, трикотаж, постельное бельё и вафельные полотенца. Декоративные растения: пионы, нарциссы, гладиолусы, тюльпаны – это цветы. Их выращивают на клумбах для красоты.
5. Ученики рассказывают стишки и загадки о культурных растениях.
-Вырастаю всем на диво –
Высока, стройна, красива,
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки,
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытней, я … кукуруза…
-Из земли вырастаю
Весь мир одеваю. (лён)
-Он на стражника похожий,
Словно клумбу стал стеречь,
Очень яркий и весёлый,
По латыни значит «меч».(Гладиолус)
-Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах своих лепестков,
Хоть куст мой зелёный вас ранить готов,
Но кто ж не простит мне колючих шипов.(роза)
Индивидуальная работа (3 человека).
-Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету… (ирис)
Физкультминутка. Рябинка(слайд)
III/Операционно-исполнительный этап.Работа в индивидуальных карточках «Найдите правильные ответы. Овощные растения- это..»
А)Картофель.
Б)Свекла.
В)Яблоня.
Г)Груша.
Д)Репа.
Е) Малина.
Ж) Редис.
«Найдите правильные ответы. Декоративные растения –это…»
А)Рожь
Б)Огурец.
В)Лен.
Г)Гладиолус.
Д)Рис.
Е)Роза.
Ж)Ирис.
обсуждение выполненных работ
Закрепление пройденного материала « Кроссворд по теме» (слайд) Ученики работают с раздаточным материалом, ответ на кроссворд дают , поднимая нужную карточку
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
Для чего людям нужны растения? Что вы можете о них рассказать?Ответ детей.
9.Оцените полученные знания на уроке.
VII. Домашнее задание.
1 уровень - с.60 читать, записать овощные и плодовые растения
2 уровень - с.60-62 читать, пересказать, записать все культурные группы растений
10.Незнайка благодарит за урок, дарит вам цветок.
Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу и любовь эта возвратится к вам.
Нам в дождь и в зной
Поможет друг
Зелёный и хороший –
Протянет к нам десятки рук
И тысячи ладошек.