Урок математики в 5-м классе на тему Сложение, умножение, деление десятичных дробей


Урок математики в 5-м классе на тему "Сложение, умножение, деление десятичных дробей"
Цели урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий над десятичными дробями; закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
развивать внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность;
воспитывать стремление достигать поставленных целей, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.
ХОД УРОКА
I.  Повторение (теория и решение примеров).
1) Правило сложения десятичных дробей:
–  уравнять в дробях количество знаков после запятой;–  записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;–  выполнить сложение, не обращая внимание на запятую;–  поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Решаем у доски вместе с учащимися (можно вызвать сразу несколько учеников, можно решать за доской и т.д.)
№ 1. Уравняйте количество знаков после запятой и выполните сложение:
а)   5,81 + 2,1 = 7,91б)   2,7 + 3,01 = 5,71в)   6,5 + 0,42 = 6,92г)    88,01 + 12,1 = 100,11
2) Правило умножения десятичных дробей:
–  выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;–  отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
Если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить, то впереди пишут нуль или несколько нулей.

№ 2.  Выполните умножение:

3) Правило деления на десятичную дробь:
– в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;– выполнить деление на натуральное число.

№ 3. Выполните деление:
а) 7,56 : 0,6 =  12,6б) 10,5 : 3,5 = 3в) 16,51:1,27 = 13г) 0,468 : 0,09 = 5,2д) 0,456 : 3,8 = 0,12
Ещё раз устно проговариваем правила.
II. Самостоятельная работа
№ 4. Выполните действия. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово.
1)  5,8 + 22,191=2)  6,025 х 5,6 =3)  1,15 х  0,4 =4) 0,182 : 1,3 =5) 131,67 : 5,7 =
1,4 23,1 0,46 2,11 0,14 0,4 27,991 3,4 33,74 27 8,22 2,6
М ПЮО ЗЛ Ь О В Д Е ЦОтвет: слово МОЛОДЕЦ
№ 5. Тест
Вариант 1
1) Выполните сложение:
395,486 + 4,58
Ответы:
а) 853,486б) 400,066в) 395,954
2) Выполните умножение:
2,87 х  5,6
Ответы:
а) 16,072б) 15,172в) 150,72
3) Найдите значение частного:
1,598 : 4,7
Ответы:
а) 34б) 0,34в) 0,034
Дополнительно:
Найти значение выражения:
4,36 : (3,15 + 2,3)
Ответы:
а) 8б) 1,8в) 0,8 Вариант 2
1) Выполните сложение:
7,6 + 908,67
Ответы:
а) 916,27б) 1668,67в) 909,43
2) Выполните умножение:
0,85 х  4,07
Ответы:
а) 345,95б) 3,4595 в) 3,4605
3) Найдите значение частного:
39,156 : 7,8
Ответы:
а) 5,2б) 0,52в) 5,02
Дополнительно:
Найти значение выражения:
6,93 : (0,028 + 1,512)
Ответы:
а) 0,45б) 45в) 4,5
Ключ к тесту:
  1) 2) 3) Доп.
I. вариант Б) А) Б) В)
II. вариант А) Б) В) В)
III. Итог урока и домашнее задание.
– Сформулируйте правила сложения десятичных дробей.– Как умножить две десятичные дроби? – Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.
Домашнее задание:
– повторить правила;– решить № 1228 (д, е), 1405 (л, к), 1456 (з)
Список литературы:
Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд, Математика учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: Мнемозина
А.С. Чесноков, К.И. Нешков, Дидактические материалы по математике для 5  класса средней школы. –– М.: Просвещение, 1997.
И.Н. Карамшук, Создание компьютерных презентаций: практические работы по курсу «Пользователь ПК».–– Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2008.