Урок географии Тихий океан


Тихий океан
Цели: Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями Тихого океана, особенностями природы, хозяйственной деятельностью человека в океане
Задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с особенностями природы Тихого океана;
Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.
Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, учебники, таблицы.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Вход в тему:
-Сегодня мы с вами будем изучать географический объект, а какой, попробуйте определить сами.
1. Частью этого географического объекта является самое грязное море на Земле – Желтое.
2. К этому географическому объекту относится и самое глубокое море на Земле – Филиппинское.
3. Только в этом географическом объекте можно увидеть Большой Барьерный риф, построенный мелкими животными, причем он такой огромный, что его можно увидеть даже с Луны.
4. Именно здесь можно наблюдать самые гигантские разрушительные волны – цунами.
5. Этот географический объект настолько огромен по площади, что может уместить на себе всю сушу, да еще место останется.
Многие из вас, наверное, догадались, о каком географическом объекте идет речь. Тихий океан.
Красочен океан! В штиль зеркальная гладь воды, залитая ярким солнечным светом, выглядит белесой, особенно близ горизонта, который воспринимается нечетким и размытым. Но стоит слабому ветерку подернуть океан легкой рябью, как сразу появится и заиграет на нем сочная синева. Набежит на солнце облако, и вода потемнеет. Закроют небосвод тяжелые дождевые тучи – и океан станет под стать небу – серым и мрачным. Вечером, когда начинает заходить солнце, вода загорается багряным пламенем.
- Я назвала наш урок «Тайны Тихого океана»
Проблемный вопрос урока:
Часто этот океан называют еще и Великим. Он хранит много таинств.
И мы сегодня попробуем разгадать тайны Тихого океана, конечно, не без вашей помощи.
Географическое положение
История исследования
Рельеф дна
КлиматТечения
Природные ресурсы
Экологические проблемы
Я люблю тебя, Тихий, за твою красоту,За твою необъятность, за твою глубину.Ты всегда непонятен: то молчишь, то ревешь,Словно вечный источник, песню жизни поешь.Ты спокоен, как небо, обнимаешь, как мать.Вдруг внезапная буря исказит твою стать.Иногда ты печален, излучаешь тепло,Позволяя тревогам опуститься на дно.Ты – пучина и капля, ты – ответ и вопрос.Ты – награда и вызов, стон твой ветер унес.Твои мысли и руки гладят кожу песковАромат твой и шепот вызывает любовь.Позабыть невозможно твою нежность и страсть,Твою гордую мощность и вселенскую власть.Преклоняю колени, ты – стихия моя!Ты – улыбка и слезы, озорное дитя.Я люблю тебя, слышишь.Жар огня даст ответ, ты – бездонное море,Теплый утренний свет.
-Предлагаю выяснить, где находится Тихий океан? Открыли атласы и контурные карты.
(план изучения океана)
Географическое положение.
1. Какие материки омывает.
2. С какими океанами связан.
3. Расположен относительно:
экватора;
нулевого меридиана;
тропиков;
полярных кругов
Фронтальная работа
1. Тихий океан самый большой. – 1-я тайна
Тихий океан, еще его называют Великий, занимает 1/3 поверхности планеты и почти ½ площади Мирового океана. Расположен он по обеим сторонам от экватора и 180 меридиана. Этот океан разделяет и одновременно соединяет берега 5 континентов. На востоке океана береговая линия расчленена слабо, выделяется несколько полуостровов и заливов. На западе берега сильно изрезаны. Здесь много морей.- Сравнивают площадь Тихого океана с размерами других океанов.
История исследования
Многие народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проникновения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Корабли Ф.Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространство с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Магеллану назвать его Тихим океаном.
-«История исследования.»
Много сведений о природе океана было получено во время плаваний Дж. Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством И. Ф. Крузенштерна, М. П. Лазарева, В. М. Головнина, Ю. Ф. Лисянского. В том же XIX в. комплексные исследования велись С. О. Макаровым на судне «Витязь». Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Тихого океана занимается специальная международная организация.
Итак, 2-я тайна Тихого океана – Первое кругосветное путешествие.
-«Рельеф Тихого океана.»
Тихий океан самый глубокий.
Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хребты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.
«Рельеф Тихого океана.»
Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глубокая Марианская впадина (11 022 м).
3-я тайна – Самый глубокий
4.«Климат Тихого океана
Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме арктического. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холодного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводными хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.
4.1.«Климат Тихого океана.»
Тихий океан — самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной — развиты муссоны. Зимой с материка приходит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы — тайфуны («тайфун» означает «сильный ветер»). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.
Свойства водных масс определяются особенностями климата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяется от -1 до +29 °С. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.
4 –я тайна Самый неспокойный
5.Самый многообразный органический мир.
Органический мир Тихого океана отличается необыкновенным богатством и разнообразием видов растений и животных. В нем обитает половина всей массы живых организмов Мирового океана. Объясняют эту особенность океана его размерами, разнообразием природных условий и возрастом. Особенно богата жизнь в тропических и экваториальных широтах у коралловых рифов. В северной части океана много лососевых рыб. На юго-востоке океана близ берегов Южной Америки образуются огромные скопления рыбы. Водные массы здесь очень плодородны, в них развивается много растительного и животного планктона, которым питаются анчоусы (сельдеобразные рыбы длиной до 16 см), ставриды, маслянные, скумбрии и другие виды рыб. Много рыбы поедают здесь птицы: бакланы, пеликаны, пингвины.
В океане обитают киты, морские котики, морские бобры (эти ластоногие живут только в Тихом океане). Много и беспозвоночных животных - кораллы, морские ежи, моллюски (осьминоги, кальмары). Здесь обитает самый крупный моллюск - тридакна, весом до 250 кг.
5-я тайна – Самый разнообразный органический мир
6 тайна - Тихий океан – рекордсмен по островам
6.Виды хозяйственной деятельности в океане
На берегах и островах Тихого океана расположено более 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества.
Использование природных богатств океана началось еще в древности. Здесь возникло несколько центров мореплавания — в Китае, в Океании, в Южной Америке, на Алеутских островах.
Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан. Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли, моллюсков. В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее. На шельфе ведут разработки россыпей металлов. У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть. На дне океана обнаружены железомарганцевые руды.
Через величайший океан нашей планеты проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережий материков.
Виды хозяйственной деятельности в океане.
Хозяйственная деятельность человека в Тихом океане привела к загрязнению его вод, к истощению некоторых видов биологических богатств. Так, к концу XVIII в. были истреблены млекопитающие — морские коровы (вид ластоногих), открытые одним из участников экспедиции В. Беринга. На грани истребления в начале XX в. находились котики, уменьшилась численность китов. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность в океане представляет загрязнение вод нефтью, некоторыми тяжелыми металлами и отходами атомной промышленности. Вредные вещества разносятся течениями по всему океану. Даже у берегов Антарктиды в составе морских организмов обнаружены эти вещества.
Загрязнение вод Тихого океана.
а). Загрязнение Океана нефтью и меры по предотвращению загрязнения
б) Мусорное пятно и меры по очистке Океана от пятна
Практикум в тетради
6. Итог урока.
Вопросы учителя:
Итак, какие же тайны Тихого океана мы раскрыли?
Что на сегодняшнем уроке вас особенно заинтересовало? Поразило?
А чтобы вы еще хотели узнать о Тихом океане?
Домашнее задание.
Ученики выбирают домашнее задание, исходя из того, что сделали на уроке.
Оценки за урок.