Программа логопедической коррекции дисграфии


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«////////////////////////////////////////////»
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № 1 от ///////////////
____________////////////////////////////
Согласовано
на заседании МС
Протокол №1 от /////////////////// заместитель директора
___________////////////////////
Утверждаю
директор МБОУ
«///////////////////////////////////////»
____________//////////////////////
Приказ № /////// от //////////////////////

Рабочая программа логопедической коррекции дисграфииидля обучающихся 3-4 классов
Учитель-логопед ////////////////////////////////
2015г.
1.Пояснительная записка
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма»
Л.С. Выготский
Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции всех видов дисграфии.
Рабочую программу можно вариативно изменять. Вариативность программы связана, прежде всего, с конкретными особенностями учащихся, индивидуальными способностями к усвоению русского языка.
2.Общая характеристика логопедической программы
Нарушение письма у ребенка при дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 2-4 классов.
Задачи программы:
Развитие фонематического анализа и синтеза;
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,предложения и текста;
Формирование и развитие грамматически правильной речи;
Формирование и развитие выразительной, связной речи;
Обогащение словарного запаса;
Развитие фонематического восприятия;
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,зрительного, кинестетического.
Развитие познавательных процессов: слухового внимания,зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,логического мышления.
3. Место логопедического курса
Данный курс является частью системной работы по коррекции одного из компонентов речевой системы – письменной речи. Он направлен на осуществление специальной логопедической помощи обучающимся, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы, с учетом закономерностей нормального онтогенеза в развитии фонетической, лексической, морфологической и синтаксической системы языка. 4.Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование внутренней позиции обучающегося;
- повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,исполнителя, героя и т.д).
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Предметными результатами прохождения данной программы является сформированность следующих умений:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- определять ударные и безударные гласные, слоги
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
- определять количество звуков и слогов в словах
- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов
- восстанавливать предложения с заданными звуками.
5. Содержание коррекционно-развивающего курса
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:
Работа по преодолению дисграфии на почве несформированностиязыкового анализа и синтеза;
Работа по преодолению аграмматической дисграфии;
Работа по преодолению оптической дисграфии;
Работа по преодолению акустической дисграфии;
Каждый раздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.
1. Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза
Задачи:
формирование, развитие и совершенствование навыка анализаструктуры предложения;
формирование, развитие и совершенствование навыка слоговогоанализа и синтеза;
формирование, развитие и совершенствование навыкафонематического анализа и синтеза.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:
определение количества, последовательности и место слов впредложении;
выделение гласного звука из слога, слова;
работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова;
определение количества, места слога в слове;
составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;
вычленение первого и последнего звука из слова, определение егоместа;
•определение последовательности, количества и позиционного местав слове.
6. Тематическое планирование курса по преодолению нарушений письма при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
№ Тема занятия Количество часов
Этап 1
Звук. Буква. Гласные – согласные звуки
1. Звук. Буква. Гласные – согласные звуки 2
Гласные звуки и буквы
2 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. 1
3 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. 1
4 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. 1
5 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э. 1
6 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. 1
7 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И. 1
8 Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. 1
9 Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю. 1
10 Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е. 1
11 Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё. 1
Согласные звуки и буквы
12 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л. 1
13 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н. 1
14 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П. 1
15 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К. 1
16 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф. 1
17 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т. 1
18 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С. 1
19 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш. 1
20 Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков. 1
21 Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов. 2
22 Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие 1
Этап 2
Слог. Слоговой анализ и синтез
23 Слоги. Слоговой анализ слов 1
24 Слог. 1
25 Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов. 2
26 Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. 2
27 Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие. 2
Этап 3
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст
28 Ударение. 1
29 Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. 2
30 Дифференциация  предлогов и приставок. 3
31 Развитие навыков языкового анализа и синтеза. 3
32 Повторение 2
33 Слова-предметы Работа над текстом 2
34 Слова-признаки 3
35 Слова-действия 3
36 Предложение 2
37 Состав предложения 3
38 Работа над текстом 3
39 Итоговое занятие 1
ИТОГО 60
2. Работа по преодолению аграмматической дисграфии
Задачи:
формирование, развитие и совершенствование умения точногосоотнесения слова с предметом, явлением, действием;
формирование, развитие и совершенствование полноценныхпредставлений о морфологическом составе слова;
формирование, развитие и совершенствование уменияграмматического оформления речи;
•формирование, развитие и совершенствование связной речи.Содержание коррекционно-логопедической работы:
уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей,и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов,относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детейактивно пользоваться различными способами словообразования.Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.
уточнение, развитие и совершенствование грамматическиправильного оформления речи путем овладения словосочетаниями,связью слов в предложениях, моделями различных синтаксическихконструкций.
развитие навыков связного высказывания, включающее в себя:установление последовательности высказывания; отбор языковыхсредств для построения высказывания в тех или иных целях общения;совершенствование навыка строить и перестраивать предложения позаданным образцам.
Тематическое планирование курса по преодолению нарушений письма при аграмматической форме дисграфии
№ п/п
Темы занятий Содержание Часы
I. Слово. Словосочетание. Предложение 60
А. Развитие навыков словообразования 17
1 Родственные слова Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию 2
2 Корень слова Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов 3
3 Приставка Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами 3
4 Суффикс Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов 3
5 Морфологический состав слова Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов 3
6 Предлоги Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога 3
Б. Развитие навыков словоизменения 10
7 Слова-предметы Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря 2
8 Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) 2
9 Практическое употребление существительных разного рода Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления 2
10 Употребление существительных в косвенных падежах Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи 4
В. Развитие навыков согласования 21
11 Слова-признаки Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой. 3
12 Согласование прилагательных с существительными в роде и числе Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами 2
13 Согласование прилагательных с существительными в падеже Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи 4
14 Слова-действия Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой 2
15 Согласование глагола с существительным в числе Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устного аграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия 2
16 Согласование глагола с существительным в роде Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами 2
17 Согласование глагола с существительным во времени Знакомство с тремя временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий 3
18 Имя числительное Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи 3
II. Предложение 8
19 Предложение Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст 4
20 Состав предложения Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями 4
III. ТЕКСТ 3
21 Работа над текстом Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста 3
22 Повторение 1
3. Работа по преодолению оптической дисграфии
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.
1-й этап. Организационный.
Цели и задачи:
Проведение первичного обследования.
Оформление документации и планирование работы.
3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д.
2-й этап. Подготовительный.
Цели и задачи:
1.Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
Развитие зрительного гнозиса:
а)развитие восприятия цвета;
б)развитие восприятия формы;
в)развитие восприятия размера и величины.
Развитие буквенного гнозиса:
а)развитие восприятия цвета букв;
б)развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
в)дифференциация расположения элементов букв.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а)развитие запоминания формы предметов;
б)развитие запоминания цвета;
в)развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
4.Формирование пространственного восприятия и представлений:
а)ориентировка в схеме собственного тела;
б)дифференциация правых и левых частей предмета;
в)ориентировка в окружающем пространстве.
Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
Развитие зрительно-моторных координации.
3-й этап. Основной.
Цели и задачи:
Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
-Дифференциация гласных букв:
а) изолированно (написание);
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
-Дифференциация гласных и согласных букв:
а) изолированно;
б) в слогах и словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
-Дифференциация согласных:
а) изолированно;
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетании;
г) в предложениях и тексте.
Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.
4-й этап. Заключительный.
Цели и задачи:
Закрепление полученных навыков.
Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
уточнение представлений о форме, величине, цвете;
ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;
конструирование и реконструирование букв;
нахождение, выделение букв.
Тематическое планирование курса по преодолению нарушений письма при оптической форме дисграфии
№п/п Тема занятия Задачи Количество часов
Ориентировка в пространстве и времени
Развивать оптико-пространственные представления, графомоторный функции. 3
Цвет, форма, размер предметов. Ориентировка в схеме тела. Развитие зрительного гнозиса и праксиса. Учить определять и называть предметы схожие, различные по форме, цвету, размеру.
Учить ориентироваться в схеме тела. 3
Развитие зрительно-моторныой координации Развивать оптико-пространственные представления, графомоторный функции. 3
Дифференциация букв о - а.
Научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь. 2
Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить знания детей о буквах о - а; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.
2
Дифференциация букв у -и.
Познакомить детей с буквами у - и; учить детей соотносить звуки у-и с буквами у -ии символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёртышами; учить различать буквы у -и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие. 2
Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить знания детей о буквах у - и; научить детей дифференциации букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей логическое мышление, умение составлять словосочетания и предложения поданному слову, зрительное восприятие, навыки звуко-буквенного анализа; обучать детей составлению рассказа по серии картин. 2
Дифференциация букв и - у в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Познакомить детей с начертанием букв и - у; научить детей соотносить звуки и - у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знания правил орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; устранять у детей кинетические нарушения. 2
Дифференциация букв и — у в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить у детей знания о буквах у -и; научить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы у -и; развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительное внимание. Оборудование: предметные демонстрационные картинки на доске; карточка в виде телеграммы; кроссворд; карточки для индивидуальной работы. 1
Дифференциация букв и - ш Закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; познакомить детей с буквами и - ш; научить дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения. 2
Дифференциация букв и — ш в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить знания детей о буквах и — ш; научить детей дифференцировать буквы и - ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с изографами, соотносить букву и символ; устранить у детей кинетические нарушения; развивать у детей кинетические представления, зрительное восприятие цвета. 2
Дифференциация букв б - д Познакомить детей с буквами б - д; научить детей сравнивать буквы б - д по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей оптические представления, слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание. 2
Дифференциация букв б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить у детей знания о буквах б - д; научить детей сравнивать буквы по элементам (их количеству и расположению), дифференцировать буквы б-д в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; научить детей грамматическому оформлению предложений; развивать у детей пространственные и кинетические представления.
2
Дифференциация букв п - т,
П - Т.
Познакомить детей с буквами п – т, П - Т. Научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы п – т, П – Т изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа, логическое и образное мышление, зрительное восприятие и внимание, умение конструировать и реконструировать. 2
Дифференциация букв п - т,
П – Т в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить у детей знания о буквах п - т; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей умение построения предложения; научить работать со скороговорками; развивать и обогащать словарь на заданные буквы; проводить с детьми работу на лексико-грамматическом уровне; развивать кинетические представления, зрительное внимание и память; закрепить знания о написании букв занятия. 2
Дифференциация букв л - м,
Л - М.
Познакомить детей с буквами л - м; научить детей соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; уточнить у детей знания об элементах букв занятия; уточнить и обогатить словарь на изучаемые буквы; развивать у детей умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление.2
Дифференциация букв л - м,
Л - М в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить у детей знания о написании букв л - м; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; устранить у детей кинетические нарушения; развивать умение согласовывать прилагательных с существительными в роде, фонематическое восприятие, зрительное внимание и память, логическое мышление; обучить детей составлению связного последовательного высказывания по опорным словам.2
Дифференциация букв к-н, К - Н.
Познакомить детей с буквами к-н, К - Н; научить детей дифференцировать буквы занятия, работать с анаграммами; формировать у детей навыки слогового анализа и синтеза; уточнять значения слов, расширять словарный запас детей; способствовать преодолению детьми кинетических нарушений; развивать у детей логическое мышление, зрительное восприятие. 2
Дифференциация букв к-н, К – Н в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить знания детей о буквах занятия; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, предложениях и тексте; развивать у детей навыки звуко-буквенного анализа, умения построения предложений из отдельных слов, зрительное восприятие, логическое мышление. 2
Дифференциация букв ш - щ, Ш - Щ.
Познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы ш - щ, Ш – Щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах; научить детей образовывать существительные при помощи суффикса -ИЩ; развивать у детей зрительное внимание, восприятие, умение образовывать существительные от глаголов, кинестетические ощущения; способствовать преодолению кинетических нарушений у детей. 2
Дифференциация букв
ш-щ, Ш-Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить у детей знания о буквах ш-щ; научить детей сравнивать буквы ш-щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с паронимами, составлять словосочетания; формировать у детей навыки звукового анализа и синтеза; развивать у детей навыки слогового анализа, зрительное восприятие; способствовать преодолению кинетических нарушений. 2
Дифференциация букв и-ц, И - Ц.
Познакомить детей с буквами и — ц, И — Ц; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах, соотносить звуки ц - и с буквами разного шрифта и символами для их схематичного изображения; развивать у детей навыки словообразования, звукового анализа, зрительное восприятие; припомнить вместе с детьми сказку «Царевна-Лягушка». 2
Дифференциация букв и - ц, И-Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить знания детей о буквах занятия; пополнять словарь детей словами на изучаемые буквы; обучать детей построению словосочетания и предложения, грамматическому оформлению предложений; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление; учить детей дифференцировать буквы и — ц в словах, словосочетаниях и предложениях. 2
Дифференциация букв ц-щ,
Ц - Щ.
Познакомить детей с буквами ц - щ; научить детей соотносить буквы занятия со звуками и символами, сравнивать буквы по написанию в разном шрифте и различной величины; развивать у детей фонематическое восприятие, зрительное восприятие, кинетические представления, логическое мышление; пополнять словарь детей словами на изучаемые буквы; припомнить вместе с детьми содержание сказки «По щучьему веленью».2
Дифференциация букв ц - щ, Ц-Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить у детей знания о буквах занятия, о родственных словах; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, кинетические представления, зрительное внимание, восприятие и память. 2
Дифференциация букв З-Е.
Познакомить детей с буквами занятия; закрепить знания детей о написании букв Е - З; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, соотносить буквы занятия со звуками и символами для схематичного их обозначения; закрепить знания детей о правописании имён собственных; развивать у детей логическое мышление, кинетические, пространственные и зрительно-пространственные представления, зрительное восприятие; научить детей дифференцировать понятия «правый» - «левый»; закрепить у детей навыки ориентировки в схеме тела. 2
Дифференциация букв З - Е в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Закрепить у детей знания о буквах З - Е; научить детей дифференцировать буквы З— в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; способствовать преодолению устного аграмматизма у детей; развивать у детей связную речь, зрительное восприятие, пространственные и кинетические представления, логическое мышление; закрепить знание правил написания имён собственных. 2
Диагностические работы: списывание, диктанты, изложение, сочинение 4
Итого 60
4.Работа по преодолению акустической формы дисграфии
Задачи:
развитие слухового восприятия;
формирование и развитие представлений о звуках;
развитие фонематического анализа и синтеза;
развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости-глухости, по твердости-мягкости.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков
сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховомплане.
Коррекционная работа проводится в три этапа:
I. Подготовительный.
П. Основной.
III. Заключительный.
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа:
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие слуховых дифференцировок.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.
В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа:
1. Развитие слухового и зрительного внимания,
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциации оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа
1. Закрепление полученных знаний,
2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
4. Работа по преодолению акустической дисграфии
Тематическое планирование курса по преодолению нарушений письма при акустической форме дисграфии
№п/п Тема занятия Количество часов
Подготовительный этап работы
1 Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия 2
2 Звуки 2
3 Гласные и согласные звуки 2
Основной этап работы
4 Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е 2
5 Дифференциация гласных А-Я2
6 Дифференциация гласных У-Ю 2
7 Дифференциация гласных О-Ё2
8 Дифференциация гласных Ы-И 2
9 Дифференциация гласных Э-Е2
10 Мягкий знак 2
11 Звонкие и глухие согласные 2
12 Звуки Б-Б’, П-П’ 2
13 Звуки В-В’, Ф-Ф’ 2
14 Звуки Г-Г’, К-К’, Х-Х’ 2
15 Звуки Д-Д’, Т-Т’ 2
16 Звуки З-З’, С-С’ 2
17 Звуки Ж-Ш 2
18 Лабиализованные гласные. Звуки О-У2
19 Лабиализованные гласные. Буквы Ё-Ю2
20 Дифференциация соноров. Звуки Р-Р’-Л-Л’ 2
21 Звуки Л-Л’-Й 2
22 Дифференциация свистящих и шипящих звуков 2
23 Звуки С-С’, Ш2
24 Звуки З-З’, Ж 2
25 Звуки С-С’, Ц2
26 Звуки ТС-Ц 2
27 Звуки Ч-Щ 1
28 Звуки Ч-ТЬ 1
29 Звуки Ч-Ш 1
30 Звуки Ч-Ц 1
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков
Заключительный этап.
31 Развитие связной речи 4
ИТОГО 60
Тематическое планирование курса по коррекции дисграфии смешанного вида
№ Тема занятия, содержание Количество
часов
I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне
1. Развитие языкового анализа и синтеза:
Развитие анализа структуры предложения:
• Деление предложений на отдельные слова и определение их количества.
• Придумывание предложений по заданным графическим схемам.
• Составление графических схем предложений.
• Определение места данного слова в предложении. 3-5
2. 2) Развитие слогового анализа и синтеза:
• Деление слов на слоги при помощи слоговых схем.
• Подбор нескольких слов к заданной графической схеме.
• Составление графической схемы к каждому из данных слов.
• Составление слов из слогов данных вразбивку.
• Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом. 3-5
3. 3) Развитие звукового анализа и синтеза:
• Определение количества звуков в слове.
• Определение последовательности звуков в слове.
• Определение места звука в слове.
• Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков.
• Составление слов из звуков, данных в беспорядке.
• Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука.
• Составление слов из звуков данного слова. 3-5
II. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне
4. 1. Работа со слогоритмическими схемами слов. 3-5
5. 2. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи. 4-6
6. 3. Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. 4-6
7. 4. Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, разбор по составу, синонимы, антонимы, омонимы). 2-6
8. 5. Предлоги (выделение предлогов).
4-6
9. 6. Приставки (выделение приставок). Работа ведется с 3-го класса
10. 7. Дифференциация предлогов и приставок. III. Коррекционная работа на фонетическом уровне
11. 1. Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие).
4-6
12. 2. Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных: Я 2-4
Е 2-4
Ю2-4
Е 2-4
16. 3. Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) 4
17. 4. Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства. 3
с-е о-с у-д-з л-и м-ш в-д IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне
работа над связной речью
18. • составление рассказов из предложений.
• составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам).
• составление рассказа по сюжетной картине.
• составление рассказа по серии сюжетных картин.
• составление рассказа по вопросной схеме, пересказ). 3-8
ИТОГО 50-87
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Библиография:
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
КорневА.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.; ИДУМиМ, 1997.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998.
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СОЮЗ, 2001.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: СОЮЗ, 1999.
Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. -М., 1961.
Матвеева А.Н. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1995.
Нефедова ЕЛ., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. - М.: Аквариум, 1996. - (Уроки русского языка).
Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. -М., 1961.
Переслини Л.И., Фотекова ТЛ. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. 1993.№4.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1996.
Ткаченко ТЛ. В первый класс без дефектов речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Гном-Пресс, 1999.
Фотекова Т.Л. Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников. - М.: АРКТИ, 2000.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: АРКТИ, 1997.
УМК учителя – методические пособия для учителя-логопеда по программам: «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», (автор: Мазанова Е.В., 2006 г.) УМК обущающегося – рабочие тетради по программам: «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», (автор: Мазанова Е.В., 2006 г.) Планируемые результаты изучения курса
- Расширение словаря.
- Развитие навыков словообразования/словоизменения в устной и письменной речи.
-Расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности;
- Упорядочивание грамматического строя речи учащихся.
- Формирование системы взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка.
- Дифференциация оппозиционных звуков.
- Коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического слуха;
- Использование полученных знаний и приобретённых умений в различных речевых ситуациях.
- Развитие графомоторных навыков.
- Развитие зрительного гнозиса и праксиса.
- Достижение более высокого уровня навыков учебной деятельности: осознание и достижение цели через самостоятельное решение поставленных задач, оценка результатов деятельности;
- Развитие словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительной памяти, внимания, воображения, познавательной активности, мотивационной и эмоционально-волевой сферы (воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сотрудничеству и сотворчеству).