Сценарий урока по математике на тему Нахождение значений выражений (5 класс)


Тема: "Нахождение значений выражений"
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места.
Тех, кто готов работу начать
Улыбки свои я прошу показать!
Все готовы? Тогда повторяем,
Систематизируем, изучаем и обобщаем,
ИТАК, НАЧИНАЕМ!
Мотивация урока.
Ребята, какие числа мы сейчас изучаем? (десятичные дроби)
Какие действия с ними вы научились выполнять? (сравнение, округление, сложение, вычитание, умножение)
Давайте проверим: на сколько вы внимательны и что действительно вы умеете делать с десятичными дробями? (слайд 1)
Нет ли здесь ничего лишнего? (убираем деление)
Ребята, сегодня на уроке вам пригодятся знания не только алгоритмов выполнения действий с десятичными дробями, но и знания законов выполнения этих действий.
Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. (слайд 2)
Умножение десятичных дробей. (слайд 3) Перед вами текст домашней задачи. Откройте тетради с домашней работой. Кто решил задачу по действиям? Кто - выражением? (Ученик на доске записывает выражение, а в это время с места другой ученик рассказывает свое решение по действиям 1) скорость второго лыжника 8,3+1,9=10,2 км/ч; 2) скорость сближения 8,3+10,2=18,5 км/ч; 3) длина трассы 18,5·0,4=7,4 км) (слайд 4)
Законы умножения. (слайд 5) Вычислить наиболее простым способом выражения (идет устная работа с комментариями: каким законом пользовались). (слайд 6)
Сложения и вычитания десятичных дробей. (слайд 7)
a x буква
1,08 0,88 Р
0,3 2,3 Т
3,42 3,22 У
2,5 2,3 Т
0,04 2,04 Ь
РТУТЬ – металл, находящийся в жидком состоянии.
(слайд 8)
Степень числа. (слайд 9) Прочитайте выражения и назовите порядок действий. (слайд 10)
Умножение и деление на 10, 100, 1000… и на 0,1, 0,01, 0,001… (слайд 11) Вы все когда-нибудь играли в морской бой. Я буду называть квадраты и действия, а вы будете выполнять действия с числами из этих квадратов.
Произведение числа А1 и Б1 ( 120,4 )
Частное чисел Б3 и В2 ( 906 )
Произведение чисел А3 и В1 ( 72 )
Частное чисел В1 и А2 ( 0,72 ) (слайд 12)
Законы сложения и вычитания. (слайд 13) Определите истинность высказываний. По одному высказыванию каждой парте.(около истинных высказываний слова остаются, а ложных - исчезают) Составьте предложение, зарифмовав слова ОТЛИЧНЫЕ – ДЕСЯТИЧНЫЕ. Девиз урока: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные» (слайд 14)
(слайд 15) Ребята, в каком задании могут встретиться все эти действия, которые мы с вами повторили, одновременно? (нахождении значений выражений, если не скажут, то найти в книге) (по щелчку появляется надпись) Это тема урока. Открываем тетради и записываем число, классная работа, тема урока. (слайд 16) (пока дети пишут, прохожу по рядам, забираю тетради с домашней работой и раскладываю карточки с заданиями для работы по проекту; проектор отключается)
Проектная деятельность (работа в группах)
У вас на партах лежат карточки с заданием. Надо найти значение выражения. Работаем в паре. Записываем вычисления в тетрадь.
У кого на карточках стоит №1, те поворачиваются к соседней парте (у них стоит на карточке №2), смотрят друг у друга задание, сравнивают задание и результат, обсуждают и делают вывод. Свой вывод все записывают в свои тетради. Вывод должен быть записан выражением. (из некоторых групп представители записывают свой вывод на доске, у всех получается одинаковый вывод, только с разными числами)
Давайте заменим числа буквами и получим не числовое выражение, а буквенное (записываем: k2-m2=k-m∙k+m, выделяем в рамочку, обращаю внимание на то, с какими числами удобно вычислять выражение в левой части равенства, а с какими – в правой). Как вы думаете, это равенство будет верно для любых десятичных дробей? Такое утверждение надо доказать. Оно действительно верно и эту формулу мы будем доказывать в 7 классе. Но вы тоже уже достаточно изучили для того, чтобы доказать ее – это будет ваше домашнее задание (подсказка: воспользуйтесь распределительным законом умножения).
Вы проделали огромную работу. Молодцы! Устали?
Физкультминутка.
Учитель произносит слова и показывает движения, учащиеся повторяют.
Один, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочки потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Решение упражнений на нахождение значений выражений
Задача: Алёша мастерит из листа картона кубик с ребром 9,5 см. Размечая карандашом, он замечает, что все квадраты не вмещаются на листе. Тогда он решил уменьшить сторону квадрата на 1 см. На сколько уменьшится площадь одной стороны квадрата? Решение задачи записать выражением. ( 9,52-(9,5-1)2=9,52-8,52=9,5-8,5∙9,5+8,5=1∙18=18см2 )
№ 988(3,4 по первому значению)
№ 1010(3) Реши уравнение: 12х – 11,99х + 83,4 = 117,96
0,01х + 83,4 = 117,96
0,01х = 117,96 – 83,4
0,01х = 34,56
х = 3456
Найдите значение выражения: (34,1 + 16,4)∙ 5,04 – 3,947.
Решение: 1) 34,1 + 16,4 = 50,5
2) 50,5 ∙ 5,04 = 254,52
3) 254,52 – 3,947 = 250,573
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Вариант 1
Найдите значение выражения:
1) 20,75 – 3,75∙(0,972 + 2,068); 2) 8,52 – 8,42; 3) 28•0,28 + 28•0,22.
Вариант 2
Найдите значение выражения:
1) 30,75 – 4,75∙(3,172 + 0,628); 2) 72,52 – 62,52; 3) 0,548 •32 – 0,548•22.
6. Итоги урока. Д/з. Рефлексия.
индивидуально: 1 группа ("5") – доказать формулу разности квадратов, №1032(а), №993(2)
2 группа - №1022, №1028, № 993(2)
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был полезен / бесполезен
Домашнее задание мне кажется легким / трудным