Урок на тему Дополнение


Тема: Дополнение.
Цель урока: 1. активировать основные сведения о второстепенных членах предложения, научить определять прямые и косвенные дополнения;
2. развивать логическое и творческое мышление;
3.воспитывать интерес к изучению предмета «русский язык».

Тип урока: изучение нового материала.
Форма: работа в группах, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: видеопроектор, презентация, мяч, ватманы, маркеры, магниты, карточки для рефлексии.
Ход урока
I. Приветствие. Настрой. Упражнение «Улыбка».
II. Фронтальный опрос.
- Какие темы мы изучали на прошлых уроках? (Главные члены предложения)
Как вы думаете, чему противопоставляются главные члены предложения в предложении?
(Главные члены противопоставляются второстепенным членам).
-Какую роль играют второстепенные члены предложения?
(Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).
- Для чего мы их изучаем?
(Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).
Оценивание: Словесная похвала.
III. Изучение новой темы.
1. А сейчас откроем тетради и запишем число, классная работа, тему урока. (Слайд №1)Сегодня мы повторим виды второстепенных членов, .научимся определять дополнения прямые и косвенные. (Цели на слайде №2)
2. Деление на группы по методу «Винегрет». Распределение ролей в группе.
3. Повторение. «Опрос рикошетом»:
- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
(Все второстепенные члены предложения по своим грамматическим значениям делятся на дополнения, определения и обстоятельства).
- К какому члену предложения относится дополнение?
(Дополнение относится к сказуемому- глаголу или дополнению, выраженному существительным).
- К какому члену предложения относится обстоятельство?
(Обстоятельства относятся к сказуемым- глаголам).
- К какому члену предложения относится определение?
(Определения относятся к дополнениям, выраженным существительными или к подлежащим, выраженным существительными).
- Какими частями речи бывают чаще всего выражены второстепенные члены предложения?
(Обстоятельства – наречиями, определения – прилагательными и причастиями, дополнения – существительными).
Вывод: мы вспомнили всё, что знали о второстепенных членах. Теперь мы обратимся к дополнению.
Оценивание: Аплодисменты друг другу.
4. Работа с учебником: параграф 26. Учащиеся самостоятельно читают текст по учебнику, исследуют, делятся друг с другом, обсуждают.
5. Составление постера по теме. Защита постера. Взаимооценивание по приему «Сэндвич».
6. Физминутка «Живая скульптура».
IV. Закрепление материала.
1.Работа по презентации «Дополнение». Обсуждение и запись в тетрадь первых двух примеров словосочетаний с прямым дополнением. (Слайды №3,4)
2. Мини эссе «Роль дополнения в предложении».
Выслушиваем работы. Выбираем лучший текст из трех прозвучавших по приему «Большой палец». Записываем под диктовку лидера группы в тетрадях.
3. Взаимопроверка. На слайде №5 задание: определить типы дополнений в данных 5 словосочетаниях. Учащиеся в парах меняются тетрадями. (критерий на слайде №6), Мониторинг.
- Похлопайте в ладошки те, кто получил «5».
- Скажите себе «спасибо» те, кто получил «4».
- Встаньте те, кто получил «3».
V. Домашнее задание.
1 группа – написать синквейн к слову «Дополнение».
2 группа- сочинить сказку про дополнение.
3 группа – составить тест из 5 вопросов по теме «Дополнение»
Всем: выучить правила параграфа 26 (контроль записей в дневнике)
VI. Итоги. Рефлексия по карточкам «Незаконченные предложения».(Получает каждый ученик)
- Какую новую информацию о дополнении вы сегодня получили?
Мне больше всего удалось… А особенно удалось…
Что я получил от этого урока?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учителя?
Мне было трудно…
Я желаю всем…
VII. Комментирование оценок.