Открытый урок по русскому языку на тему Второстепенные члены предложения. Дополнение (3 класс)


МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
Г. Нурлат Республики Татарстан








Открытый урок по русскому языку в 3Б классе
по теме: «Второстепенные члены предложения. Дополнение»









Учитель: Алексеева Надежда Петровна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории










2014 год

Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

Тип урока: изучение нового материала

Деятельностная цель: создать условия для формирования знаний о дополнении как второстепенном члене предложения, для отработки умения находить в предложении дополнение.
Содержательная цель: расширение знаний о второстепенных членах предложения.

Планируемые результаты обучения:
Метапредметные:
РУУД: самостоятельно определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи.
ПУУД: планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать;
КУУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные:
1)Различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения.
2)находить дополнение
3)Различать члены предложения.

Личностные:
Освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу.
2. Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом.

Оборудование для учителя:
Русский язык: 3класс: учебник для общеобразовательных учреждений: 1ч. / С.В.Иванов- 3-е изд., перераб. –М.: Вентана –Граф, 2013.-192с.
Компьютер, проектор
Для ученика: учебник, рабочая тетрадь

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для самостоятельной работы, карточки-схемы, мини-плакаты по теме урока.








Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня отличная погода, мы улыбнемся друг другу и с хорошим настроением будем трудиться на уроке.
- Прочитайте предложение.
Пчела мала, и та работает. (Слайд 1)
-Какова тема пословицы?
(Наша работа – учеба и мы как пчелки будем трудиться на уроке).
(Когда человек трудится, ему не скучно; он узнает что-то новое).
ОС: «Клок Баддис», Таймд Пэа Шэа
Цель ОС Клок Баддис и Таймд Пэа Шэа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; формирование коммуникации и сотрудничества.
Клок Баддис
Учащиеся встречаются со своими одноклассниками в отведённое время учителем для эффективного взаимодействия.
Таймд Пэа Шэа
Участники команды делятся на пары.

Дается одна минута на обдумывание вопроса, заданного учителем.


Затем участник А в течение одной минуты делится с участником Б развернутым ответом на поставленный вопрос.

Затем участник Б в течение одной минуты делится с участником А развернутым ответом на поставленный вопрос.

Учитель спрашивает представителей групп (по желанию/ вызывает), которые озвучивают наиболее интересные ответы (свои или партнера по паре).
-Чтобы узнать новое, необходимо повторить пройденное. Повторим домашнее задание по структуре «Клок Баддис». Предлагаю встретиться с тем, с кем у вас назначена встреча на 4 часа и с помощью структуры Таймд Пэа Шэа рассказать всё, что знаете о главных и второстепенных членах предложения.
(Опросить две-три пары, чьим ответом остались довольны, а тем, кто не справился, что бы посоветовали.)
Минутка чистописания. (Слайд 2)
из ис без бес раз рас
- Что интересного вы заметили? (Это приставки, оканчивающиеся на глухой/звонкий согласный)
- Как пишутся приставки, оканчивающиеся на з //с? (Если корень слова начинается буквой глухого согласного, то и приставка будет оканчиваться на глухой согласный).
Запишите пословицу о труде.
II. Актуализация знаний и выявление места и причины затруднения
На доске записаны неполные предложения:
Вчера мы смотрели.
Алёша прочитал.
Ребята обсуждали.
-Вам понравились предложения? Почему? Как бы вы исправили эти предложения?
- Вам всё понятно в предложениях? Известно ли: что смотрели? Что Алёша прочитал? Что ребята обсуждали?
- Попробуйте дополнить предложения, чтобы информация была более полной, точной.
-Как можно назвать слова, которые дополнили к предложениям?
- Чему будем учиться на уроке? А как вы думаете, что такое дополнение?
На доске вопросы:
Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? - это вопросы дополнения.
Запишите эти предложения в тетради.

III. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Выполнение Упр.3 на стр.107.

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Запись под диктовку. (Слайд 3). Проверка по эталону.
На столе лежит книга. Брат подарил книгу.
- Кто правильно, без ошибок написали попрошу встать. Давайте поаплодируем им.
- А теперь попрошу встать тех, кто допустил ошибки?
- Какие ошибки допустили, на какую орфограмму? Как проверить орфограмму? Кроме той орфограммы, которую вы назвали, назовите какие орфограммы вы знаете?
- Присмотритесь внимательно, а есть ли у нас где-то в классе орфограммы, которые вы назвали? Какие орфограммы увидели?
ОС: «Конэрс»
Цель ОС «Конэрс»: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет; формирование коммуникации, критического мышления.
1.Учитель объявляет углы
2.Даёт ученикам немного времени подумать в тишине для принятия решения
3.Ученики подходят к своему углу
4.В каждом углу обсуждают причины своего выбора
5.Выбрать несколько учеников из каждого угла, чтобы они поделились мыслями своего партнёра.
- Предлагаю вспомнить и повторить орфограммы с помощью известной нам структуры «Конэрс». На столах у всех лежат карточки со словами. Вам даётся время для размышления 10 секунд над орфограммой слова на своей карточке. Ваша задача, вписать пропущенную букву и каждый идёт в свой угол. Собравшаяся группа ребят образует круг и начинает рассказывать тот, кто выше ростом. Те, кто закончили обсуждение, подают сигнал с помощью фейерверка. Не забудьте поблагодарить друг друга. (Слова для карточек: мес_ный, грус_ный, прелес_ный, чес_ный, звёз_ный, радос_ный, ус_ный, сн_говик, л_сной, л_дяной, з_мля, д_машний, р_ка, г_ра, ска_ка, зага_ка, шу_ка, хле_, моро_, ло_ка, дру_, д_рога, кв_ртира, комн_та, к_ртофель, _птека, инт_ресный).
Вернёмся к предложениям, которые написали под диктовку.
Сравни пары предложений. Определи, каким членом предложения являются формы одного слова.
- Найдите слово, которое меняет свою форму. Что вы можете сказать про это слово в 1 предложении? А во 2 предложении? Каким членом предложения является слово, меняющее форму в 1 предложении, во 2 предложении? Что для этого необходимо сделать? (разобрать предложение по членам)
Вывод: Формы одного слова в разных предложениях могут быть разными членами предложения, как подлежащим, так и второстепенным членом, а именно – дополнением. (Слайд 4)
V. Включение в систему знаний и повторений .
Выполнение Упр.1 на стр. 105-106 учебника.
ОС: «Релли Коуч»
Цель ОС «Релли Коуч»: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала; формирование коммуникации и сотрудничества.
Ученик А решает утверждение и громко объясняет – ученик Б следит за решением и слушает.
Ученик А либо получает одобрение от ученика Б за правильное решение, либо ученик Б обучает (тренирует) ученика А правильному решению и объясняет.
Ученик А записывает ответ.
Ученики А и Б благодарят друг друга.
Ученик Б решает следующее утверждение. Ученик А смотрит и слушает, проверяет, тренирует и при необходимости хвалит ученика Б.
Ученики повторяют по очереди, решая последующие задачи.
- А теперь посмотрим, как вы поработаете в паре, проведём структуру «Релли Коуч». Каждая пара учеников получает карточку с заданием. Участник А выполняет задание проговаривая и объясняя, а участник Б слушает внимательно, одобряет ответ, если не согласен, посоветует, порекомендует как правильно выполнить задание. После этого участник А записывает ответ, а участник Б должен поблагодарить. Потом меняются ролями.

Релли Коуч



Коля в зоопарке увидел (кого?)___________________

Ира приехала в гости (к кому?)___________________

Бабушка и дедушка гордятся (кем?)____________________

В рассказе ты прочитал (о ком?)___________________

Слова для справок: к подруге, внуком, зверей, о щенке.
Слова для справок: к подруге, внуком, зверей, о щенке.

VI. Рефлексия учебной деятельности.
“ Пятерочка “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Внимательно прочитайте приведенные утверждения и закрасьте те пальчики, с утверждениями которых согласны.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня всё было важно и интересно на уроке;
Указательный палец – для меня недостаточно был понятен материал урока;
Средний – я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне;
Безымянный палец – когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу;    
Мизинец – если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение
VII. Итог урока
ОС: Плейсмэт Консенсус
Цель ОС Плейсмэт Консенсус: повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности; развитие в учениках навыков принятия командного решения.
Подведём итоги урока на примере структуры «Плейсмэт Консенсус» по теме «Члены предложения».
1.Учитель задаёт тему
2.Ученики записывают максимальное количество идей по теме «Члены предложения» на своей части листа
3.Ученики по очереди обмениваются своими идеями
4.Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает идею в центральный квадрат
5.Ученики продолжают до тех пор, пока все не поделятся своими идеями
6.Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.
Заслушать решение нескольких команд.
VIII. Домашнее задание: стр. 107, упр. 3.










13PAGE 15


13PAGE 14615