Аналитическая записка о результах педагогической деятельности

Аналитическая записка
о результатах педагогической деятельности
учителя начальных классов
Дубровских Галины Алексеевны
МКОУ Краснолипьевская СОШ
Репьевского района
Воронежской области

В 2001 году окончила Борисоглебский государственный педагогический институт по специальности – «Педагогика и методика начального образования», по квалификации – учитель начальных классов.
Общий трудовой стаж – 15лет.

Учитывая специфику  времени  перехода  начальной  школы  на  ФГОС и ориентируясь на современные проблемы системы образования,   целью своей педагогической деятельности считаю: подготовить выпускников  начальной  школы, владеющих универсальными  учебными  действиями и такими технологиями саморазвития   личности  и  коллектива,  которые  определены стандартами   нового  поколения. Для реализации данной цели  ставлю перед собой задачи:
-помочь ученикам освоить такие приёмы  и УУД, которые позволят   добывать и  расширять  полученные знания самостоятельно;
-создать  условия   для  развития  творческого потенциала учащихся;
-создать условия для формирования у учащихся  навыков  саморазвития  и  самовоспитания  и  адекватной самооценки;
-способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в группе;
- овладение и внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий, методов и приемов, соответствующих деятельностному подходу;
-способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Как сформировать потребность, а затем и устойчивую мотивацию к получению новых знаний, пробудить творческую жилку в маленьком человеке, способном в будущем решать разные жизненные задачи, при этом делать правильный выбор и отвечать за выбранные им решения? Вот те актуальные проблемы, которые стоят передо мной. Исходя из них, ведущей идеей своей деятельности я определила формирование такого социально значимого качества, как познавательная активность, которая положительно влияет на развитие личности. Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний.
Для этого мне необходимо создать такие условия, при которых ребенок научится «добывать» и осмысливать новые знания в посильной самостоятельной работе.
В настоящее время необходимо учить детей не столько «действовать», сколько планировать будущее действие и искать его способы, приобретать опыт самостоятельной деятельности, в том числе уметь работать с информацией (искать, анализировать, обрабатывать), развивать коммуникативные умения.
Для решения данных задач требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. 
Это технология проблемно-диалогового обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, где, в результате жарких дискуссий, ребята находят истину. Использование технологии критического мышления позволяет мне практически реализовывать личностно ориентированный подход в обучении. Особенностью этой технологии является то, что я вижу, как мои обучающиеся в процессе обучения сами контролируют этот процесс, исходя из конкретных реальных целей, сами определяют конечный результат. Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию и укреплению здоровья обучающихся, воспитания у них культуры здоровья и безопасного образа жизни. Технология оценивания образовательных достижений направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся, способствует развитию умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя. Решить проблему обучения младших школьников с различным уровнем подготовки способствует технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности, применение ее вызывает интерес к изучению предметов . Понимаю, положительный результат будет достигнут в том случае, когда каждый ученик сможет оказаться в ситуации успеха: для этого подбираются разноуровневые задания, чтобы каждый смог справиться и получить удовлетворение от выполненной работы. Вместе с отметкой обязательно использую словесную оценку. Задания подбираю не только интересные, но и поучительные для детей, а учебный материал связываю с реальной действительностью и другими школьными предметами. Использование информационно - коммуникационных технологий обеспечивает богатство содержания обучения и многообразие видов деятельности обучающихся на уроке, позволяет сделать уроки и внеурочную деятельность интереснее, повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета.
Эффективным способом развития мышления обучающихся является проектная и исследовательская деятельность. УМК «Школа России » дает большой простор для творчества. На протяжении 1-4 классов учащиеся работаю над проектами, развивая свои творческие, спортивные и интеллектуальные способности, приобретая навыки проектной деятельности. Большую помощь в этой работе обучающимся оказывают родители.
Побудить обучающихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, которую я применяю как в урочной, так и внеурочной деятельности. Использование разных форм работы на уроке: групповой, парной, индивидуальной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом, что приводит, в итоге, к высоким результатам.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.           Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.      Динамично помогают начать урок такие методы, как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.             Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.                В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.             При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.  Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки» «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.  Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.              Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.            Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.              Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
При 100% успеваемости прослеживается положительная динамика качества знаний.

Год
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир

2013-2014
71%
71%
71%
86%

2014-2015
71 %
71 %
80%
86 %

2015-2016
7 1%
76 %
85 %
90%



С первого года обучения  на всех обучающихся класса заводятся индивидуальные портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого школьника  и стимулируют  познавательную активность. К четвертому классу это уже увесистые папки, которые становятся предметом гордости каждого ребенка и его родителей. А на «выпускном» - лучшим подарком, вдохновляющим на новые творческие «подвиги».
Поэтому я стараюсь участвовать в различных формах профессионального общения, считая для себя такие формы повышением собственной квалификации.
Выступления на ШМО:
-Детская агрессия. Сложности в обучении.
-Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.
- Творческая игра на уроках русского языка.
- Возможности и специфика применения проектного метода в начальных классах.
- Экологическое образование и воспитание учащихся и др.
- Выступление н августовской районной учительской конференции.
- Проведение открытого урока по русскому языку для учителей МО школы « Имя существительное»,
- Проведение открытого урока по ФГОС для учителей района по теме «Единственное и множественное число глаголов»
Создала свой Интернет-ресурс, на котором публикую материалы с целью знакомства с ними широкой педагогической общественности.
Необходимо отметить, что одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является постоянное повышение уровня профессиональной компетентности по таким направлениям, как информационная культура педагога, использование ИКТ в образовательном процессе и т.д.
Особое место в воспитательной работе я отвожу воспитанию патриотических и гражданских чувств. Приобщению ребят к культурному наследию страны и «малой родины», развитию интереса к истории своей семьи, ее традициям и обычаям, к своей родословной.
Показателями успешности воспитательной деятельности является и заметно выросшая активность воспитанников, самодисциплина, чувство собственного достоинства, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Обучающиеся принимают участие в различных олимпиадах (общеобразовательный уровень) и конкурсах:
Олимпиада по русскому языку Корнева Анастасия, 4 класс -1 место;
Интеллектуальный марафон «Самый умный» Никитина Полина,4 класс -1 место;
Региональная исследовательская работа «Луковые слезы» 1 класс- участие;
Проектная работа по окружающему миру «Красная книга» Никитина Полина, 2 класс- 1 место
Проектная работа «Математика в загадках, пословицах, поговорках» Шлыков Артемий, 1 класс -2 место
Проект Математика Вокруг нас «Узоры и орнаменты на посуде» 2 класс -участие
Проект по технологии «Дикие животные» 1 класс -участие
Проект по русскому языку «Пишем письмо» 2 класс- участие
Проект по окружающему миру «Родословная» Никитина Полина, 2 класс-1 место
Олимпиада по русскому языку Яковлев Виктор, 2 класс- 1 место
Олимпиада по математике Булгаков Кирилл, 2 класс -1 место

Количество мероприятий, проведенных в классе на основе анализа планов воспитательной работы с классом.

Мероприятия
2013-2014
2014-2015
2015-2016






Познавательное
воспитание
7
9
8

Трудовое воспитание
4
5
7

Спортивно-оздоровительное воспитание
5
5
6

Духовно-нравственное воспитание
4
4
5

Художественно-эстетическое
воспитание
9
12
14

Работа с родителями
5
7
8


Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55 %. Ежегодно учащиеся моего класса принимают участие в спортивных соревнованиях. Есть и свои результаты:
Школьный уровень.
Учебный год
Ф. И. ученика, класс
Название конкурса
Результаты

2013-2014
Семья Лесниковых,1 класс

«Папа, мама, я – спортивная семья»

3 место


2015-2016
Семья Сушковых,
4 класс
«Папа, мама, я – спортивная семья»

1 место




Анализ результатов моей работы показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной и воспитательной деятельности обучающихся, что соответствует планируемым результатам.
В процессе работы пришлось многому научиться и самой, освоить новые технологии, овладеть новыми практиками, приобрести бесценный опыт. А, значит, с уверенностью можно говорить о том, что мои публикации, статьи, методические разработки имеют практическую значимость, и будут полезны для коллег.

Результаты моего труда отмечены грамотами, благодарностями:
-Благодарственное письмо от имени родительского коллектива учащихся 4 класса;
- Почетная грамота за многолетний добросовестный труд, ответственный подход к исполнению обязанностей, за активную жизненную позицию в практической деятельности по обучению и воспитанию школьников МКОУ Краснолипьевская СОШ;
-Благодарность отдела по образованию администрации Репьевского муниципального района за значительные успехи в организации совершенствовании учебного и воспитательного процесса, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся;
- Почетная грамота департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.






15