Открытый урок русского языка на тему Изменение глаголов по временам

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе
Дата: 25.12.2014г.
Ф. И. О. педагога Мурлыкина Мария Валерьевна
Предмет русский язык
Класс 4а
Тема урока «Изменение глаголов по временам»
Цель: познакомить с понятием временных форм глагола и с особенностями каждой временной формы глагола.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с временными формами глагола, закрепить правописание глаголов, умение подбирать глаголы по вопросам, обогащать словарный запас учащихся, учить обобщать, аргументировать свои ответы.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, познавательные способности учащихся, орфографическую зоркость, продолжить работу по развитию речи учащихся.
Воспитательные: продолжать формировать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу, воспитывать интерес к русскому языку и русской поэзии.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация ,набор карточек; опорные схемы; учебник С. В. Иванова, М.И. Кузнецовой "Русский язык" 4 класс, тетрадь, рабочая тетрадь, наглядное пособие, карточки для рефлексии.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: Предметные результаты: знают, что такое глагол, значение и правописание глаголов, их использование в речи.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Предметные УУД. Уметь применять правила правописания на практике
Познавательные УУД. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь находить нужную информацию в текстах учебника.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, использовать знаково-символические средства в представлении информации для решения учебных и практических задач .Ставить цель, осуществлять контроль, коррекцию знаний. Уметь работать по алгоритму.
Коммуникативные УУД. Принимать участие в работе парами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.
Личностные УУД. Проявлять учебную и коммуникативную активность. Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности. Уметь взаимодействовать в группе в соответствии с правилами, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.








Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемые методы, приёмы, формы
Формируемые УУД

I. Организационный момент.
Цели:
– актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
– У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.
-Сегодня мы с вами совершим интересное путешествие на машине времени. В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.
-Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости хороших ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
Итак, отправляемся в путешествие.
Настраиваются на урок, на партах лежат звезды разных цветов.
фронтальная
Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

II. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.
Учитель предлагает серию вопросов на восстановление пройденного материала о глаголе.
Пробуждает детей к высказыванию своего мнения, предлагая аргументировать свои высказывания






На уроках литературного чтения, когда изучали УНТ, то приводили много примеров пословиц и поговорок.
-Скажите, а зачем нужны пословицы и поговорки?
-Сегодня на уроке мы вспомним пословицу о дружбе, т.к. мы – команда и должны быть дружными.
1.Минутка чистописания.
Слайд.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Слайд.
-Что за слова у меня выделены?
-Что такое глаголы?
-На какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч?
-На какие вопросы отвечают глаголы во мн.ч.?
-Как изменяются глаголы?
-На какие вопросы отвечают глаголы в НФ?
-Объясните правописание глаголов в пословице.
2.Словарная работа.
Слайд.
-Откройте словари, запишите новую группу, сегодня она будет связана с нашим путешествием.
Ракета, космос, космонавт, космический корабль.
Ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные, сочетания, которые нужно запомнить. Составляем предложение.
-Как можно назвать слова космос, космонавт, космический корабль?



Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя.



Глаголы. Перечисляют их. Записывают пословицу в тетрадь, подчеркивают глаголы.

Запись слов в словарь.


Предложение.
Ракета стартует в космос.
Однокоренными.
Беседа по уточнению и конкретизации знаний, фронтальная.
Регулятивные УУД: целеполагание, самопроверка и взаимопроверка;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Цели:
– выявить место затруднения;
– зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели
Мы летим в космос на необычной ракете, на которой можно путешествовать не только в космосе, но и во времени.
-Прочитайте выражения:
Слайд.
Ах, как же быстро
Время летит
Время разум дает
Всякой вещи время
Делу время, потехе час
- Попробуйте сейчас самостоятельно сформулировать тему нашего урока.
- Верно, это время глагола.
-Какие виды работ мы будем выполнять ?
-На столах у вас лежат карточки с текстами. Почитайте их. И вместе со своим соседом по парте сделайте вывод, что не так. Как изменить текст. Но не все глаголы в нем будут меняться.
Космонавты садятся в ракету времени и видят, как
Слайд.
Рыженький котик сидеть на окошке.
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть ,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть ,
На неё глядеть.
Кисонька мурлыкать ,
Кота к себе кликать:
Пойдём, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить.
И о разном с тобой будем говорить.
-Что вы заметили?
-Что нужно сделать, чтобы текст стал связным?
-Давайте изменим глаголы и поставим их в нужное время.
Слушают, анализируют, предлагают свои варианты ответов.
Делают вывод о правописании
Высказывают предположения формулируют тему урока

Меняем глаголы. НФ меняем на нужное время глагола.



Практическая работа.
Индивидуальная, фронтальная, в паре.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

IV. Открытие нового знания.
Цели:
– организовать постановку цели урока;
 организовать составление совместного плана действий;
– определить средства.






-Наш корабль причалил к какой-то планете. Прочитаем ее название. (Открывает название планеты на ленте). Это планета, на которой живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д.
-На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?)
-Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас.
-Как вы думаете, какое это время?
-Найдите эту тему в учебнике. Прочитайте.
Наше время пребывания на этой планете окончено. Продолжаем путешествие дальше. И теперь мы попадаем на следующую планету, на которой живут
глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали.
-На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?)
-Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д.
Мы уже посетили 2 планеты, осталась последняя. Как вы думаете, а какое название будет у нее?
Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть.
-На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что сделают? Что будет делать?)
-Посмотрите, здесь появляется дополнительный глагол будет. Глаголы, которые отвечают на вопрос Что сделает? – СВ, а те, которые имеют слово будут + НФ – НСВ.
Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда – то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени.


Запись в тетради по столбикам.


Открывается название времени на карточке.
Заполнение таблицы в тетради.


Открывается название времени. Запись в тетрадь.

Запись в тетради.
Работа
фронтальная, беседа

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Универсальные:
- анализ объектов с целью выделения признаков

Физкультминутка

Космонавты устали. Невесомость расслабила их. Им необходимо отдохнуть.
Делают движения под музыку.



Продолжение работы
-Отдохнули. Продолжаем наш полет.
-У нас с вами сегодня необычное путешествие, связанное с путешествием во времени Вспомните, а какое мы записали предложение на словарной работе? Да, на ракетах. Я сейчас вам расскажу о человеке, который разрабатывает их. Это Сергей Павлович Королёв.
Чтение текста без глаголов.
Сергей Павлович Королёв- известный конструктор. Он (создавал) космическую технику. Первую ракету (запустили) только на 400 метров в высоту. Королёв (изобретал) всё новые и новые летательные аппараты. Нередко испытания (заканчивались) трагически: ракеты (ломались), (взрывались). Конструктор не раз (был) в большой опасности. Но каждая новая ракета (становилась) лучше предыдущей.
-Что удивило вас в тексте?
-Все ли вы поняли в тексте?
Чтение текста с глаголами.
-Если убрать глаголы, то мир остановится.
-Какую роль играют глаголы? Как сказал русский ученый А.М.Пешковский: «Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие все, к чему они прилагаются»

Высказывают предположения




фронтальная



VI. Первичное закрепление.
Цели:
– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
– организовать самопроверку по эталону;
– организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Мы – космонавты, выполнили задания в космосе и теперь вернулись на Землю. Теперь нам нужно заполнить наши бортовые журналы.
На столах карточки с текстом.
-Прочитайте. Озаглавьте. Спишите текст в тетрадь и определите время глагола.
Сильный ветер разогнал тучи. Дождь прошёл. Мокрая трава блестит на солнце. Его яркие лучи осветили лесную поляну. Красивыми огоньками сверкает утренняя роса. Небо стало голубым и чистым. Скоро запоёт свою звонкую песню жаворонок.
Работа самостоятельная.




Первые 3 человека подают тетради на проверку. Один ученик выписывает глаголы на доску, а остальные проверяют работы у своих одноклассников.


















Работа по карточкам, в тетради
Самостоятельная работа.

фронтальная


Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.
Принимать и сохранять учебную задачу, представлять информацию для решения учебных и практических задач

VII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Минутка зоркости. А теперь уже с Земли мы наблюдаем за космосом. Записываем слова и объясняем их написание. У глагола определить время.

Звездное небо, лечу в космос, хороший полет, ракета опустилась, скафандр космонавта.
Запись на доске и в тетрадях.


Выходят к доске по одному человеку.








Работа в тетрадях
Фронтальная
Самостоятельная работа.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.

VIII. Рефлексия деятельности.
Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

Акцентирую внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке
Слайд
Cегодня я на уроке ...
Я учился (училась)
Я узнал (а)
Я понял, что
Себя я могу похвалить за
Эти знания мне пригодятся
Сделал (а) вывод
Формулируют конечный результат своей деятельности
Беседа
Фронтальная
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. смыслообразование
Какое значение имеют для меня полученные знания

IX. Итог урока. Д/з.
Закрепить полученные знания

– Ребята давайте повторим, с каким понятием мы сегодня познакомились.
– Какие времена бывают у глагола?
-На какие вопросы отвечает каждое время глагола?
Слайд
Прошедшее время – то, что
Было, прошло.
Настоящее время – то, что происходит сейчас
Будущее время- то , что будет.
А теперь приклейте на нашу ленту времени свои звезды те, у кого после урока осталось хорошее настроение!!
Оценки за урок.
Учитель предлагает выполнение заданий, комментирует, какие действия необходимо
совершить ученику
– Д/з. Текст, в котором глаголы стоят в настоящем времени, 1 вариант записывает в прошедшем, а 2 вариант – в будущем времени.




Чтение хором.

















Делают дневниковые записи

Фронтальная

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей


15