Личностные результаты и оценка их достижений.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ:ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИ ОЦЕНКА ИХ ДОСТИЖЕНИЙ ФГОС ООО   ОДОБРЕНАрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) ПРИМЕРНАЯОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой. В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы: 1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.   2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.  3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их. Особенности оценки личностных результатов Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность. Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основные блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на профессиональных методиках психолого-педагогической диагностики. Во внутришкольном мониторинге в целях оптимизации личностного развития учащихся возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов Внутришкольный мониторинг Внутришкольный мониторинг организуется администрацией образовательной организации и осуществляется классным руководителем преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией. Любое использование данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». Формы оценки личностных результатов: технология портфолио; педагогический и психологический мониторинг;мониторинг качеств воспитанности; дидактические задачи; контрольно-диагностические задания, построенные на основе трех составляющих (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация) Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок В состав учебных действий входит:Когнитивный компонент (знание норм)Ценностно-эмоциональный компонент (позитивное или негативное отношение к нормам)Поведенческий компонент (поведение)Основной вопрос при конструировании и оценке качества задания:В какой мере учебное задание стимулирует учащихся выразить и аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме и позволяет им это сделать? Выразить собственную позицию (ценностное суждение) учащиеся могут: выбрав из предложенных одно или несколько ценностных суждений, которые они разделяют, или противопоставив предложенным вариантам ценностных суждений собственный; оценив степень своего согласия с тем или иным ценностным суждением (по шкале от «совершенно не согласен» до «полностью согласен»); прямо высказав свою позицию в свободной форме по отношению к конкретному наблюдаемому факту (например, к просмотренной сцене, прочитанному эпизоду, полученному или выполненному заданию и т.д.); создав творческую работу, сюжет которой отражает позицию автора. Задание 1. Прочитай слова, характеризующие разные поступки людей: А. добрый; Б. равнодушный; В. внимательный; Г. отзывчивый; Д. завистливый; Е. честный. Отметь знаком v слова, которыми можно охарактеризовать поступок главного героя почитанного рассказа.Задание 2. Как ты думаешь, какой из поступков Сережи (Ю. Ермолаев «Обыкновенное чудо»)может быть примером для других детей? Отметь ответ знаком v. А. Сережа предложил попросить денег на билет у папы. Б. Сережа нашел билет. В. Сережа побежал искать мальчика, чтобы вернуть ему билет. Г. Сережа спросил проводницу, будут ли проверять билеты. * 1. Методика «Настроение» (отношение к учебной деятельности)2. Методика «Как ты себя оцениваешь?» (на основе методики самооценки Дембо-Рубинштейн) 3. Анкета для учащихся (структура и динамика мотивации)4. Моральные дилеммы «Как поступить» Примеры методик и заданий Личностная самооценка МетодикаДембо-Рубинштейн Инструментарий для оценкиличностных результатов (1) Отношения,мотивы, интересы Методика«Настроение» Инструментарий для оценкиличностных результатов (2) Структура и динамика мотивации Методика «Что тебе больше подходит?» Инструментарий для оценкиличностных результатов (3) Морально-этические нормы Методика «Моральные дилеммы: как поступить» Инструментарий для оценкиличностных результатов (4)