Статья Развитие остаточного слуха на уроках РСВ и ФП


Развитие остаточного слуха на занятиях по РСВ и ФП
Глухие дети не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения, вовремя проведенного протезирования становятся глухонемыми. Однако большинство неслышащих детей обладает остаточным слухом, который нужно развивать. Это реализуется на индивидуальных слуховых занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка и препятствует к овладению словесной речью. Речь является средством общения и познания окружающего мира, ребенок социализируется в слышащую среду сверстников. Если обучение речи, используя остаточный слух, начинается в подходящий сенситивный период, результат психического развития будет соответствовать норме. При обучении дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, несколько труднее-обозначающими действия, качества, признаки, еще труднее - словами с абстрактным и переносным смыслом. В построении фраз они допускают нарушение законов грамматики. Понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной речи. Для формирования остаточного слуха на индивидуальных занятиях необходимо знакомить детей с неречевым звучанием, учить вслушиваться и различать звуки, окружающие ребенка. Речевой материал следует подбирать в соответствии с возрастом и временем слухопротезирования. На начальных этапах подбираются одиночные слова из обихода, обозначающие конкретные предметы, затем происходит расширение словаря, добавляются слова, обозначающие действия, признаки и т.д. затем фразы для восприятия на слух увеличиваются в объеме. На конечном этапе даются тексты, сначала состоящие из 3-4 предложений, потом больше. Такое обучение позволяет детям овладеть словесной речью, что расширяет возможности их общения со слышащими и способствует преодолению их недостатков как в сфере познания, так и в развитии личности.