Психологическая поддержка детей с ОВЗ в рамках программы Доступная среда


«Психологическая поддержка детей с ОВЗ в рамках программы «доступная среда»

Мир «особого» ребенка-
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Т.Земляной
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями в развитии. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики и здоровья каждого ребенка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам-психологам организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
Наша школа начала работу по программе «доступная среда». С детьми, имеющими серьезные нарушения здоровья, проводятся коррекционные занятия в сенсорной комнате посредством специальных игр. Одним из основных направлений коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками является формирование у них положительного отношения к контактам со взрослыми и сверстниками. Значимым аспектом в воспитании ребенка является стимуляция его сенсорного развития, которое служит основой для формирования речи, развития инициативы, целенаправленной деятельности, эмоциональных реакций. При организации индивидуальной работы с детьми с ОВЗ важным представляется соблюдение следующих условий: во-первых, обеспечение положительного отношения ребенка к занятиям; во-вторых,   содержание занятий  должно соответствовать   интересам, склонностям, возможностям ребенка; в-третьих, регулярность проведения занятий.  
Коррекционная работа психолога с детьми-инвалидами в нашего образовательном учреждении построена на принципе индивидуального сотрудничества. С детьми, не имеющими возможности обучаться в школе, организованы встречи с психологом 1 раз в неделю в комнате психологической разгрузки.
В зависимости от степени нарушения, для ребенка осуществляется подбор игр и упражнений на развитие сохранных функций и стимуляцию  органически здоровой системы организма.
В работе с детьми данной категорией используется специально-составленная программа, Все упражнения данной программы можно разделить на 5 основных групп.
К первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность.
Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей.
К третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов.
Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий.
Пятая группа игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей.
Стоит отметить, что отдельные упражнения корректируются в зависимости от степени нарушений у ребенка. Так, для детей, имеющих тяжелые формы умственного недоразвития, разработаны упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики, активизацию внимания, артикуляционная гимнастика, двигательные упражнения на фоне музыкального сопровождения. Кроме этого, в работе используются тактильные стимуляторы, ориентированные на развитие пространственного восприятия, приобретение нового кинестетического опыта; формирование умения выполнять точные движения, основываясь на тактильных ощущениях.
В работе со школьниками, имеющими сохранный интеллект, преследуется цель  - содействовать развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления; развивать память, внимание, восприятие, коммуникативные способности. В данном случае применяются приемы активизация тактильных ощущений , развития моторики, техники релаксации.
В работе с детьми, имеющими сложные поведенческие отклонения (синдром РДА), первостепенным является установление адекватной эмоциональной связи с окружающими через  вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения.
С детьми используются приемы развития творческого воображения. Это различные техники нетрадиционного рисования, конструирование, создание необычных аппликаций. В работе также используется техника песочной терапии. При работе с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать сто-то новое, экспериментировать; равивается тактильная чувствительность как основа «ручного» интеллекта; гармонично и интенсивно развиваются
Для проведения психологических занятий с «особыми детьми» в рамках программы «Доступная среда» закуплено специальное оборудование, игрушки, имеющие узкую направленность и ориентированные на данную категорию детей.
Одно из направлений программы предусматривает работу с родителями, направленную на повышения общей сензитивности к  ребенку, его проблемам; расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком. активизации коммуникаций в семье. Родители должны находиться в тесном контакте со всеми специалистами, принимающими участие в процессе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Все методы и технологии способствуют тому, чтоб выбрать совместно с родителями одну линию проведения социальной реабилитации.