Разработка урока изобразительного рисования на тему Декоративное рисование. Сказочный букет.

Тема урока: Декоративное рисование. Сказочный букет.

Цели урока:

Познакомить детей с искусством жостовских мастеров.
Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи.
Совершенствовать навыки работы с красками.
Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:
Для учащихся:
модель для раскрашивания
гуашь
кисти
баночка для воды
салфетка
простой карандаш
стирательная резинка
палитра
Для учителя:
предметы народного прикладного искусства «Жостово»
презентации «Сказочный букет»

План урока (40 мин):
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:
Организационный
Проверка рабочих мест.
Запись на доске: Сказочный букет.
Сообщение темы урока. Рассказ
- Тема нашего урока «Сказочный букет». Но расскажу я вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояло село Жостово. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все.
- Знаете ли вы, чем славиться это село?
+
- На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. В это же время берет свое начало история Жостовского промысла, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Чуть позже расписывать стали и железные подносы.
- Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь.
Подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.
Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на свою фантазию.

- Что же изображали мастера на своих подносах?
“Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство”.

- В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов. Рассмотрите эти подносы. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошены на специально подготовленный фон подноса. Узнаете ли вы эти цветы, назовите их.
+ Маки, розы, лилии, анютины глазки, ромашки, колокольчики, пионы, тюльпаны, ирисы, георгины, васильки, цветы яблони.

- Вы видели, какие сложные бывают формы подносов. Выбор формы и размера очень важен, т.к. определяет композицию росписи. Специалисты насчитывают из не менее 26. Круглые, треугольные, восьмиугольные, овальные, прямоугольные, гитарные.
- Композиция подноса тоже может быть самой разнообразной. Классическая композиция узора с центральным расположением букета. Крупные цветы находятся в центре букета, их окружают цветы помельче, а по краям располагаются совсем мелкие цветы и листочки.

Мастер-класс. Педагогический рисунок.

Ребята, а теперь посмотрите на доску и постарайтесь запомнить, как правильно работать кистью и цветом

1. Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т. д.

2. Замалевок. Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

3. Тенёжка. Следующий этап росписи после замалёвка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»- созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

4. Прокладка. Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармо­ничный строй всей композиции.

5. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.

6. Чертёжка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

7. Привязка. Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

8. Уборка. Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

4. Арт-терапия
Прежде чем Вы  приступите к работе я попрошу Вас закрыть глаза.
Какие чувства вы сейчас испытываете?
Представьте ваш поднос?
Подумайте, что обозначают цветы на вашем подносе?
 Может они связаны с приятными воспоминаниями?
Может это ваши любимые цветы?
Медленно выдохнули.
Открыли глаза.
Приступаем к работе.




5. Практическая работа

Для этого возьми большой лист цветного картона. Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый.
Выбери одну из форм подносов и не забудь про бортик.
Только не спеши! Ты будешь работать гуашью или акварелью с белилами. Без белил у тебя не получится много оттенков цвета.
Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать сразу кистью. Вспомни, как работали мастера по подмалевку. Не бойся испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.
Пиши свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья.
Объедини всю композицию в одно целое завитушками, тонкими травками.

Физминутка для глаз
- Рисуем глазами восьмерку.

Рефлексия. Подведение итогов.
- Сейчас мастера нашего класса продемонстрируют нам свои работы. Чей поднос вам нравится больше всех? Почему?
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал..
Был  интересен  тот факт что .
Теперь  я могу.
Было трудно.
Знания полученные сегодня на уроке, мне  пригодятся..
Мое настроение после урока.






15