«Автоматизация звукопроизношения звука [р] в слогах, словах и предложениях» с применением здоровьесберегающих технологий


Логопедическое занятие на тему
«Автоматизация звукопроизношения звука [р] в слогах, словах и предложениях» с применением здоровьесберегающих технологий
Подготовила и провела
учитель-логопед
Сидорова В.Ю.
Тема: «Автоматизация звукопроизношения звука [р] в слогах, словах и предложениях» с применением здоровьесберегающих технологий.
Цель: автоматизация звука [Р] изолированно в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
коррекционно – развивающие:
корригировать произношение;
корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
корригировать и развивать слуховое восприятие;
корригировать речевое дыхание;
корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
развивать внимание, память, логическое мышление;
корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу.
образовательные:
отрабатывать навык произношения  звука [р] в слогах, словах и предложениях;
формировать положительное отношение к своей речи;
расширять и обогащать словарь;
закреплять навыки образования формы множественного числа существительных, уменьшительно - ласкательные формы существительных,
закреплять навыки фонематического анализа и синтеза;
воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
здоровьесберегающие:
планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка;
соблюдать правильную посадку ребёнка;
способствовать созданию благоприятного психологического климата;
чередовать статические и динамические упражнения.
Оборудование:
игрушка-мяч морской еж;
массажные мячи «ежики»;
сухой бассейн с гречневой крупой с игрушками для развития тактильно - кинестетической чувствительности;
аквариум с камнями из слогов со звуком [Р];
кубик со счетом 1-6;
гигантская пирамида;
игрушки - рыба, краб, кальмар;
карточки с картинками;
лодки для определения количества слогов в словах;
Ход занятия:
1. Организационный момент. Активизация словаря.
Л:Загадка.
Ты попробуй взять меня:
Я колюсь, как ёжик.
Круглым вырос я, друзья,
И совсем без ножек.
Я живу на дне морском
Там, где очень тихо.
Звёзды движутся ползком,
А вот рыбки — лихо (морской еж)
Л:. -Арина, а по каким словам из загадки ты поняла, что это морской еж? (круглый, колючий, без ножек, живет на морском дне) .Л:. -Сегодня к нам на занятие пришел морской еж. Его зовут Руди. Посмотрите, какой он? (круглый, зелёный, колючий, резиновый, без ножек).
Руди будет играть вместе с тобой на протяжении всего занятии. Но прежде чем начать игру, нам надо выполнить артикуляционную гимнастику, чтобы красиво и правильно разговаривать и выговаривать звуки.
2.Артикуляционная гимнастика.
«Вкусное варенье»
- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Губка верхняя в вареньеАх, неаккуратно ел.Вот облизывать придётсяБудто нету других дел.
«Маляр»
- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка»
- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,У лошадки есть сноровка!Много, много в цирке лет,А ребятам всем – привет!
«Грибок»
- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,Он не мал и не велик.Присосался язычок!Несколько секунд – молчок!
« Индюк»
- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
По двору индюк ходилБл-Бл-БлХвост, как веер, распустил.Бл-Бл-БлВот какой красивый я,Бл-Бл-БлПолюбуйтесь на меня!
«Дятел»
- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.
Дятел, дятел тук-тук-тук.Д-Д-Д-ДТы чего стучишь, мой друг!Д-Д-Д-Д-Я не зря во рту стучуД-Д-Д-ДЗвукам правильным учу.Д-Д-Д-Д
3. Игра на развитие мелкой моторики с массажным ёжиком. Арина выполняют действия под стихотворение:
Л: - Мячик ежик мы возьмем,
Покатаем и потрем.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем.
И немножко покатаем,
Потом ручку поменяем.
4. Дыхательное упражнение «Плыви, рыбка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Логопед  показывает ребенку рыбку и предлагает поиграть с ними.
– Смотри, какая красивая рыбка! Логопед  дует на рыбку.
Теперь ты попробуй подуть. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
5. Развитие фонематического слуха.
Л. : - Арина, а ты не знаешь, где обитает морской еж? (на море, в океане) .Однажды на море начался шторм, который уносил его любимый звук [Р]. Давай поможем поймать его любимый звук. Когда услышите звук [Р] в словах — хлопните в ладоши. (стол, рама, лампа, робот, обезьяна, пантера, цветок, корабль) .
Л. : - Ты, наверное догадалась, с каким звуком мы будем сегодня играть?
- Давай вспомним, как мы правильно произносим звук [Р] (губы в улыбке, зубы разомкнуты, воздушная струя сильная, язык находится наверху за зубами, прижат к альвеоле и дрожит, голос есть) .
6. Изолированное произнесение звука [Р].
Чашка с гречкой и картинками для развития тактильно - кинестетической чувствительности.
Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
- Ребёнок обнаруживает картинки, достаёт их и называет, что на них нарисовано.
7.Физминутка «Рыбки»
На закате дремлет пруд. (Кладут руки под щеку)По воде круги идут = (Рисуют большие круги руками в воздухе) Это маленькие рыбки (Руками имитируют «рыбку»)Разыгрались там и тут. (Сжимают и разжимают пальцы, кружась на месте)
8. Автоматизация звука [Р] в слогах (+ развитие мелкой моторики) .
Игра с аквариумом из камней со слогами и с кубиком.
Л: - Арина, мой морской еж Руди живет в аквариуме. Сейчас мы с тобой
будем доставать камни и читать слоги. Но не просто читать, а проговаривать столько раз, сколько покажет кубик (ребёнок выбирает камушки и подбрасывают кубик с цифрой, повторяет слог совпавшей с номером на кубике 1-6) .
9. Автоматизация звука [Р] в словах.
Игра № 1 с картинками «Найди картинку со звуком [Р]». Ребёнок распределяют в лодочки картинки, где есть звук [Р] в одну лодку, где нет- в другую.
Игра № 2 с мячом «Один-много» ( рак, трава, рыба, краб, ракушка)
Игра № 3 с мячом «Назови ласково» (рак, трава, ракушка)
Игра № 4 с гигантской пирамидой «Придумай слово со звуком [Р] (ребёнок нанизывает кольцо, придумывая слова со звуком [Р].
10. Звуковой анализ слова.
Л. : - Посмотри, Руди позвал своих лучших друзей. Кого он пригласил? (рыба, краб, кальмар). Нам с тобой надо положить каждого из героев в свою лодку. Первая лодка-звук [Р] в начале слова, вторая - в середине, третья -в конце слова. Определи, кто в какой лодке поплывет!
Л. : - Давай разделим слова рыба, краб, кальмар на слоги.
11. Автоматизация звука [Р] в предложениях.
Л. : -Арина, кто сегодня у нас был на занятии? (На занятии был морской еж, которого зовут Руди)
- Кого пригласил Руди? (Руди пригласил рыбу. Руди пригласил краба. Руди пригласил кальмара.)12. Итог занятия.
Л. : - Арина, наше занятие подходит к концу. Какой звук мы учились произносить? Молодец! Спасибо за занятие.