Разработка урока по русскому языку в 8 классе Обособление определений и приложений


Тема: Обособленные определения и приложения
Цели:
дать понятие об обособлении членов предложения; познакомить собособлением определений и приложений;
развивать навыки выразительного чтения, развивать устнуюмонологическую речь;
воспитывать любовь к природе.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, какое у вас настроение в начале урока?
Повторение
Лингвистическая разминка в виде словарной работы.Интерьер, артиллерия, кавалерия, достоинство, галерея.Запись темы и цели урока. Формулирование учащимися целей урока.Беседа с классом по вопросам:Вспомните, что такое обособление. (Выделение по смыслу членов предложения: в речи интонационно, а на письме - знаками).
С какими способами обособления мы знакомы? (ОБОСОБЛЯЮТСЯ
ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ, ЕСЛИ СТОЯТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, ДЕЕПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ, СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ).
Работа с текстом.
Рассмотрим небольшой текст:
Зима, нестерпимо блистающая на снежных полях, развертывала передо мной свои диковинные картины... Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет птички, мгновенно вспорхнувшей с елки, говорили, что жизнь продолжается.
Прочитаем текст. Озаглавим его. Определим тему текста. Какая картина возникает у вас? Соответствует ли данная картинка на слайде нашему тексту? Вы описывали зимний лес, что вы передавали? (Свои впечатления.) Что такое впечатление? Давайте подберем синоним к этому слову (эффект).
Задание по вариантам: 1 вариант записывает предложения, осложненные обособленным определением, выраженным причастным оборотом и расставляет знаки препинания.
2 вариант записывает предложения, осложненные обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом и расставляет знаки препинания.
- К каким частям речи близки по значению причастные и деепричастные обороты? (Причастные и деепричастные обороты близки по значению к глаголам-сказуемым: первые обозначают признак предмета по действию, вторые - добавочное действие. Для наглядности можно перестроить предложение, заменив обособленные члены глаголами- сказуемыми.)
III. Изучение темы «Обособленные определения и приложения»
1. Вопросы и задания.
Какими членами предложения являются причастия и причастныеобороты? (Определениями.)
Найдите определения в нашем тексте.
Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты стояли перед определяемым словом,
запишите их. (Нестерпимо блистающая на снежных полях зима развёртывала передо мной свои диковинные картины... И только заячьи следы на снегу да легкий перелет мгновенно вспорхнувшей с елки птички говорили, что жизнь продолжается). - Прочитайте оба варианта предложений с причастными оборотами. - Обратите внимание на изменение интонации.
- Соотнесите интонацию этих предложений со схемами упражнения № 297.

2. Объяснения учителя..
- Расширим наши представления об обособлении.
- Рассмотрим предложение: Взволнованная девушка не могла найти слов.
- Замените существительное местоимением: Взволнованная она не могла найти слов.
- Это норма? Можно так сказать? (Нет.)
- Попробуем обособить определение: Взволнованная, она не могла найти слов.
В предложении появился оттенок причины.
Сделаем вывод: ОБОСОБЛЯЮТЯ ОДИНОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЕСЛИ ИМЕЮТДОБАВОЧНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, НАПРИМЕР ПРИЧИНЫ.
- А как себя ведут в таких случаях приложения?
Его, известного эрудита, нелегко было сбить с толку.
- Попробуйте убрать обособление и прочитать предложение без пауз. Что мы видим? (Смысл искажается или вовсе исчезает.)
- Итак, ОБОСОБЛЯЮТСЯ ЛЮБЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ, ЕСЛИ ОНИ
ОТНОСЯТСЯ К ЛИЧНОМУ МЕСТОИМЕНИЮ.
- Что произойдет, если заменить в предложении с приложением личное на существительное? Участника игры, известного эрудита, нелегко было сбить столку. (Распространенное приложение все равно обособляется.)
- Рассмотрим случаи согласованных нераспространенных однородных определений:
Светлая и чистая комната выходила окнами в сад.
ЗАДАНИЕ: поместим однородные определения после определяемого слова.
Небольшая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад. Интонация подсказывает, что в этом случае необходимо обособление.
2. Работа с учебником.
- Прочитайте теоретический материал п.29 на стр. 134. Обратите вниманиена примечание.
III. Закрепление нового материала.
Что вы узнали нового из параграфа?
Что мы уже знали?
- Потренируемся при выполнении упр. соблюдать правильную интонацию, находить обособленные определения и объяснить причину их обособления.
IV. Итог урока
V. Задание на дом