Формирование УУД в ходе развития критического мышления


Формирование УУД в ходе развития критического мышленияВасева Людмила Андреевна, учитель английского языка МБОУ г. Иркутска СОШ №27,г. Иркутск Как стимулировать коммуникацию на уроке для эффективного формирования УУД?Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы?Как научить применять знания, умения и навыки с учетом речевой ситуации? Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных    способностей   ученика,   позволяющих     ему      учиться самостоятельно. С.И. Заир-Бек Критическое мышление, определение:«Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью» (Е.С. Полат)Стратегии и качества включают: умения обработки информации, способность оценить информацию и определить правильная она или нет, способность рассмотреть альтернативные решения, учесть основанные на фактах мнения, способность делать выводы на основании фактов, воспринимать взаимосвязь событий и информации, решать проблемы и т.д.
Критическое мышление и ФГОС Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Планируемые метапредметные результаты обучения (извлечение) Факторы, мешающие критическому мышлению:Confirmation bias: подгонка фактов под свои убежденияAttribution (self-serving) bias: уверенность в том, что плохие события случаются с нами исключительно из-за внешних факторов, а хорошие – из-за наших качеств, а со всеми другими людьми – наоборотTrusting testimonial evidence: вера в информацию, полученную от другого человека, даже когда нет фактов, которые ее подтверждали быПровалы в памяти: заполнение провалов в памяти информацией, которая может быть невернаПринятие чужого авторитета без вопросовОбобщения на основе малого количества наблюденийОтказ признать недостаток собственного знанияСовпадения: вера в то, что смежные во времени события обязательно связаны друг с другом, тогда как они могут быть просто совпадениямиGene Pinder




Развитие критического мышления: ход работыФаза вызова: активизация знаний по теме, выявление их личностной важности для учеников, формулировка цели работыВозможные приемы: составление списка известной информации, обсуждение того, что уже ученики знают о данной теме/проблеме, предположения по заголовку, ключевым словам, картинкам, верные-неверные утверждения, перепутанный список событий и т.д.
Развитие критического мышления: ход работыФаза осмысления: на основе выявленного личностного смысла организуется работа с информацией, достижение цели работыВозможные приемы: поиск ответов на поставленные в первой части вопросы, маркировка текста, поиск ответов на while-reading questions, обсуждение и сравнение мнения одноклассников и т.д.
Развитие критического мышления: ход работыФаза рефлексии: систематизация полученного материала, соотнесение новой информации со старой, выработка личной позицииВозможные приемы: ответы на поставленные вопросы, формулировка и аргументирование собственного мнения, организация дискуссий, письменные работы.
Развития критического мышления: методы и приемы«Мозговой штурм»Цель использования:1) выяснение того, что знают дети по теме; 2) набрасывание идей, предположений по теме;3) активизация имеющихся знаний.Стадия использования: фаза вызова Развития критического мышления: методы и приемы«Корзина идей»На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.Стадия использования: вызов Развития критического мышления: методы и приемы“Верные и неверные утверждения”Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. Выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.Стадии использования: вызов, рефлексия Развития критического мышления: методы и приемы«ИНСЕРТ»Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее.Составление таблицы, выписываются основные положения из текстаСтадии использования: осмысление Развития критического мышления: методы и приемы«Свободное письмо»Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. (Это может быть подготовкой к написанию эссе). Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мыслиСтадия использования: рефлексия Развития критического мышления: методы и приемы«Толстый и тонкий вопросы»?– фактический ответ ? – обстоятельный ответ, развернутый.Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.Стадия использования: осмысление и рефлексия Развития критического мышления: методы и приемы«Прогнозирование с помощью открытых вопросов»Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: Что будет с героями дальше?Почему вы так думаете?Как выглядели герои?Опишите дальнейшие события и т. д.Стадия использования: Осмысление Развития критического мышления: методы и приемы«Зигзаг»1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп 2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы 3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучениеСтадия использования: осмысление Развития критического мышления: методы и приемы«Взаимоопрос»Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются.Лучшие вопросы задаются классуСтадия использования: осмысление Развития критического мышления: методы и приемы«Перекрестная дискуссия»По прочитанному тексту дается проблемный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии.Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются.Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.Стадия использования: осмысление Развитие УУД при помощи технологии критического мышления{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Личностные УУДПриемы развития критического мышленияПримерыВнутренняя позиция школьника«Ролевая игра»«Прогнозирование с помощью открытых вопросов»Ситуация покупки в магазинеАдекватная мотивация учебной деятельности«Корзина идей»«Прогнозирование с помощью открытых вопросов»Что необходимо взять с собой на необитаемый остров?Ориентация на моральные нормы и их выполнение«Корзина идей»Что бы ты сделал, если бы твой друг потерял собаку? Развитие УУД при помощи технологии критического мышления{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Регулятивные УУДПриемы развития критического мышленияПримерыПринимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию«Корзина идей»«Ролевая игра»Контролировать и оценивать свои действия «Ролевая игра»«Свободное письмо»«Синквейн»Корректировать свою деятельность в ходе контроля и оценки своих действий“Верные и неверные утверждения”«Свободное письмо»«Синквейн» Развитие УУД при помощи технологии критического мышления{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Познавательные УУДПриемы развитяе критического мышленияПримерыИспользование знаково-символических средств«ИНСЕРТ»Действия моделирования«Ролевая игра»Широкий спектр логических действий и операций«Ролевая игра»«Толстый и тонкий вопросы»Перепутанные логические цепиПерекрестная дискуссияОбщие приемы решения задач«Ролевая игра»«Последнее слово за мной» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Коммуникативные УУДПриемы развития критического мышленияПримерыУчитывать позицию собеседника (партнера)«Ролевая игра»«Зигзаг»«Последнее слово за мной»Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками“Верные и неверные утверждения”«Ролевая игра»«Толстый и тонкий вопросы»«Зигзаг»ВзаимоопросПерекрестная дискуссияАдекватно передавать информацию«Ролевая игра»«Толстый и тонкий вопросы»Взаимоопрос“Ключевые слова”Отображать предметное содержание и условия деятельности в речи«Ролевая игра» Благодарю за внимание!