МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ СТУДЕНТОВ- ГИМНАСТОВ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯБАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ Факультет физической культуры Кафедра Медико – биологических основ физического воспитания и физиологии Специальность физическая культура ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАМОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ СТУДЕНТОВ- ГИМНАСТОВ Выполнил: Никитин Н.В. Научный руководитель: д.б.н., профессор Хисамов Э.Н. Уфа - 2010 СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ 1.1. Задачи и методические особенности и классификация гимнастики 1.2. Динамика развития физических качеств в студенческом возрасте на занятиях физической подготовки 1.3. Характеристика возрастных особенностей студентовГЛАВА II Материалы, методы и организация исследования 2.1. Методы исследования 2.2. Организация исследованияГЛАВА III . Результаты исследования и их обсуждение 3.1. Данные собственных наблюдений 3.2. Обсуждение полученных результатов Актуальность темы. Физическая подготовка в высших учебных заведениях представляет собой органическое продолжение школьного физического воспитания и обеспечивает необходимой формой организм для трудоемкого умственного труда, способствует сохранению здоровья. Физические упражнения адаптируют органы и системы организма к более интенсивным нагрузкам в режиме студенческой жизни и творческим изысканиям в познавательном процессе. В процессе физической подготовки особенно благоприятно для гармоничного развития сказывается гимнастические упражнения.Цель работы. Изучение динамики физических и физиологических процессов у студентов, занимающихся спортивной гимнастикой. Предмет исследования. Адаптивные процессы в организме студентов в условиях физических нагрузок при занятиях спортивной гимнастикой. Гипотеза исследования. Настоящее исследование позволит проследить особенности физических и физиологических сдвигов в организме студентов, занимающихся спортивной гимнастикой.Научная новизна. Впервые нами были проанализирована динамика морфофункциональных сдвигов у студентов-гимнастов данного региона. Научно-практическая значимость. Результаты исследования данной работы могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе высших учебных заведениях, а также вносят определенный вклад в проблему физического воспитания учащейся молодежи. Задачи исследования: 1.Изучение литературных источников по теме исследования.2. Изучение некоторых антропометрических данных учащейся молодежи в условиях физических нагрузок при занятиях спортивной гимнастикой.3. Выявление особенностей реакции кардиоресператорных систем в организме студентов-гимнастов при действии физических упражнений. Очень хорошо Больше 60 Хорошо 30-60 Удовлетворительно 10-30 Неудовлетворительно 5-10 Очень плохо Меньше 5 Оценка Величина индекса Оценка по индексу Скибинской 59,6 ± 1,1*Средняя 170,8 ± 35,7 *Средняя 0,35* Окружность грудной клетки (см)Х ± m Масса тела (кг)Х ± m Длина тела (см)Х ± m Массо-ростовой индекс Х Антропометрические данные девушек 54,9 ± 1,5Средняя 164,6 ± 34,7Средняя 0,33 Окружность грудной клетки (см)Х ± m Масса тела (кг)Х ± m Длина тела (см)Х ± m Массо-ростовой индекс Х Антропометрические данные юношей 1-юноши. 2-девушки. Ряд 1-длина тела. Ряд 2-масса тела. Ряд 3-окружность грудной клетки. Ряд 4-масса-ростовой индекс. Показатели антропометрии Индекс Скибинской (ед). ЧСС ( уд/мин.) Время задержки дыхания на вдохе (сек). Коэффициент ЖЕЛ (%) ЖЕЛ (д) (мл) ЖЕЛ (ф) (мл) ДевушкиХ ± m ЮношиХ ± m Функциональные пробы Физиометрические показатели Ряд 1-юноши. Ряд 2-девушки. 1-ЖЕЛ (ф).2- ЖЕЛ (д. 3-коэффициент ЖЕЛ.) Физиометрические показатели Ряд 1-юноши. Ряд 2-девушки. 1-время задержки дыхания (сек.). 2-ЧСС (уд/мин.).3-индекс Скибинской (ед.). Показатели жизненной емкости легких Девушки Февраль 2009 г. Юноши Февраль 2009 г. Девушки Октябрь 2009 г. Юноши Октябрь 2009 г. Бег 1000 м.(сек.) Прыжок в длину с места (см) Х ± m Отжим от пола(количество)Х ± m Пол Показатели Сводные показатели физических качеств 1-юноши. 2-девушки. Ряд 1-отжим от пола (кол.) в октябре.. Ряд 2-прыжок в длину (см.) в октябре. Ряд 3-отжим от пола (кол.) в феврале. Ряд 4-прыжок в длину (см.) в феврале. Сводные показатели физических качеств Выводы: 1. Изучение нами показателей внешнего дыхания юношей и девушек, занимающихся гимнастикой, позволило представить состояние потребление кислорода. У юношей ЖЕЛ фактическая была выше, чем ЖЕЛ должная, которая определялась по полу, длине тела и массы тела. Аналогичная тенденция наблюдалась у испытуемых девушек. Относительно хорошее состояние внешнего дыхания, следовательно, и окислительно-восстановительных процессов испытуемых показало значение коэффициента дыхания, которое составляло выше 100 %.2. Анализ функциональных сдвигов в организме производилось путем изучения состояния кровообращения испытуемых. Для комбинированной оценки функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем использовался индекс Скибинской. Для выполнения последней параллельно нами были определены величины задержки дыхания на вдохе и частота сердечных сокращений (ЧСС). По значениям индекса Скибинской показатели состояния кровообращения и дыхания как у юношей, так и девушек, отражали вполне хорошее состояние. 3. Данные антропометрии - длина тела, масса тела и окружность грудной клетки указывали на гармоничное физическое развитие обследованных нами юношей и девушек. Характер телосложения соответствовал мезосоматическому типу конституции.4.В тоже время показатели морфометрии и физиометрии вполне согласовывались с хорошими результатами тестирования физических качеств испытуемых.5.В целом следует отметить, что функциональные сдвиги в организме при занятиях гимнастикой сохраняли положительную направленность. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАМОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ СТУДЕНТОВ ГИМНАСТОВ Выполнил: Никитин Н.В. Научный руководитель: д.б.н., профессор Хисамов Э.Н. Спасибо за внимание!