Лечебная физическая культура коррекционной школе


Применение Лечебной физической культуры в коррекционной школе.
Лечебная физическая культура – научно-практическая медицинская дисциплина, освещающая теоретические основы и методы практического использования средств физической культуры при лечении различных заболеваний.
Эта дисциплина базируется на патологической анатомии и физиологии в единстве с физической культурой и являться лечебно-педагогическим процессом, решающим присущие ему задачи. ЛФК признано восстанавливать нарушенное здоровье, ликвидировать сформировавшуюся неполноценность физического и психического развития, содействовать биологической и социальной адаптации к социальной жизни. Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности данной категории школьников в оздоровительных и коррекционных целях, поиске эффективных путей и методов физического воспитания, направленных на повышение уровней двигательной подготовленности, формирование двигательной способности и познавательной активности, укрепление здоровья.
В начале учебного года в нашей школе проводится « Диагностика физической подготовленности ученика», на основании которой, он зачисляется в группу занятий по ЛФК. После обследования у детей отмечен низкий уровень двигательных способностей: точности, координации быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости. А при недостаточном объеме двигательной активности резко ослабляется деятельность мышечной, сердечно-сосудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.
Все эти недостатки очень влияют на эмоциональную сферу обучающихся, у которых наблюдается страх, неуверенность в своих силах и возможностях, неумение владеть собой, неумение проявлять сознательную дисциплину, строго соблюдать установленные правила, нарушено чувство ритма, слуха и моторики.
Главной формой лечебной физической культурой в нашей школе, являются – уроки ЛФК, где отражаются задачи по коррекции двигательных недостатков.
Коррекционная работа на уроках ЛФК не ограничивается коррекцией двигательных функций, а затрагивает и психическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.
Дети с нарушением интеллекта нуждаются в коррекции недостатков психического и физического развития. Уроки ЛФК нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально — волевой сферы, направлены на воспитание положительных качеств личности. Занятия проводятся по «программе Лечебная физическая культура в специальной (коррекционной) школе восьмого вида» и проводятся с учетом физиологических, психологических, двигательных возможностей и рода заболеваний учащихся. Использую разноуровневый, дифференцированный подход в соответствии с имеющейся патологией учащегося. Количество упражнений строго дозировано по нагрузке в соответствии с возрастной группой.
Очень важно, чтобы занятие так, чтобы оно проходило насыщенно, интересно, эмоционально, значимо для детей. Было разнообразно по видам деятельности и удовлетворяло потребности каждого ребенка.
Занятия ЛФК позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь, свои действия. Побуждения учащихся к ответам на вопросы способствуют осознанию двигательных действий и вместе с тем развитию речи, кроме того, обогащению словарного запаса.
Основная часть занятия лечебной физкультуры построена в игровой форме, способствует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а также речевых навыков учащихся, которые охотно выполняют упражнения под руководством педагога.
При формировании двигательных навыков у школьников с ОВЗ можно выделить четыре стадии: Обучение движениям идёт быстрее и более эффективно, если педагог умело сочетает наглядный показ со словесной инструкцией. Зачастую ребёнку легче выполнить движение, глядя на педагога и подражая ему.
Поэтому, хорошо зарекомендовала себя методика формирования навыков, позволяющая выделить этапы обучения движениям. Для учащихся каждой группы целесообразно использовать специальные комплексы упражнений.
Комплекс упражнений для общеукрепляющей группы включает в себя дыхательные упражнения.
При правильном выполнении дыхательные упражнения успокаивают, способствуют концентрации внимания, со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
В группе коррекции плоскостопия, основной акцент делается на укрепление мышц ног. Для того чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы занятия начинаются с упражнений, выполняемых в положении сидя, затем по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходим к упражнениям в положении стоя. Для закрепления достигнутых результатов в занятия включаются упражнения в специальных видах ходьбы: на носках, на пятках, на наружном крае стопы.
В группе укрепления осанки используются упражнения направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата и создание «мышечного корсета».
Реализация разработанных программ и комплексов упражнений, использование здоровьесберегающих технологий в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания, продуманная внутренняя логика занятий, применение системы коррекционно-развивающих упражнений, позволяют мне добиваться стабильных позитивных результатов в развитии и коррекции двигательной сферы учащихся. Об этом свидетельствуют данные диагностики учащихся.
Подводя итоги своей работы, могу сделать вывод о том, что работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальные и дифференцированные подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.