«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»


«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне всравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К.Е. Тимирязев.
В мировой практике идет поиск активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст. Это то время, когда в ребенке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Они задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонны наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».
Понятие исследовательской активности взаимосвязано с рядом близких понятий, таких как «познавательная активность, «исследовательское поведение», «исследовательская деятельность», «исследовательская инициативность». Это и есть естественное состояние детей, они настроены на познание мира, они хотят все знать, исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в путь неизведанного. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Структура поисковой деятельности включает:
Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи;
Анализ ее условий самостоятельно или с помощью воспитателя;
Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;
Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;
Корректировка путей решения по ходу деятельности;
Анализ полученных фактов и формирование выводов;
Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследовательского поиска.
Исследовательская активность реализуется дошкольником в наблюдениях, сенсорном обследовании, ориентировочных и пробующих действиях, опытах, экспериментировании, развивающих играх и т.д.
Актуальной задачей является создание в образовательном процессе современного детского сада педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, что предусмотрено федеральным государственным стандартом.
Для решения проблемы развития познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе ДОУ педагогам необходимо искать такие средства обучения, которые в первую очередь способствовали бы развитию познавательных способностей у детей.
Важными факторами в развитии познавательной активности детей - дошкольников являются: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.
Основными условиями для развития познавательной активности детей являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.
В группах для развития познавательной активности и поддержания экспериментальной деятельности необходимо создание исследовательского центра, в котором происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Там предполагается наличие различных материалов для исследования:
природные материалы: образцы песка, глины, земли;- камни, галька, ракушки, керамзит, мел;
- железо, резина, пластмасса, дерево;
- семена цветов, образцы деревьев (шишки, желуди, каштаны)
бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки и т.п.сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
схемы для проведения опытов.
Для активизации детской исследовательской деятельности в таких мини-лабораториях также необходимо иметь и использовать специальное оборудование:
- разнообразные трубочки, воронки, сито;
- стаканчики, тарелочки, ложки;
- шприцы, пипетки;
- весы, увеличительные стекла, лупы, магниты, микроскоп, измерительные приборы.
Весь материал должен быть расположен в доступном для детей месте.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое нужно использовать - опыты. Они проводятся как на специально организованных занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
В совместной деятельности со взрослым дошкольники раскрывают «тайны природы», «секреты окружающих предметов», исследуют свойства веществ и материалов.
И все же, чтобы познавательный интерес  ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса, т.е. лично сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому объекту дома, в саду или библиотеке, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.
При такой форме обучения гарантирован успех в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника и прочное запоминание материала. Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет НЕ  подменять ребенка, а направлять.
В детском саду этот процесс организовать легче, чем в школе, потому что здесь дети находятся продолжительное время и процесс обучения не ограничен занятиями. В саду все время пребывание ребенка должно быть обучающим и развивающим.
Для развития познавательной активности в работе можно также использовать "Карточки исследователей", которые представляют собой алгоритм обследовательских действий в зависимости от объекта исследований. Работа с алгоритмами включает в себя несколько этапов:
На первом этапе дети выбирают карточку с исследуемым объектам по темам: "Домашние животные", "Дикие животные", "Цветы", "Деревья", "Птицы", "Игрушки" и т.д.На втором этапе следует постановка вопросов: какие бывают виды объектов, какие функции выполняют, какими свойствами обладают, на что влияют?
Третий этап - проведение исследований, сбор информации, зарисовка объектов.
Пользуясь "Карточкой исследователя", ребенок самостоятельно проводит опыты и эксперименты, наблюдает и фиксирует результат, делает вывод.
Особо хотелось бы отметить использование проектной деятельности для развития познавательной активности детей.
Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.
Такой инновационный метод обучения как исследовательская деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков.
В поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.