Урок по русскому языку Словари русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку
Проект урока
Тема: «Словари русского языка»
Специальность: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Группа № 1 «М»
Преподаватель: Кулагина В. М.
Тема: «Словари русского языка»
Тип урока: комбинированный урок
Форма проведения урока: урок-практикум, работа в парах.
Методы обучения: метод наглядный и исследовательский, работа со словарями.
Цели урока:
образовательные:
научиться пользоваться разными типами словарей;
продолжить работу по формированию навыков построения предложений в устной и письменной речи;
развивающие:
способствовать обогащению словарного запаса;
формирование культуры пользования словарями;
воспитательные:
способствовать развитию у обучающихся коммуникативной культуры, интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Систематизировать теоретические знания по теме.
Развивать интерес к решению задач нестандартного вида, к активной творческой деятельности, сформировать навыки самостоятельной работы.
Совершенствовать личную коммуникативную компетентность.
Междисциплинарные связи: тракторы и автомобили, сельскохозяйственные машины.
Квалификационные требования:
должны знать: типы словарей русского языка;
принципы описания слов в лингвистических словарях;
построение словарной статьи в толковых словарях.
должны уметь: пользоваться разными типами словарей русского языка;
строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами.
Средства обучения
I. Учебно-методические средства.
Методические указания для обучающихся
II. Учебно-наглядные, технические средства
Изобразительные: Презентация
Дидактический материал: Задания для практической работы.
Технические средства обучения:
Мультимедиа проектор
Экран
III.Средства контроля:
Индивидуальный опрос
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа обучающихся.
Хронокарта урока

Структурный этап занятия
Время мин
Цели
Содержание
Планируемый результат

1
Организационный момент
2
Создание рабочей обстановки
Приветствие обучающихся. Проверка присутствующих и готовность к занятию
Формирование дисциплинарных правил поведения. Психологическая готовность к уроку

2
Целеполагание и мотивация учебной деятельности
2
Целенаправленное восприятие содержания урока. Акцентирование внимания на значимости и актуальности изучаемой темы
Сообщение темы, цели, актуальности урока. Мотивация урока для привлечения внимания обучающихся к изучению словарей русского языка (Приложение 1).
Восприятие информации, включение в учебную деятельность. Проявление заинтересованности к изученному

3
Изучение нового материала
11
Ознакомить с разными типами словарей
Выполнение опережающего задания (Приложение 2). Выступления обучающихся с сообщениями о разных типах словарей и справочников с профессиональной направленностью, с использованием мультимедийных материалов (Приложение 3). Обучающиеся составляют таблицу, содержащую сведения о словарях и справочниках (Приложение 4)
Формирование представления о разных типах словарей, в том числе и связанных с профессией. Подготовка сообщений по словарям и справочникам

4
Закрепление изученного материала
10
Научить культуре пользования словарями
Выполнение поисковых и творческих заданий в парах по словарям (Приложение 5)
Сформировать умение поиска информации, умение выделять главное, умение работать самостоятельно

5
Подведение итогов урока. Домашнее задание
2
Выявить соответствие поставленных и достигнутых целей урока
Выводы по достижению целей урока. Домашнее задание: составить тематический словник «Словарик иностранных слов по профессии» с объяснением значений слов
Самооценка деятельности обучающихся на уроке

Приложение 1.
Отрывок статьи из «Энциклопедии словаря юного филолога».
Однажды молодой Шарль Бодлер пришел к другому поэту, Теофилю Готье. Готье спросил его:
-Читаете ли вы словари?
Бодлер ответил, что да, читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из словарей.
Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать?
И все же Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.
Приложение 2.
Вопросы к обучающимся.
- На какие две группы делятся словари?
- Можно ли назвать энциклопедические словари научными справочниками?
- Какие словари объясняют лексическое значение слов, указываются нормы правописания, произношения?
- Как располагаются словарные статьи в словарях?
- Что содержится в толковых словарях?
- В каком словаре синонимы сгруппированы в синонимические ряды?
- В каком словаре описано происхождение слов?
- В каком словаре объясняется значение фразеологизмов?
Приложение 3.
Подготовка сообщений по словарям:
1.С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
2. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
3. З. Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка».
4. В.Ю. Никитина «Большой словарь иностранных слов».
5. М.И. Степанова «Фразеологический словарь русского языка».
6. Н.М. Шанский «Краткого этимологического словаря русского языка».
7. М.К. Комарова «Справочник по эксплуатации и регулировкам сельскохозяйственных машин».
8. А.Я. Поляк «Справочник по скоростной сельскохозяйственной технике».
9. В.И. Бельских «Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов».
10. А.П. Акимов «Справочная книга тракториста-машиниста».
11. Е.С. Мельников «Справочник по применению топлива и смазочных материалов».

Приложение 4.
Заполните таблицу.
Тип словаря
Название словаря
Автор словаря
Год издания
Количество слов
Пример из словарной статьи










Приложение 5.
Выполните практические задания по словарям и справочникам.
1. В толковом «Словаре русского языка» С.И. Ожегова найдите слова разговорные, профессиональные, диалектные (по одному слову). Привести свои примеры на все значения выбранных слов.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля найдите слова, относящиеся к профессиональной лексики, приведите примеры современного названия профессии и специалиста (2 слова).
3. Выберите из «Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского слова общеславянского, восточнославянского и собственно русского происхождения (по одному слову). Составьте предложения с этими словами.
4. Используя «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой, запишите синонимические ряды, доминантой, которых были бы слова: безопасный, эффективный, правильный, объективный.
5. Из «Большого словаря иностранных слов» В.Ю. Никитиной выпишите слова из области техники. Подберите к ним русские слова-синонимы (2 слова).
6. По «Большому словарю иностранных слов» под редакцией В.Ю. Никитиной установите значение следующих заимствований: индукция, инжектор, шатун, поршень, карбюратор.
7. Используя «Фразеологический словарь русского языка» М.И. Степановой, объясните значение следующих фразеологизмов: на полном газу, делать свое дело, крутить баранку, как заведенная машина, мастер на все руки, закручивать гайки.
8. Используя «Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов» В.И. Бельских определите значение терминов: турбокомпрессор, аккумулятор, компрессор, гидронасос. Составьте с терминами предложения.
9. Определите значение терминов: трансмиссия, маховик, радиатор, термостат, магнето, используя «Справочную книгу тракториста – машиниста» А.П. Акимова.
10. Определите значение терминов: коксование, подшипник, метршток, нефтеденсиметр, используя «Справочник по применению топлива и смазочных материалов» Е.С. Мельникова.








13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 2 Заголовок 415