ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ младших школьников


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ младших школьников

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ученика.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в учебный процесс .Проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Работая по ПНШ, решила использовать в своей работе с детьми проектную деятельность.
Я старюсь чутко относится к детям и поддерживать их эмоционально. Однако эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.
.
Ученики высказывают оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.
Цели применения проектной деятельности:
вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс
учить представлять свой творческий, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов
учить применять свои знания в новых условиях
формировать универсальные учебные действия
воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе
учить ориентироваться в мире информации.
Этапы работы над проектом
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
С учениками 1 класса при изучении чисел возникла идея создать проект « Числа вокруг нас»
ВВЕДЕНИЕ.
На самом первом уроке математики спросила детей : «Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны числа?» Дети начали отвечать: «Считать, сравнивать, решать задачи». И тогда мы сказали, что всё, что мы будем делать на уроке математики с числами, нам очень пригодится в жизни. Детей это заинтересовало,  и они решили узнать,  какую роль играют числа в нашей жизни.
Цель проекта: узнать, какую роль играют числа в нашей жизни.
 Задачи:
1.     Узнать из разных источников, где могут встретиться числа.
2.     Выяснить с помощью наблюдения, где используются числа .
 
Гипотеза исследования:
Мы  предполагаем, что в результате этой работы  мы узнаем,  как используются числа в нашей жизни.
Методика работы.
1.     Из  источников  мы нашли и изучили материалы по данной теме.
2.      Мы провели наблюдение и выяснили, где используются числа.
 
Результаты работы.
Поисковая работа.
Из источников мы узнали, что числа используются
 -В названиях сказок, фильмов, мультфильмов.
 
М. Михайлов «Два мороза», С Михалков «Три поросёнка», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Остер «38 попугаев», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», С. Маршак «Двенадцать месяцев».
 
-В пословицах и поговорках.
0 без палочки. 0 внимания. 
1 ум хорошо, а два лучше.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Один носит, другой просит, третий очереди ждет.
Был мал – в 4 дудки играл: вырос велик – землю поднял.
Как свои 5 пальцев. Сметлив и хитер – пятерым нос утер.
Семеро одного не ждут.
7 раз отмерь – один раз отрежь.
Весна да осень – на дню погод восемь.
У храбреца десять доблестей – одна – отвага,
9 – ловкостей.
Одно дерево срубишь – 10 посади!
- В загадках. Отгадайте загадки, в которых есть числа
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)
Рисовали просто круг –
Получилась цифра вдруг.
Эту цифру назовем
Круглым толстеньким…(нулем).
С хитрым носиком сестрица
Счет откроет…(единица).
2 кольца, 2 конца
Посередине гвоздик.
Эта цифра просто чудо
У нее родня повсюду
Даже в алфавите есть
У нее сестра близнец. (тройка)
Сколько лапок у мангуста,
Лепестков в цветке капусты,
Пальцев на куриной ножке
И на задней лапе кошки,
Рук у Тани вместе с Петей
И всего сторон на свете
Да и океанов в мире,
Знает циферка (четыре)
У пятерки 5 детишек,
5 веселых шалунишек.
Все подряд они хватают,
Только ночью отдыхают
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Может их любой узнать,
На руке их ровно 5.
 
Отгадайте-ка, друзья,
Что за цифра это?
Если на голову встанет,
Ровно на 3 больше станет?
 
На косу она похожа,
Но траву косить не может –
Не наточена совсем
И не косит цифра (7).
Семь пушистеньких котят
С самого утра едят,
А один сметаны просит.
Сколько же пушистых? (8)
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Вы узнали этот день?
 
За своей родной сестрицей
Только Нолик, стань за единицей
так, когда вы вместе,
Называть вас будут (10).
-В играх
«На одной ножке»;
«Третий лишний»;
«Вдвоём одну верёвку»;
«Семеро одного не ждут»;
«Я знаю пять имён, птиц, животных…».
 
- В физкультминутках:
Чтоб совсем проснуться, Надо подтянуться. 
Раз — подняться, подтянуться. 
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,  Головою три кивка. 
На четыре — руки шире, 
Пять - руками помахать. 
Шесть и семь — с улыбкой встать. 
Восемь - можно день начать.
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота? 
Ну-ка, делайте со мною 
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
 Руки вытянуть пошире.
 Раз, два, три, четыре.
Наклониться — три, четыре— 
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
В стихотворениях с числами.
Сколько лет в яйце цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра 0.
 
А вот это цифра 2.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
 
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков.
Удивительный значок!
Это серп или крючок?
Можно ковшиком назвать…
Нет! Ведь это цифра 5!
Цифра 6
Дверной замочек:
Сверху крюк,
Внизу кружочек.
Цифра 8 так вкусна,
Из двух бубликов она!
Мы – веселые подружки,
Любим разные игрушки.
Мы банты большие носим,
Каждый  бант – как цифра 8.
Цифра 9 не простая,
Как большая запятая.
С лягушатами дружна
Головастик ведь она.
 
 Выводы и предложения.
1.     Из источников мы узнали, где можно встретить числа.
2.     С помощью наблюдения мы узнали, что числа помогают нам определить адрес дома, узнать время, цену, номера машин, телефонов, режим работы магазинов, аптек, почты.
3.     В результате нашей работы мы узнали,  как используются числа в нашей жизни. И поняли, что без знания математики обойтись невозможно.
С учениками 4 класса мы выполнили проект по окружающему миру « Жизнь древних славян»
Визитная карточка проекта «Жизнь древних славян»
Автор проекта
Фамилия, имя отчество Руководитель проекта -Шульгина Н.Ю
БурноволоковаАнастасия.
Гальцова Валерия.
Завьялов Никита.
Кралько Софья.
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ Г Кемерово
Номер и/или название школы/ОУ МБОУ «СОШ № 82»»
Описание проекта
Создание памятки «Жизнь древних славян»
Краткое содержание проекта
Проект поможет учащимся и их родителям продолжить путешествие по дороге истории отечества. Познакомит с важными событиями истории России и жизнью древних славян. Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта в видеальбома, в котором отражены результаты исследования по данной теме. Проект сообщает новые знания по предмету, а также позволяет им связать их с жизнью, оценивать события и явления с разных точек зрения.
Предмет Окружающий мир
Класс4 класс
Приблизительная продолжительность проекта3 урока
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
Проект призван способствовать:
повышению интереса к истории отечества;
овладению учащимися общеучебными навыками, развитие творческих способностей, умения применять знания и умения на практике;
заинтересовать учащихся и их родителей проблемой сохранения культуры отечества.
Вопросы, направляющие проект
Личностный– проблемный вопрос Чем жизнь древних славян отличается от нашей?
Чем жизнь древних славян похожа на нашу?
Учебные вопросы -Почему древние славяне обожествляли природу?
-Почему древние славяне жили племенами?
-Во что верили восточные славяне?
-О чем может рассказать древний славянский календарь?
-От кого защищались славяне,обнося свои поселения высоким частоколом?
-Как славяне обеспечивали себя пищей?
До работы над проектом Ученики работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
Опрос.
Мозговой штурм
Стартовая презентация учителя.
Наблюдение.
Список тем исследований учеников.
Отчеты по выполнению работы.
Консультации учителя. Самооценивание,
Продукты: альбом, памятка
Перед стартом проекта проводится опрос на выявление и понимание теоретического материала. Задаются провокационные вопросы (мозговой штурм) по теме будущего проекта, активизирующие мыслительные действия обучающихся. Учитель показывает стартовую презентацию для того, чтобы заинтересовать учащихся.
В ходе работы проводится промежуточный контроль результатов деятельности каждой исследовательской группы (предоставляются промежуточные результаты по созданию проекта).при необходимости учитель направляет деятельность учащихся и корректирует их работу.
После завершения работы над проектом учащиеся в классе представляют результаты в виде продуктов, выполненных на компьютере: альбома, памятки.
Сведения о проекте
Учебные мероприятия
Актуализация(введение в проблему проекта с помощью вводной презентации учителя, выявление уровня заинтересованности учащихся)
Подготовительный (знакомство с бытом, праздниками древних славян, используя Интернет-ресурсы, материалы на печатной основе и другие ресурсы. Формирование рабочих групп. Составление плана работы. Формулирование вопросов исследования. Распределений исследований для каждой группы. Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.)
Проектирование (Сбор информации по выбранной теме в каждой группе, самостоятельная работа участников проекта по групповым исследовательским, творческим задачам. Систематизация материалов, подготовка и оформление результатов работы в электронном виде. Создание эскиза презентаций для демонстрации проекта. Создание итогового альбома,памятки.)
Публикация (Заключается в публикации альбома,памятки
Презентация (Представление итоговых проектов для обсуждения)
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) Работа в группах, каждая из которой работает над одной темой, позволяет учащимся выбрать то направление исследований и последовательность практических действий, которое вызывает больший интерес:
поиск и анализ информации в Интернете;
компьютерная обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет - технологий.
Одаренный ученик Индивидуальный выбор в средствах дифференцированного обучения.
Открытые темы исследований в рамках проекта.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии – оборудование
компьютер(-ы), телевизор, проекционная система.
Материалы на печатной основе УМК Учебник «Окружающий мир»
О.Н.Федотова , Г.В. Трафимова,С.А.Трафимов.
Тетрадь«Окружающий мир»
О.Н.Федотова , Г.В. Трафимова,С.А.Трафимов , Л.Г.Кудрова
Справочные пособия по теме исследования
Другие ресурсы Учителя, другие ученики/классы, эксперты, родители.
Краткое содержание проекта
Проект поможет учащимся и их родителям продолжить путешествие по дороге истории отечества. Познакомит с важными событиями истории России и жизнью древних славян. Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта в виде альбома, в котором отражены результаты исследования по данной теме. Проект сообщает новые знания по предмету, а также позволяет им связать их с жизнью, оценивать события и явления с разных точек зрения
Проект призван способствовать:
•повышению интереса к истории отечества;
•овладению учащимися общеучебными навыками, развитие творческих способностей, умения применять знания и умения на практике;
•заинтересовать учащихся и их родителей проблемой сохранения культуры отечества.
Вопросы, направляющие проект:
Личностный– проблемный вопрос:
Чем жизнь древних славян отличается от нашей?
Чем жизнь древних славян похожа на нашу?
Учебные вопросы:
-Почему древние славяне обожествляли природу?
-Почему древние славяне жили племенами?
-Во что верили восточные славяне?
-О чем может рассказать древний славянский календарь?
-От кого защищались славяне , обнося свои поселения высоким частоколом?
-Как славяне обеспечивали себя пищей?
Перед стартом проектапроводится опрос на выявление и понимание теоретического материала. Задаются провокационные вопросы (мозговой штурм) по теме будущего проекта, активизирующие мыслительные действия обучающихся. Учитель показывает стартовую презентацию для того, чтобы заинтересовать учащихся.
В ходе работы проводится промежуточный контроль результатов деятельности каждой исследовательской группы (предоставляются промежуточные результаты по созданию проекта).при необходимости учитель направляет деятельность учащихся и корректирует их работу. После завершения работынад проектом учащиеся в классе представляют результаты в виде продуктов, выполненных на компьютере: альбома, памятки
Учебные мероприятия
Актуализация(введение в проблему проекта с помощью вводной презентации учителя, выявление уровня заинтересованности учащихся)
Подготовительный (знакомство с бытом, праздниками древних славян, используя Интернет-ресурсы, материалы на печатной основе и другие ресурсы. Формирование рабочих групп. Составление плана работы. Формулирование вопросов исследования. Распределений исследований для каждой группы. Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.)
Проектирование (Сбор информации по выбранной теме в каждой группе, самостоятельная работа участников проекта по групповым исследовательским, творческим задачам. Систематизация материалов, подготовка и оформление результатов работы в электронном виде. Создание эскиза презентаций для демонстрации проекта. Создание итогового альбома,памятки.)
Публикация (Заключается в публикации альбома,памятки
Презентация (Представление итоговых проектов для обсуждения)
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
Работа в группах, каждая из которой работает над одной темой, позволяет учащимся выбрать то направление исследований и последовательность практических действий, которое вызывает больший интерес:
•поиск и анализ информации в Интернете;
•компьютерная обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет - технологий.
Одаренный ученик
Индивидуальный выбор в средствах дифференцированного обучения.
Открытые темы исследований в рамках проекта.
Памятка по теме «Древние славяне»
После изучения данной темы ученики научатся:
-Показывать и отмечать на контурной карте «Восточного полушария» места расселения славянских племенных союзов , а также народов, которые жили рядом с ними (Т .ч.1. с.2);
-Называть названия рек, по берегам которых селились славяне. Называть моря, между которыми селились славяне. ( У. ч.1 с 8)
Отвечать на вопросы:
-Что было основной причиной объединения племен ?
(У. ч.1 с 8-9)
-Как славяне обеспечивали себя пищей. Предметы быта тех далеких времен
(У. ч. 1. с 12-13 . Т.ч.1 с 3)
-О чем может рассказать древний славянский календарь?
(У.ч.1 с.152)
-Во что верили древние славяне? Почему они обожествляли природу?
( У. ч.1. с. 14-15)
-От кого защищались славяне, обнося свои поселения высоким частоколом?
( У. ч.1 с 9-11)
Верования древних славян
   Славяне поклонялись явлениям природы и обожествляли их. Так же наши предки верили в злых и добрых духов, в почете у них был культ рода и предков. Первым религионзным верованием восточных славян было язычество. Главной отличительной чертой язычества является многобожие. Восточные славяне поклонялись Сварогу, Роду, Даждьбогу, Ярило, Хоросу, Велесе, Стрибогу, Мокошь и Перуну.
    На смену лету приходила зима, на смену дня приходила ночь. Люди не могли понять, почему на смену теплым дням приходят заморозки, начинает идти снег. Славяне думали, что всё это зависит от воли богов и других таинственных сил. Если летом шёл сильный дождь, люди полагали, что это рассерженный бог Перун посылает на землю огненные стрелы, и потому гремел такой страшный гром и сверкали яркие молнии.
 Когда дождь заканчивался, значит, бог успокоился, делали вывод славяне. Перун для них представлялся великаном с большой головой, седой головой и рыжей бородой. В правой руке у него лук, а в левой стрелы. Вырезая из дерева идола, люди покрывали бороду и усы золотом, а верх головы – серебром. Ставили идола на капище (самое высокое место), а к подножью приносили требы (кровавые жертвы).
 Жертвами были птицы, животные, а иногда люди. В отличие от других язычников, древние славяне не строили храмов, не было у них сословия жрецов, хотя волхвы (толкователи воли богов) существовали. Вот такой была вера древних славян, языческая.
       Люди не знали, почему светит солнце, дует ветер, небо бывает разного цвета. Подумав, пришли к выводу, что все эти явления зависят от божеств и находятся в их власти. Так появились: отец солнца – Сварог, распорядитель воздушной стихии – Стрибог. Славяне любили землю свою русскую, поэтому почитали Мокошь – богиню земли.
 Много песен они сложили о земле кормилице. Относились к ней трепетно и почтительно. Пахарь, например, перед тем как пахать землю, со слезами просил прощение у Матери-земли, что будет делать ей больно, рвать сохой.  Если человек давал клятву в чём-либо и ел, или целовал землю, то обязательно должен был исполнить своё обещание. В противном случае становился изгоем.
     Славяне придумали себе Домового, Лешего, Водяного, Кикимору, Бабу-ягу. Они считали, что дома, в лесу, на реке должен быть хозяин, который может помочь человеку, а может и погубить.
     Языческие праздники были связаны с земледельческими работами и сменой года. День весеннего равноденствия  – это праздник Масленица, летний солнцеворот – Ивана Купала, Новый год – Колядки. Совершали особые ритуалы при рождении, смерти, свадьбы. Всё это сопровождалось песнями, которых было очень много.
Жизнь древних славян
1,5 тысячи лет прошло с тех пор как на огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга, Ока поселились восточные славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.
На карте мы видим расселение древних славян в 5, 6 веках
желтым цветом закрашены территории расселения западных славян,оранжевым – южных славян, розовым – территории расселения восточных славян. Обратите внимание,что жили восточные славяне отдельными племенами. Племен было много (перечисление по карте). Расположение племен записано со слов летописца Нестора, который жил в 9 веке, т.е. 400 лет спустя.
Вто время каждое племя имело не только свою территорию, которую защищало от соседей, но и свой язык, свои обычаи, своих богов .Позднее от древних славян произошли национальности: русские, белорусы, украинцы. Вот , что о древних воинах славянах рассказывают их соседи арабы и византийцы.
- Время было беспокойное, жители соседних поселков
Часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах , окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой, Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы ), ставили частокол.
Частокол строился из крепких бревен, для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтесывали, заостряли, а потом обжигали в огне, бревна надо было обтесать гладко,врытьглубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

ЖИЛИЩЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Избушки - невелики, до половины уходят в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой .Крыша тоже из жердей, а на ней толстый слой соломы, для прочности обмазывали сырой глиной. Внутри такого дома всегда прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывались досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу сложенная из камня печь. Печь топилась по-черному- это значит , что дымовой трубы не было , и печной дым выходил в оконца и дверь. В доме стол, 2-3 лавки, в углу лежало несколько охапок соломы, покрытых шкурами зверей – это постель.
HYPERLINK "https://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fkazakoff.ucoz.ru%2F_ph%2F2%2F1%2F384293600.jpg&text=%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%85%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=0&lr=64&rpt=simage"

ДРЕВНИЙ СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Календарь основан на шестнадцатиричной системе счисления и образует продолжительные промежутки времени, называемые Сварожьими Кругами, в каждом из которых Солнце проходит последовательно все 16 Чертогов за 180Кругов Жизни. Это и есть сутки Сварога. (Кстати, 180 Кругов Жизни х 144
Лета = 25 920 Лет — это известный период обращения солнечной системы нашего Ярилы-солнца вокруг центра нашей галактики).
Круг Жизни содержит 144 Лета.Лето — три сезона: Оусень,
Зима и Весна — это одно Лето (отсюда в русском языке понятия: летопись,
летоисчисление, сколько Вам лет? И т. д.)Лето — 9 месяцев,месяц — 41 или 40 дней (в зависимости от того нечетный или четный),день — 16 часов,час — 144 части,часть — 1 296 долей,доля — 72 мгновения,мгновение — 760 мигов,миг — 160 сигов (отсюда в русском языке «сигануть», т. е. быстро переместиться)сиг — 14 000 сантигов.Такая точность недостижима даже современными атомными хронометрами.Новые сутки Сварога раньше начинались в момент захода Ярилы-Солнца в день равноденствия — очень просто и наглядно.Раньше (когда не было повсеместного использования часов) новые сутки начинались с заходом Солнца.Термин
«сутки» появился немногим более 110 тыс. лет назад. Причем слово
«сутки» есть только в славянских языках. Ни в англ., ни во франц., ни в нем., ни в других языках этого слова нет. А этимология его проста: соТКать, сТыКовать — т.е. соединять вместе (ТК). О — У — переходные
гласные. То есть СУТКИ — сотканные, состыкованные вместе день и ночь.Сейчассутки начинаются ночью, когда все спят. Но даже если бы и не спали, то все равно зафиксировать начало новых суток невозможно, так как наблюдать в этот момент на небосклоне нечего.Неделя состояла из девяти дней:
понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Вспомните фразы из неисправленных «историками» сказок:«и на первую седьмицу он поехал в Град-столицу» (Конек-Горбунок), «вот осьмица уж прошла и неделя подошла» (Каменная чаша).Все месяцы начинались в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц года начинается во вторник, то и все остальные нечетные месяцы будут начинаться во вторник, а четные — в седмицу. Поэтому тот календарик,
который мы сегодня носим с собой и который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше содержал всего две таблички: одну — для нечетных месяцев, другую — для четных.Все годы КруголетаЧислобога всегда начинались в строго определенные дни недели.Многие элементы Славянского Календаря дошли до наших дней в виде поговорок и
обычаев, истоки которых, к сожалению, уже забылись. Например, Великая тризна, то есть поминовение умершего родственника, совершается через неделю (9 дней) и через месяц (40 дней), то есть на девятый и сороковой
день.Семь месяцев вынашивает мать чадо во чреве своем и сорок сороков (сорок месяцев) потом кормит его грудным молоком.Ачерез сорок сороков (или четыре лета и четыре месяца) после рождения Первого ребенка у женщин наступает период жизненного совершенствования, врезультате чего она становится Ведающей Матерью или ВедьМой.Через 369 недель после рождения человека начинается период его Духовного Обучения, ибо в девять лет происходит первое Великое приобщение к Древней Мудрости Богов и Предков.Когда же детям из Славянских Родов исполнялось 12 лет (108 месяцев) и они достигали роста 7 пядей во лбу (124 см), для детей начинался новый этап в жизни. В 108 месяцев (или в 12 лет) наступает совершеннолетие человека, и он проходит обряды Совершеннолетия и Имянаречения, после чего мальчиков начинают обучать родовым ремеслам и воинскому искусству.А еще через 108 месяцев, то есть в 24 лето, он, принимая Духовное освящение Священным Огнем, познаетистинный смысл бытия своего Рода и истинное значение Родового имени.В 33 лето наступает время Духовного совершенствования.А в 369 месяцев или в 41 лето начинается эпоха Духовного Озарения.Девушка
могла выходить замуж только после 16 лет или 144 месяцев, что составляет Единый Круг Круголета. До этого срока она вестует — познаёт Весть, то есть обучается ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми,
рукоделию, а в 16 лет — заканчивает вестовать и становится НеВестой.
Повсеместное использование древнего Славянского Календаря прекратилось, к сожалению, когда Петр I ввел иностранный календарь.Соответственно современный календарь был усложнен в угоду политическим интересам.Неделя укоротилась до семи дней, в угоду почитателям лунного культа.
Количество месяцев в году возросло и их названия изменились.В настоящее время, если мы пользуемся современным календарем, то правильнее будет его применять только для событий последних трехсот лет.А более древние события, для ясного понимания их сути, должны быть
датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года. Иначе возможно неправильное толкование нашей летописи, культуры, традиций и обычаев.

Коло Сварожье - Годовое колесо Славянских племён
КАК СЛАВЯНЕ ОБЕСПЕЧИВАЛИ СЕБЯ ПИЩЕЙ?
Древние славяне ПИТАЛИСЬпреимущественно именно злаками земными и возделывали следующие основные культуры: просо, «пестрое»), пьшено, пьшеница (от пьхати — толочь, отсюда же пьшенъ — растолченный), ръжь (рожь), ѩкчьмы (ячмень). Из пшеницы, ржи, ячменя после размола каменными ручными жерновами получалась мѫка (мука, от ст.-слав. мѧкъкъ — «мягкий»). Возможно, овьсъ (овес) стал возделываться позднее перечисленных культур.
В пищу могли употребляться поджаренные или размоченные зерна злаков. Из зерен или муки варились каши. Самым простым пекарским изделием из муки была пресная лепешка, позже славяне научились выпекать квасной хлеб. Формованные хлебные изделия (калачи, короваи и т. п.) могли выступать атрибутами различных ритуалов (например, караваи выпекались на свадьбу). Пироги с разнообразной начинкой также с древних времен стали характерной принадлежностью славянской кухни.
Бобовые (источник растительного белка) тоже входили в пищу славян. Как пишет крупнейший славист ЛюборНидерле (1865—1944), славянам были также известны «из овощей — лук и чеснок (лукъ, чеснъ, чеснокъ), морковь, редька, огурцы, мак. За исключением чеснока, все последние названия заимствованы из немецкого и греческого языков.Это указывает на то, что, по всей вероятности, вместе с термином к славянам были занесены из других стран и сами овощи» (вернее сказать, вместе с овощами «заносились» их иноязычные названия. — Ю.М.). Далее Л. Нидерле перечисляет среди известных древним славянам овощей репу, капусту, называя освоенными ими «овощами» также дыню и тыкву. Само слово овощ Нидерле считал по происхождению германским, однако М. Фасмер обоснованно возводит его к праславянскому *voksti (расти).
Дикая яблоня, слива, груша, вишня, произраставшие на территории славянской прародины, были славянами постепенно окультивированы.
Рыболовство давало дополнительную пищу. Речную и озерную рыбу уже в древности научились вялить на солнце, заготавливая впрок.
Охотой, разумеется, славяне тоже активно занимались, но мясная пища, добываемая на охоте, была нерегулярна, распределялась среди многочисленных членов рода и могла играть роль лишь появлявшейся иногда добавки к повседневному питанию. Чаще всего охотились, видимо, на оленей и косуль, поскольку объект охоты был безопасен и в случае удачи давал сразу много мяса. Охота на мелких пушных зверей (куница, лиса, соболь, бобр, горностай и др.) была также широко распространена, но она не имела отношения к добыванию пищи. Охота на медведя, кабана была трудна и при отсутствии огнестрельного оружия (до изобретения которого были еще многие века) сопряжена с огромным риском. Впрочем, свиньи были довольно рано одомашнены наряду с коровами, козами и овцами. Одомашнен был и конь (праславянская форма слова *komnь; М. Фасмер полагает еще более древней формой *kobnь, возводя к ней слово кобыла). Лошадь же не славянское слово, а заимствованный тюркизм.
Скотоводство — еще один источник пищи древних славян. Молоко (праслав. *melko, ст.-слав. млѣко), творог (праслав. *tvarogъ), сыр (видимо, внутренняя форма «квашеный»), сметана (от «сметать, смешивать») и масло (от «мазать») были в их рационе.
Среди других связанных со сферой питания занятий древних славян следует отметить бортничество («борть» — дупло дерева, в котором живут пчелы, «лесной улей»). Так добывались мед и воск.
Используя в своей работе проектную деятельность , я заметила, что у детей появляется интерес к учебе, что положительно сказывается на их успеваемости. Дети становятся более раскрепощенными , открытыми, не боятся отстаивать свою точку зрения, выступать на людях. Сначала в проектной деятельности принимали участие дети. которые хорошо учатся. Позже в проектную деятельность стали включаться и другие ученики. Я стараюсь в проектную деятельность вовлечь всех желающих.Потому что работа над проектами не только способствует улучшению качества успеваемости , но и способствует сплочению классного коллектива.