Опыт работы по созданию предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС


Предметно –пространственная развивающая среда МКДОУ «Детский сад № 26» в соответствии с ФГОС Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е. И. Тихеева Организация развивающей предметно – пространственной среды в свете требования ФГОСОбразовательная система выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Вопрос организации развивающей ППС в ДОУ на сегодняшний день стоит особенно актуально. Это связано с введением нового ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Развивающая ППС – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Требования к организации ППС В каждой возрастной группе создали условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности(игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной). Организовали и разместили предметы развивающей среды так, чтобы они отвечали возрастным особенностям детей и их потребностям(в движении, в общении, в познании). Предметно – пространственная развивающая среда организована так, чтобы у каждого ребёнка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. РПП среда для детей 1 младшей группыДля детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. РПП среда для детей 2 младшей группыДля детей необходим развёрнутый центр сюжетно – ролевых игр с большим количеством атрибутов. РПП среда для детей средней группыУ детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. РПП среда для детей старшего дошкольного возрастаВ старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры. Оборудование необходимо размещать так, чтобы было можно организовать совместную деятельность. Размещение оборудования по центрам позволило детям объединиться по общим интересам по подгруппам. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде нами выделены следующие зоны для разного вида активности:РабочаяАктивнаяСпокойная №Наименование оборудованияФотоЦель1Гимнасти-ческая лестница, турникЭтот спортивный снаряд является одним из самых простых и высокоэффективных тренажеров, служит развитию силы, выносливости, ловкости и координации. Спектр возможностей турника включает в себя различные виды статических, силовых и маховых упражнений.2ЛианаЗанятия на лиане высокоэффективны для развития мышц ног, предплечий, обеспечивают значительную нагрузку на мышцы ног, торса и верхнего плечевого пояса, развивают силу и силовую выносливость. 3Пеньки Для упражнений в ходьбе, перешагивании, на развитие равновесия. Паспорт игрового участкаподготовительной группы «Ромашка» 4Дорожка здоровья Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, обмен веществ в тканях, повышает иммунитет, снижает усталость и утомление от умственной или физической нагрузки, восстанавливает трудоспособность. 5ПесочницаИгры с песком служат совершенствованию мелкой моторики рук и координации движений ребенка, способствуют развитию фантазии и объемному видению мира, тренируют смекалку и сообразительность.6КорабликИспользуется для организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, развивает у них образное мышление, любознательность и творческую инициативу. 7Вкопанные колёсаДля перешагивания и обегания, прыжков. 10Клумба Цветники являются украшением любого участка, позволяют организовать участок, привлекательное  внимание детей и взрослых. Клумбы вносят в территорию изюминку. Наблюдение за цветами.Трудовая деятельность детей и взрослых по уходу за цветами11Деревья: берёза, клён, орех, каштан.Кустарники: туя, самшит, можжевельник. Насаждения используются в качестве наглядного материала для ознакомления детей с растительным миром.Формирование представлений о деревьях Вести наблюдения за изменениями в жизни деревьев в разные сезоны. Выявление взаимосвязи растений с окружающей средой (птицами, насекомыми, животными), воспитание эмоционально – положительного, бережного отношения к родной природе. Микрозона, центрЦельОборудованиеРаздевалкаОбразовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие, «Физическое развитие, «Речевое развитие, «Познавательное развитие»Создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности(именами, фамилиями), скамейки – 4 шт. 2. Стенд – визитка группы для родителей (режим работы детского сада и группы, расписание организованной образовательной деятельности, возрастные особенности детей). 3.Информационный стенд «Времена года». 4. Информационный стенд «Родителям на заметку». 5.Стенд «Меню». 6.Стенд «Советы специалистов» 7.Стенд «Юные таланты» (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областяхЦентр конструированияОбразовательные области: «Познавательное развитие»- Формирование целостной картины мира, кругозора.- Развивать пространственное мышление, совершенствовать навыки работы по заданной схеме, модели, чертежу. по собственному замыслу.«Конструкторское бюро»1.Крупный строительный конструктор.2. Средний строительный конструктор.3.»Конструктор «Лего».4.Небольшие игрушки для обыгрывания построек(Фигурки людей и животных)5. «Автосервис»: транспорт средний и мелкий. Машины грузовые и легковые (самосвал, грузовик, бетономешалка), танк.Паспорт подготовительной группы «Ромашка»на 2014 – 2015 учебный год Центр художественного творчестваОбразовательные области: «Художественно – эстетическое развитие-Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).-Приобщение к художественному искусству.-Расширение представлений о цвете, свойствах и различных качествах материалов.-развитие мелкой моторики, творческого воображения.«Мастерская талантов»-гуашь, акварельные краски, восковые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, глина, пластилин.-цветная , тонированная, белая бумага, картон.- кисти, стеки, ножницы, печатки, трафареты, палитры, банки для воды, салфетки, подставки для кистей, розетки для клея.-Альбомы «хохломская роспись, «Гжель», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка».-Альбомы для рисования.-Альбомы для аппликации.- трафареты: животные, птицы, насекомые, цветы и др.Книжный уголокОбразовательные области: «Художественно – эстетическое развитие, «Речевое развитие», «Познавательное развитие». -Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству.-Воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.«Наша библиотека»1.Стеллаж для книг, 2 стульчика.2.Детские книги по программе и любимые книги детей, детские энциклопедии, книги по интересам.3.Иллюстративный материал.Музыкальный уголокОбразовательные области: «Художественно – эстетическое развитиеРазвитие музыкально –художественной деятельности. Приобщение к музыкальному искусству.«Музыкальная полка»1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, , барабан, гармошка, бубен, аккордеон.2.Шумовые инструменты сделанные своими руками.3.Портреты композиторов с биографиями.Театральная зонаОбразовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».-Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)-Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи, приобщение к словесному искусству.«В гостях у сказки»1.Ширма для настольного театра.2.Маски, атрибуты для постановки сказок.3.куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, настольный, пальчиковый).4. Наборы масок (сказочные персонажи) Речевой уголокОбразовательные области: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».- Развитие всех компонентов устной речи.- Воспитывать коммуникативные навыки.- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.«Говорушечка».-Игры и пособия по автоматизации звуков.-Игры по лексике и грамматике.-Материал по развитию артикуляционной моторики.- Материал по звукоподражанию.-Пособия по развитию дыхания.-Сенсорная полочка.-Дидактические игры.-Игры по развитию связной речи.Экологический центрОбразовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».- Формирование целостной картины мира, кругозора.- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.- Развитие всех компонентов устной речи.-Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.-Воспитывать бережное отношение к природе.«Лаборатория»1.Две ёмкости для воды и песка, стол с рабочей поверхностью из пластика.2.Природный материал: шишки, глина, камешки, плоды, семена, листья.3.Сыпучие продукты: сахар, соль, мука, рис, гречка.4.Ёмкости разной вместительности: стаканы, прозрачные сосуды, ложки, деревянные палочки, соломинки, тёрка, воронка.5.Доступные приборы: лупы.6.Набор магнитов.7.Коллекция бумаги8.Различные материалы.Уголок «Мини – сад»1.Разнообразные комнатные цветы.2.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, тряпочки, фартуки.2. Паспорт растений.3.Календарь природы.4.Календарь погоды.5.календарь дежурства по уголку. Развивающая среда в группах функциональна. В обстановке группы находятся только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Создавая предметно-развивающую среду учитывали принцип интеграции образовательных областей. Созданная нами ПРС позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. А это значит, что она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Развивающая предметно – пространственная среда должна бытьСодержательно – насыщеннойПолифункциональнойТрансформируемойВариативнойДоступнойБезопасной Насыщенность среды предполагаетРазнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группеДолжна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы Полифункциональность материалов предполагаетВозможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:От образовательной ситуацииОт меняющихся интересов детейОт возможностей детей Вариативность среды предполагаетНаличие различных пространствПериодическую сменяемость игрового материалаРазнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьмиПоявление новых предметов Доступность среды предполагает Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельностьСвободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активностиИсправность и сохранность материалов и оборудования Безопасность средыСоответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия Уголки настроения Уголки уединения «Здравствуйте, я пришёл!» Панорама добрых дел Портфолио ребёнка Мини-музеи Стены творчества Видеосалон Что учитывается при создании предметно-пространственной среды любой возрастной группы в ДОУ? Метод проектов - один из способов реализации ФГОСМетод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.Работа над проектом имеет большое значение для развития предметно –пространственной среды в нашем дошкольном учреждении, т.к. этот специально организованный взрослым и выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, завершается созданием творческих работ. Введение ФГОС ДО создаёт благоприятные условия для ребёнка – дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом. ФГОС ДО – это не столько «стандарт развития», сколько попытка задать само развитие как «норму жизни». Спасибо за внимание!