Презентация Игровые технологии на уроках русского языка


«Игровые технологии на уроках русского языка» Бронских Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 3 с УИП КГО Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);как технология внеклассной работы. Игровые технологии на современном уроке. Большинству игр присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность; творческий характер; эмоциональная приподнятость; наличие правил. Дидактическая игра - один из методов обучения, она помогает быстрее усваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях. В структуру игры как деятельности органично входит: целеполагание; планирование; реализация цели; анализ результатов. Спектр целевых ориентаций. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. Рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. Этапы технологии деловой игры. Этап подготовки.Этап проведения.Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Игровые формы на уроке русского языка. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.Лексико-фразеологические игры. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм. Минутка-разминка " Говорите по-русски правильно". "Составь текст и озвучь его"; "Пригласи на обед"; "В эфире-новости"; "Конкурс дикторов". По теме "Фонетика" игры "Измени слово", "Добавь букву", "Наборщики", "Метаграммы", "Пропавшие буквы" и др. По теме "Словообразование" игры "Сколько корней", "Словесный портрет", "Сложные слова", " Через дефис", "Четвёртое лишнее", "Замени антоним", "Кто больше". Лексико-фразеологические игры "Собери фразеологизм"; "Угадай-ка"; "Собери пословицу"; "Переводчик"; "Кто быстрее?"; "Найди пару"; "Объясни значение"; "Прямое и переносное"; "Аукцион"; "Замени фразеологизмом"; "Подбери синонимы"; "Географические названия"; "Имена собственные"; "Кто больше"; "Закончи фразеологизм"; "Догадайся"; "Переводчики"; "Любопытный". Лингвистические "Угадайки". "Найди слово по его приметам", "Соколиный глаз", "Корректор". Дидактическая игра "Следствие ведут знатоки" ("Угадай профессию») обычно проводится при изучении темы "Профессиональная лексика". Ученикам предлагается угадать, о какой профессии идёт речь и доказать справедливость своей точки зрения. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм "Третий лишний"; "Я работаю волшебником"; "По щучьему велению"; "Справочное бюро"; "Словарный диктант"; "Лингвистический футбол"; "Цифровой диктант"; "Найди пару"; "Умный редактор"; "Отними букву"; "Вставь букву": "Какой глагол задуман?"; "Кто больше?"; "По опорным словам"; "Омофоны"; "Глаголы-парадоксы"; "Подбери синонимы"; "Перепутаница"-повторение спряжения; "Ремонт"; "Лови ошибку"- повторение вида; "Замени букву"; "Возвратная форма"; "Поставь ударение"; "Аукцион"; "Цепочка"; "Кто последний"; "Чередования"; "Добавь мягкий знак"; "Назови часть речи"; "Добавь букву". К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий; математический, исторический).Кроссворды, чайнворды, ребусы. Головоломки и кроссворды "Знаете ли вы пословицы"; "Слова на шипящий согласный звук"; "Словесные тесты"; "Раз - рас"…Чайнворды: "Местоимение"; "Имя существительное"… Использование игрового приема на уроках выполняет роль психической регуляции и осознания некоторых факторов: как первоначальный толчок к углублению творческих знаний учащихся; - как опора для эмоциональной памяти, средство запоминания; - как предварительная разрядка напряженной обстановки в классе, т.е. как средство переключения эмоций, внимания, мыслей; - как средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания, волевых усилий.