Урок развития речи по русскому языку для 6 класса Словари


МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока по русскому языку 6 класс.
Урок развития речи «Словари».
Подготовила: учитель русского языка
Кожукова Светлана Юрьевна

2015-2016 учебный год
Тема урока: «Словари».
Цель урока:
Образовательная: познакомить с видами словарей,
с особенностями строительства
словарной статьи; совершенствовать навыки работы
со словарями, другой справочной литературой.
Развивающая: развитие познавательного интереса, коммуникативных
навыков; развитие умения слушания и распределения
внимания во время слушания.
Воспитательная: воспитывать интерес к книге, к слову.
Оборудование: выставка словарей, рисунки учащихся.
Планируемые результаты: умение пользоваться разными типами лексических словарей, готовить сообщение по заданной теме, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Эпиграф: « Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова - дело плоти, крови и души родины и человечества».
(А. Франс)
Ход урока:
I. Организационный момент.
* Приветствие учащихся.
* Подготовка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Упр. 135 – обсуждение вопросов и заданий, фонетический, морфемный и морфологический разбор на доске.
Сообщение учащегося на тему: «Что такое историзмы, и почему они получили такое название?»
Устаревшие слова, названия понятий, предметов, явлений, которые исчезли из активного употребления в силу исторических причин, называются историзмами. В современном русском языке невозможно найти синонимы словам-историзмам, потому что реалии, которые они обозначают, ушли из жизни, их больше не существует. Употребляются историзмы для воссоздания яркой картины прошлой жизни, для которой они характерны.
Появлялись слова-историзмы с развитием жизни, в введением новых понятий, явлений, предметов быта, одежды и так далее. С течением времени эти слова исчезали из активного употребления, потому что исчезали явления, их обозначающие.
Историзмы, примеры которых можно найти при изучении старых книг и древних трактатов, иллюстрируют эпоху их употребления. Так, с отменой крепостного права из активного употребления в русском языке исчезли слова «крепостной», «барщина», «оброк». С Октябрьской Социалистической революцией связаны такие слова, как «большевик», «кулак». Прошло ее время, нет больше людей, которых называют этими словами, поэтому они и стали они историзмами. То же самое можно сказать о словах «ликбез», «продналог», «нэпман».
III. Самоопределение к деятельности.
- Что помогает нам узнавать разные сведения, подробности о словах разных лексических групп? (Словари).
- Какие лексические словари нам известны, какими из них вы пользуетесь?
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать больше о разных лексических словарях, научиться пользоваться ими).
IV. Работа по теме урока
Слово учителя
Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц.
- Прочитаем эпиграф, записанный на доске.
Словари настольные книги каждого образованного человека. Они могут помочь правильно писать и правильно произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей великое множество. Чтобы они стали нашими помощника, мы должны научиться понимать их особенности. Прежде всего, словари бывают лингвистическими и нелингвистическими – энциклопедическими. Первые характеризуют с разных сторон слова, вторые- предметы, явления, процессы, которые обозначены словами. Нас сейчас интересуют словари лингвистические. Они бывают одноязычные и многоязычные, орфографические и орфоэпические, толковые и специальные (синонимов, антонимов , омонимов) и т.д.
Первые словари появились за долго до нашей эры . В России словарное дело стало особенно активно развиваться в эпоху Петра I.
В Советском Союзе, а затем и в России выпускалось и выпускается множество самых разнообразных словарей. Вот лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской, Г.Н.Снетовой (1981); «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова (1985); «Школьный словарь иностранных слов» под редакцией В.В.Иванова (1983); «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б.Т. Панова и А.В. Текучёва(1985).
В 21 веке появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные словари, которые размещаются на серверах компьютерных сетей или распространяются на компакт-дисках. Сейчас есть прекрасные возможности свободно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, словарей неологизмов, компьютерных словарей и т.д.)
Сообщение учащихся о словарях.
План сообщения
Краткие библиографические сведения.
Цели и задачи словаря.
Как построен словарь.
Структура словарной статьи ( как определяются понятия, каков иллюстративный материал, какие пометы используются и т.д.); примеры.
В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.
Фразеологический словарь.
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Словарь иностранных слов.
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
Толковый словарь.
« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
Словарь синонимов.
«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

V. Конкурс рисунков.
Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, кому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен.
«Словари» сами берут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.
VI. Физкультминутка.
Ведущий – учитель.
- Повторяйте за мной слова:
Мы много узнали,
Мы очень устали.
- А теперь – движения:
Покачались, покружились,
Потянулись, распрямились.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
И в учебник посмотрите
VII. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
Упр. 137 – выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопроса.
Упр.138 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
VIII. Подведение итогов урока
- Какими словарями вы пользуетесь чаще всего?
- С какими словарями вы впервые встретились на нашем уроке?
- Для чего нужны словари?
- С какими трудностями вы сталкиваетесь, работая со словарями?
Домашнее задание
Учебник: повторить п 20-28, упр.139