Проектная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики


Проектная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики
Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Для решения этой проблемы многие учителя выбирают различные педагогические технологии, ориентируясь на наиболее рациональные пути обучения. Задача педагогической технологии заключается не только в формировании знаний, умений и навыков учащихся по определённому предмету, но и раскрытие возможностей человека как высшей ценности, создание творчески раскрепощённой личности, способной к жизненному самоопределению за пределами школы. Одной из таких базовых образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход, является метод проектов. Метод проектов нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается наиболее приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, осуществлять ответственный выбор.
В основу метода проектов положена идея, составляющая понятие «проект», его прагматическая направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Это решение предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей. Поэтому метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы и её решение, что должно завершиться вполне реальным, «осязаемым» результатом, оформленным тем или иным образом. Если в основе проекта лежит теоретическая проблема, то предполагается конкретное её решение, оформленное в информационном продукте; если практическая – конкретный продукт, готовый к потреблению.
Таким образом, учебный проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый школьниками комплекс действий по решению значимой для них проблемы, который завершается созданием какого-либо продукта. Под методом проектов мы понимаем технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Существует множество классификаций типов проектов учащихся. Например, по типу продукта, созданного в результате проектной деятельности, проекты можно разделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные.Проекты также разделяют в зависимости от количества учебных предметов, содержание которых входит в содержание проекта, времени его выполнения и количества участников.
Проект – это замысел, план, творчество по плану, на что мы призываем обратить особое внимание.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Любая проектная работа по математике придерживается следующих целей:
–расширение кругозора учащихся в области достижений математики;
–развитие творческих способностей учащихся самого разного интеллектуального потенциала (здесь можно выделить как одарённых детей, так и тех, кто испытывает затруднения);
– активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
– совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся;
– повышение уровня знаний и эрудиции.
Исходя из данных целей учителю необходимо решать следующие задачи:
– помочь учащимся овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
– научить работать с разными источниками информации;
– научить методам и приёмам научного исследования.
При выполнении индивидуального проекта его автор остаётся наедине с учителем, на всех этапах проекта это более трудоёмкая работа, чем групповая. В этом случае и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они вместе выдвигают гипотезу, проверяют её, делают выводы и т.д. Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося. Учебный процесс должен моделировать процесс научного исследования, поиск новых знаний. В наиболее обобщённом виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет её и на основе полученных данных делает выводы и обобщения. Исследовательскую деятельность можно организовать на трёх уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском. Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика исследований при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а сама работа представляет собой поиск информации по первоисточникам. Второй уровень помимо умения работать с первоисточниками предполагает также проведение экспериментов, накопление данных для построения таблиц, графиков, диаграмм. Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в её разработке, т.е. логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.
Эффективность исследовательской деятельности зависит от меры увлечённости ученика этой деятельностью, от умения её выполнять. В первую очередь следует определиться с темой исследования или предстоящего проекта: она должна соответствовать и возрастным особенностям школьника, и потенциальным возможностям учителя. Чаще всего учитель предлагает свои варианты, а ученик становится заложником этой ситуации, творческая работа выполняется очень долгое время и в итоге получает невысокую оценку. Открытый вариант задач позволяет ученику самому выбрать тему, именно ту, которая ему интересна, а учителю необходимо только организовать исследование и предоставить возможность защиты.
В заключение следует отметить самое существенное, что может внести учебное исследование в процесс преподавания математики, – это помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательной и творческой работе на уроках. Проектно-исследовательский подход даёт новые возможности для решения этой задачи, поскольку данный метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное – помогает учиться не только ученику, но и учителю.