Практическое занятие на тему Устройство системы смазки


Государственное образовательное автономное профессиональное образовательное учреждение «Борисовский агромеханический техникум»
Методическая разработка практического занятия
по МДК 01.01. «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин»
Тема «Устройство системы смазки»
Разработал
преподаватель профессионального цикла
Калошин Сергей Михайлович

Практическая работа №11
Тема: «Устройство системы смазки»
Цель: Сформировать практические навыки по разборке и сборке масляного насоса и фильтров. Ознакомиться с общими схемами системы смазки дизельных двигателей. Изучить конструкции изучаемых узлов.
Время: 2 часа.
Оборудование и материалы.
1. Двигатель ЗИЛ-130, ЗМЗ 53,Камаз 740,Д 240, СМД 62.
2. Резервуар- поддон картера, масляные насосы, радиаторы, фильтры.
3. Комплект инструментов.
4. Обтирочный материал
5. Плакаты по устройству системы смазки.
6. Учебная литература.

Теоретический обзор.
Поддоны картеров являются резервуарами для масел, заливаемых в двигатель. Для слива масел в нижнюю часть поддона ввернута пробка. Поддоны изготовляют штамповкой из стали (двигатель ЗИЛ-130 и др.) или литьем из алюминиевого сплава (двигатель Д-240 и др.). Между поддоном и картером ставят уплотнительную прокладку. Уровень масла в поддоне проверяют масломерной линейкой.
При помощи масляных насосов создают давление нагнетаемого масла в систему смазки двигателя. Работа насоса основана на том, что шестерни 1 и 2 (рис, 1) вращаются, засасывая масло через входной канал 6, которое заполняет впадины между зубьями шестерен и переносится ими в нагнетательный канал 3. При увеличении давления масла в канале 3 открывается редукционный клапан 4 и масло сливается в поддон картера.

Рис. 36. Схема действия масляного насоса:
1— ведущая шестерня; 2 —ведомая шестерня; 3 — нагнетательный канал; 4 — редукционный клапан; 5 — корпус насоса; 6 — входной канал; 7 — фильтрующая сетка.
Производительность основной секции насоса СМД-62 составляет 70 л/мин, радиаторной— 18,5 л/мин. Насосы испытывают на стендах УСИН-2 или УСИН-3. Для подачи масла в систему" смазки перед запуском на двигателе СМД-62 предусмотрен насос предпусковой подкачки масла.
Масляные радиаторы применяют для поддержания температуры масла при работе двигателя в необходимых пределах (70... ...80°С). Масляные радиаторы расположены впереди радиатора системы охлаждения, на пути воздушного потока. Включение масляных радиаторов осуществляется специальным краником или автоматически клапаном-термостатом.
Работа фильтров заключается в следующем. В роторе 7, свободно вращающемся под действием реакций струй масла, которые выходят под давлением через два жиклера 3, тяжелые частицы, загрязняющие масло, отбрасываются на стенки колпака 8. Далее масло проходит через сетку 10, жиклеры 3 и стекает в поддон картера двигателя.
Задание.
1. Пользуясь плакатами, повторите устройство системы смазки.
2. Разобрать и собрать масляный насос и фильтр.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Порядок выполнения работы.
1. Пользуясь схемами и плакатами, непосредственно на двигателях ознакомьтесь с размещением приборов и агрегатов систем смазки.
2. Внимательно прочитайте название всех приборов и агрегатов, указанные на схемах систем смазки, проследите пути масла из поддона к трущимся поверхностям сопрягаемых деталей.
Пользуясь рисунком , рассмотрите детали масляных насосов. На двигателях СМД-62 и ЗИЛ-130 установлены двухсекционные насосы шестеренчатого типа. Отверните болты и снимите всасывающую трубку с маслозаборником 12. Отверните болты и снимите корпус 9 радиаторной секции, осмотрите шестерни радиаторной секции (ведущую 10 и ведомую 13). Если снять шестерни радиаторной секции и проставку 8, можно увидеть ведущую 7 и ведомую 14 шестерни основной секции насоса. Разберите предохранительный клапан 5 радиаторной секции (он регулируется на давление 0,25 МПа) и редукционный клапан 4 нагнетательной секции (он регулируется на давление 0,95 МПа). Обратите внимание на отверстия в корпусе 6 насоса. Проведите сборку насоса,

Рис. 2. Масляный насос:
1 — шестерня привода; 2 — валик; 3 —шпонка; 4— редукционный клапан нагнетательной секции; 5 — предохранительный клапан радиаторной секции; 6 — корпус насоса; 7—ведущая шестерня; 8 — проставка; 9 — корпус радиаторной секции; 10 — ведущая шестерня радиаторной секции; 11—трубка; 12 — маслозаборник; 13 — ведомая шестерня радиаторной секции; 14—ведомая шестерня; 15 —втулка; 16 — валик ведомой шестерни.
Рассмотрите рисунок 3, изучите детали фильтров. Обратите внимание на то, что конструктивно фильтры дизеля СМД-62 и карбюраторного двигателя ЗМЗ-53 подобны и представляют собой полнопоточные центрифуги.

Рис. 3. Фильтр центробежной очистки масла;а—автомобильный; б — тракторный; 1—ось ротора; 2 — подшипник; 3 — жиклер; 4 — поддон; 5, 11 — прокладки; 6 — уплотнитель; 7 — ротор; 8 — колпак; 9 — кожух; 10 — сетка; 12, 13, 14 — гайки; 15 — перепускной клапан.Разберите фильтр. Эффективность очистки масла зависит от частоты вращения ротора, поэтому разбирать фильтр следует осторожно.
Разберите центрифугу в такой последовательности. Отверните гайку-барашек 14 и снимите кожух 9. Отверните гайку 12, удерживая колпак 8 от вращения, и осторожно снимите колпак. Рассмотрите отверстия в корпусе и оси фильтра, а также состояние отверстий жиклеров 3. Соберите центрифугу в обратном порядке.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение системы смазки двигателей внутреннего сгорания?
2.Назовите приборы и агрегаты системы смазки карбюраторного и дизельного двигателей.
3. Покажите на общих схемах системы смазки двигателей пути масла к трущимся поверхностям сопрягаемых деталей. Какие детали смазываются под давлением и какие разбрызгиванием?
4. Как устроен масляный насос двигателя СМД-62 (ЗИЛ-130)?
5. Каково назначение масляных радиаторов?
6. Каково назначение масляных фильтров?
7. Как устроена и работает полнопоточная центрифуга?