Разработка урока по МДК 01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание с/х машин и оборудования на тему Система питания дизельного двигателя

Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Зауральский агропромышленный колледж




Методическая разработка урока
по предмету
«МДК 01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудований»

Тема: Система питания дизельного двигателя
Д-240


Преподаватель спецдисциплин
Кадыргулов И.К.






с.Старосубхангулово 2016

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Профессия: «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Тема урока: «Система питания дизельного двигателя ».
Цель урока: образовательная: расширить, углубить знания студентов по системам питания двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
развивающая: развивать умения самостоятельно анализировать задание и организовывать трудовую деятельность, активация мыслительной деятельности учащихся с использованием наглядных средств обучения.
воспитывающая: воспитать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу, нравственные и другие качества личности.
Тип урока: комбинированный .
Межпредметная связь: техобслуживание и ремонт, слесарное дело, материаловедение, физика, производственное обучение.
Материально - дидактическое оснащение урока: доска, мел, проектор, персональные компьютеры, Интернет, технологические карты, карточки-задания.












План урока
I. Организационная часть урока (подготовка учащихся к проведению урока) -2 мин:

- проверить наличие студентов в кабинете;
- проверка их готовность к занятиям.

II. Подготовка студентов к активной познавательной деятельности – 1мин.:
- сообщение темы и цели урока.

III. Повторение пройденного материала (проверка, приобретённых ранее, знаний и
умений):
Назначение и типы системы охлаждения
Назначение системы смазки
 Дайте определение понятий «бедная смесь» и «обогащенная смесь».
Чем отличается смесеобразование в дизеле и карбюраторном двигателе?
Чем отличается малый круг от большого в системе охлаждение

IV. Изложение нового материала (формирование новых знаний и умений):
Общие устройство системы питания.
Слайд№3 В систему питания входят следующие узлы: воздухоочиститель, турбокомпрессор (при соответствующей модели), топливные фильтры, топливные насосы, форсунки, топливный бак, топливопроводы.
Назначение, устройство и действие узлов системы питания дизельного двигателя:
Слайд№4 Топливо хранится в баке. На некоторых тракторах и автомобилях кроме основного предусмотрен дополнительный бак.
Топливный бак состоит из двух штампованных из листовой стали и сваренных половин. Внутри бака вварены перегородки, придающие ему необходимую жесткость. В нижней части перегородок имеются вырезы для прохода топлива между отсеками. На верхнюю часть бака вварена горловина для заливки топлива.
В верхнюю часть основного бака вмонтирован поплавковый датчик электрического указателя уровня топлива. Бак оборудован крышкой подобной радиаторной, с двумя клапанами и прокладкой, обеспечивающей герметичность бака.
Слайд№4 Фильтр грубой очистки топлива;
Топливо, к сожалению, необходимо очищать (не смотря на различные стандарты в виде ЕВРО-2, ЕВРО-3 и т.д.) от крупных и мелких механических примесей и мельчайших частиц воды.
Слайд№6 Топливоподкачивающий насос дизеля (рис. 55, а) установлен на топливном насосе высокого давления и обеспечивает необходимую подачу топлива в его подводящий (П-образный) канал, поддерживая в нем давление 0,08 ... 0,12 МПа. Топливоподкачивающий насос насос поршневого типа состоит из корпуса 3, внутри которого расположены поршень 8, впускной 7 и нагнетательный 4 клапаны, плотно прижатые пружинами к обработанным седлам. Поршень свободно перемещается в тщательно обработанном отверстии корпуса. Во время работы с одной стороны на поршень действует пружина 6, а с другой шток 2, конец которого упирается в толкатель9. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Слайд№7 Фильтр тонкой очистки топлива  очищает топливо от мельчайших механических частиц и воды.
На карбюраторных двигателях устанавливают односекционный фильтр тонкой очистки топлива. Его размещают между бензиновым насосом и карбюратором. Фильтр состоит из корпуса , стакана-отстойника  и фильтрующего элемента , который изготавливают из мелкой сетки керамическим или бумажным.
Фильтрующий элемент фильтра у двигателей тракторов и автомобилей типа ГАЗ, ЗИЛ и мтз  разборный.
Слайд№8 Топливный насос высокого давления. Топливный насос служит для подачи в цилиндры двигателя точно отмеренных порций топлива в определенный момент и под высоким давлением.
Слайд№9,10 Плунжерная пара
Плунжерная пара состоит из плунжера 9 и гильзы 8. Гильза имеет один или два подводящих канала (при двух каналах один из них выполняет функции подводящего и перепускного), которые соединяют полость всасывания с камерой высокого давления плунжерной пары. Над плунжерной парой находится штуцер 5 с посадочным конусом 7 нагнетательного клапана. Двигающаяся в корпусе TНВД рейка 10 вращает зубчатый сектор 2, управляя тем самым регулирующей втулкой 3 плунжера. Перемещение самой рейки определяется регулятором частоты вращения коленчатого вала. Это позволяет точно дозировать величину цикловой подачи. Полный ход плунжера неизменен. Активный ход и связанная с ним величина цикловой подачи могут изменяться поворотом плунжера, который совершается при помощи регулирующей втулки.
Слайд№11 Форсунки
С помощью форсунок топливо поступает в камеру сгорания двигателя в мелкораспыленном состоянии и под большим давлением.
Показать на макет:
На дизелях устанавливают многодырчатые форсунки с малым диаметром распыливающих отверстий. Все детали форсунки смонтированы в стальном корпусе 5. Основная часть форсунки распылитель, состоящий из корпуса 2 и иглы 3. Корпус и игла изготовлены из легированной стали, тщательно обработаны и имеют большую твердость рабочих поверхностей. Для получения минимального зазора иглу и корпус подбирают парами и притирают. Заменить одну из этих деталей нельзя. Игла прижата к коническому седлу корпуса пружиной 7 с помощью штанги 6.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 6 Форсунка
а устройство; б схема работы; 1 гайка распылителя; 2 корпус распылителя; 3 игла распылителя; 4 штифт; 5 - корпус; 6 штанга; 7 пружина; 8 – регулировочной винт; 9 – контргайка; 10- колпак; 11-штутцер для топливопровода; 12сетчатый фильтр; А канал; Б камера распылителя.

Слайд№12 Турбокомпрессор используют для нагнетания воздуха под давлением в цилиндры двигателя. Он состоит из ряда корпусов, соединенных вместе, и колес центробежного компрессора и газовой турбины , которые жестко закреплены на общем валу .
Слайд№13 Глушители и искрогасители
Глушитель-искрогаситель состоит из корпуса, внутри которого вставлена труба с отверстиями для прохождения отработавших газов. Внутренняя часть корпуса разделена на две камеры расширительную и резонансную. Внутри трубы установлены крыльчатки.
Принцип действия глушителя аналогичен описанному выше. Гашение же вылетающих из цилиндров искр осуществляется следующим образом. Отработавшие газы, проходя через лопатки крыльчаток, завихряются. Искры, которые они несут с собой, перемещаясь по внутренней поверхности трубы, истираются и гаснут, не выходя наружу из глушителя.
Принцип действия системы питания.
III. Закрепление нового материала --- 14 мин.
Назвать узлы, входящие в систему питания дизеля.
Действие воздухоочистителя с масляной ванной.
Пользуясь, рис. проследите путь топлива от бака до форсунки при работе дизеля.
Что является основой насосной секции?
Покажите на макете, как работает регулятор насоса.
Какие виды воздушных фильтров применяют для очистки воздуха?
Чем обеспечиваются очистка топлива и его подача в цилиндры двигателя?
В каких целях на дизелях устанавливают турбокомпрессоры?

IV. Заключительная часть --- 2мин.
1. Подведение итогов урока.
2. Задание на дом.
В.А. Родичев «Грузовые автомобили» гл.6. §4.
«СХ тракторы» гл 7 . §1,2,3,4.