Игра как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VII, VIII вида.


Игра как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VII, VIII вида. В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На мой взгляд это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Отсюда следует, что: «…арсенал форм современного учителя истории должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформироваться в сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала».
Игры на уроках истории дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность. Она не только помогает школьникам лучше представить то или иное событие, того или иного конкретного человека или представителя определённого слоя населения, но и вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к истории.При организации исторической игры на любом этапе урока или во внеурочное время приходится считаться с тем, чтобы школьники с отклонениями в развитии при малейших затруднениях могут расстроить игру, прервать её или даже выйти из игры. Игра может расстроиться вследствие неустойчивости интересов, лёгкой отвлекаемости, недостатка воображения. Интерес к игре сохраняется в том случае, когда учитель не только руководит игрой, но и сам участвует в ней, когда его чувства переживания, интерес сливаются с переживаниями детей. Учитель должен стать не только организатором игры, но и её участником, так как отсылка ребят к игре (пусть даже очень хорошей!) не вызовет у ребят энтузиазма. Например, в ролевых играх по типу «Путешествия», «Один день в гостях у восточных славян» и т.д. учитель должен тоже играть какую-то роль, не важно, ведущего или гостя.
Учитель может дать игре новый поворот, направить её по новому руслу, сделать ещё более интересной, усложнить, обратить внимание на что-то, уточнить, дать новые знания. Уточняющий вопрос учителя, вовремя поданная реплика, напоминание известного, облегчающее нахождение неизвестного, намёк на ответ, подсказка будут способствовать не только поддержанию интереса к игре на высоком уровне, но и улучшению авторитета самого учителя среди учеников.
Например, в игре «Кто помнит?» учитель руководит и постепенно усложняет задание. Игра удобна тем, что для её проведения не нужно ничего, корме листа бумаги и ручки. Учитель обусловливает время и задаёт один вопрос: «Кто помнит больше событий, связанных с нашествием монголо-татаров на Русь?». По истечении времени ведётся подсчёт очков, кто больше вспомнит событий, то и побеждает. Игра проходит живо и интересно, способствует не просто механическому повторению, но и пониманию учебного материала. К такой игре можно часто обращаться в течение учебного года, использовать как при проверке и закреплении знаний учащихся, так и при изучении нового материала. Вопрос: «Кто помнит больше…? » может быть построен на принципе постоянного усложнения материала. Учитель должен использовать стимулирующие приёмы при проведении и организации игр.
Исторический материал требует глубокого осмысления, что является сложной задачей для обучающихся специальной (коррекционной) школы, т. к. их мышление «отличается инертностью; они плохо понимают сообщаемый им учебный материал. Учитывая эту особенность мышления умственно отсталых детей, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму своего изложения; только предельно ясный, четкий, простой рассказ может быть доступен ученикам...», — считают специалисты.
Для развития и коррекции мышления обучающихся необходимо ставить перед ними такие познавательные задачи, которые постоянно требовали бы известного интеллектуального напряжения, заставляли бы думать ребенка. Н.Б. Лурье считает, что «наряду с вопросами, требующими работы памяти, очень полезно с целью коррекции мышления детей ставить такие вопросы, когда на основании старых, известных связей нужно образовывать новые связи, например: «Почему мы считаем, что после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась? » Эти вопросы могут ставиться как при повторении старого материала, так и в процессе изложения учителем нового материала, а также при закреплении материала».
Обучающиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Учитель должен учитывать эту особенность, и помогатьученикам, устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. В целях развития мышления целесообразно возвращаться к одному и тому же факту, историческому термину несколько раз.
Значительная часть учеников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIIIвида обладают слабым типом нервной системы. Такие дети не выносят сильных раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойные тормозные состояния. Поэтому использование игр, их разнообразие побуждают учеников выполнять то или иное задание, вызывают чувство удовлетворения, повышают сознательное отношение к заданию.
При проведении игр учителю необходимо учитывать особенности и возможности каждого ученика класса. Если ученик отстает в обучении от классного коллектива, испытывает затруднения в каком-либо вопросе, отказывается выполнять правила или требования учителя то, чтобы его заинтересовать, побудить активность, работоспособность, надо применить индивидуальный подход. Индивидуальный подход - это система воспитательных воздействий, методических приемов, учитывающая особенности развития и состояния ребенка в данный момент и в данных условиях. Индивидуальный подход направлен на преодоления возникающих у ребенка затруднений путем максимального развития здоровых, положительных качеств его личности. Например, когда класс занят разгадывание кроссворда или ребусов, а один ученик это делать не хочет, то ему можно дать индивидуальное задание на карточке. Это может быть и кроссворд, и ребус, и шарада, и маленькая роль в ролевой игре, которую ученик самостоятельно разгадает. Здесь есть одно условие: учитель знает ученика, его особенности и возможности, положительные стороны, взаимоотношения с коллективом.
Отсюда видно, что роль учителя имеет большое значение, играет важную роль в проведении и организации исторических игр. Школьникам нравятся занятия, на которых им предоставляется возможность поиграть.
Работа с наглядностью на уроке истории строится посредством наблюдения и анализа содержания наглядного объекта. Если учитель использует учебную картину, он добивается, чтобы школьники не просто “взглянули на картинку”, а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа. В традиционной методике такая работа может строиться на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания по событийной картине. В рассмотрении типологической картины наиболее характерный прием — беседа, помогающая учащимся самостоятельно извлекать знания.
Средствами игры учащиеся получают игровое задание, которое побуждает их внимательно рассмотреть картину, чтобы потом на основе увиденного и услышанного на уроке воплотить в собственный образ, приближенный к историческому.
В игре “Живая картина” необходимость внимательного анализа диктует последующее сценическое творчество, поскольку ученикам дается задание “оживить” какое-либо историческое событие по учебной картине.
Игру “Экскурсия” можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины.
Исторические игры активизируют творческую самостоятельность школьников, к примеру, игра «Найди правильный ответ» (Приложение 13) проводится во время опроса, закрепления, на повторительно – обобщающих уроках. Эта игра может проводится устно и письменно. В ходе этой игры полезно направлять учащихся на поиск правильного ответа в споре, на коллективное обсуждение выбранного ответа. При этом авторы должны разъяснить (доказать) его правильность. Карточки (с датами, именами, событиями) могут выполнять роль учебного пособия.
Кроссворды, чайнворды, головоломки можно использовать как при проверке и закреплении знаний учащихся, так и как форму домашнего задания. Составление кроссворда расширяет и углубляет знания учащихся, развивает интерес учащихся к истории.
Игровые моменты можно использовать при изучении исторических личностей. Одной из важнейших задач социальной адаптации является формирование у школьников умения анализировать и оценивать поступки, черты характера, слова людей, среди которых они живут. Обучая открывать в человеке положительное и отрицательное, педагог способствует формированию у воспитанников адекватной оценки и самооценки, познанию окружающего мира и себя в нём. Известный методист, историк А.Т.Степанищев пишет: «Нет, пожалуй, более сложного вопроса в истории, чем объективная оценка личностей».
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья воспринимают личностные свойства окружающих людей недифференцированно, односторонне. Поэтому после изучения исторической личности школьникам можно предложить отгадать по тексту историческую личность. Игра «История в лицах» (Приложение 14) помогает обобщить знания, дополнить лучше поступки и действия исторической личности.
Игры способствуют выработке целостных представлений о той или иной эпохе, они прочно связывают отдельные факты, воссоздают исторические картины, помогают накапливать материал для характеристики различных событий, усваивать важнейшие исторические понятия. Они являются важным средством усвоения исторического материала.
Широко можно использовать игры – состязания, в которых устраиваются соревнования между группами учеников, реже проводятся между отдельными учениками. В ходе таких игр возможна быстрая проверка знаний хронологии, отдельных событий, исторических деятелей, усвоение терминов. Например, игры типа «Знаешь ли ты?; Назови дату, событие и д.р.» (Приложение 15). Такие игры могут быть устные, а могут и письменные на карточках.
Неплохо использовать при хронологической игре такой приём. Учитель не просто называет событие, а зачитывает стихотворные отрывки, по которым ученики должны определить, о каком событии сообщается, когда оно произошло.
На уроке по теме «Счёт лет в истории» можно вызвать к доске два ученика, для выполнения задания учителя, которое состоит в следующем. Выслушав называемую дату, соотнести её с веком и записать на доске век.
Необходимо поощрить тех учеников, которые напишут века римскими цифрами. На этом же уроке можно использовать такие задания, как
1. Поставьте даты по порядку 1990г., 1980г., 1985г., 1981г.
2. Определите по данным датам середину, начало, конец века
1952 г., 1221 г., 1799г., 1950 г.
Такие задания можно выполнять устно и письменно (индивидуально).
Игра «Третий лишний» может быть использована на любом этапе урока (Приложение 16).
Игру «История в датах» (Приложение 17) удобно использовать при проверке и закреплении знаний, особенно удобно её использовать на карточках. Задание на карточках можно сделать разными для того, чтобы использовать индивидуальный подход.
Возможны игры, которые занимают значительную часть урока. При знакомстве ребят с жизнью, бытом, одеждой людей можно проводить ролевые игры. Например, «В гостях у восточных славян», «Один день в Новгороде» и т.п. Такие игры дают возможность представить себя участником того или иного события. Такие игры требуют большой, длительной подготовки учащихся, но такая работа этого стоит. Учащимся с отклонениями в развитии нравится перевоплощаться в различные образы. Выступление перед товарищами, учителями, (возможно родителями) воспитывают у учеников уверенность, смелость, чувство ответственности. В ходе подготовки к игре учащиеся совершенствуют дикцию, движение, мимику. Всё это имеет коррекционное значение.
На уроке «Быт простых и знатных людей» (8 класс) возможно представление разных слоёв населения: царя, дворян, купцов, крестьян, ремесленников. Например, выходит царь (ученик) и рассказывает о себе: где живёт, как одевается, чем владеет, чем питается и т. п.; потом бояре и дворяне (несколько человек) с надписями на одежде, кто есть кто. Здесь можно подготовить диалог между собой: как живут, как одеваются, о пирах и т. д. Учитель может взять себе тоже роль или быть ведущим на таких уроках.
Вызвать интерес к знанию своего кроя, развивать любовь к своей малой Родине и к стране, в которой родились можно с помощью уроков – путешествий, викторин. Такие уроки проходят живо, с интересом. Имеют и коррекционное и образовательное значение.
Чтобы снять у учащихся утомление на уроках можно использовать различные игровые приёмы. В середине урока провести физкульминутки, благодаря которым мышцы учащихся освобождаются от напряжения. Например,
1. Жили славяне.
В лесу - древляне (руки вверх),
В болотистых местах – дреговичи (руки вниз),
В поле – поляне (руки в стороны),
Севернее – северяне (руки вперёд).
Это наши предки восточные славяне (руки перекрещиваются на груди).
2.- Поднимите руки класс – это раз!
- Повернулась голова – это два!
- Руки вниз – вперёд смотри – это три!
- Руки в стороны пошире развернули – на четыре!
- С силой их к плечам прижать – это пять!
Классу молча, тихо сесть – это шесть!
3. «Пожалуйста»
Класс выполняет задания, если учитель говорит слово «пожалуйста».
Использование игр, игровых приёмов на уроках имеет большое значение. Игры закрепляют и повторяют материал, активизируют речевую деятельность учащихся. Проведение игр на уроках истории даёт хороший результат. Учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида №9 стали проявлять интерес к предмету, им нравится возможность поиграть, поучаствовать в конкурсах.
Подводя итог вышесказанному, игра выступает средством формирования положительной мотивации к обучению письмом и развитию речи и истории Отечества.
«Приложение 11»
Кроссворды по истории для обучающихся 7 класса
Отгадав кроссворд, мы узнаем, как прозвал народ князя Юрия сына Владимира Мономаха, который стремился завоёвывать новые земли.
Вопросы:
Княжеское войско
Купец из другого племени
Рубаха воина из железных колец и пластин
Мастер по изготовлению изделий из глины
Сбор мёда диких пчёл
Круглый хлеб
Крестьяне, которые взяли что-то в долг
Сумка для стрел
Тонкие деревянные палочки
10. Историческое событие, которое будет в этом году в нашем городе.
  1.д ру ж и на   2. г о ст ь3. Ко л ьч у г а 4.г о нч а р5.б о рт ни ч е ст во
6. Ка ра ва й7. за ку п8. ко л ч а н9. л у ч и на 10.ю б и л е й«Продолжение приложения 11»
Кроссворд «Знатоки эпохи Петра I»
Орган городского самоуправления
Высший законодательный, распределительный орган при царе
Государственный чиновник, осуществлявший контроль над администрацией
Центральные органы власти
Солдат петровской армии
Крупнейший уральский заводчик, основатель династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII – XIX в.
Город на побережье Финского залива

«Приложение 12»
Игра «История в лицах»
По описанию узнать о ком идёт речь
1. Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы, отличался большой любознательностью, не стыдился всю жизнь учиться. После его преобразований Россия стала сильным европейским государством. (Пётр I)
2. Полная опасностей жизнь приучила его внимательно наблюдать явления природы. В числе трёх лучших студентов был послан за границу. После возвращения в Россию стал профессором и первым русским учёным, получившим звание академика. (Ломоносов)
3. Великая женщина, царствовала 34 года, много сделала для России. Во время её царствования было много крестьянских бунтов, один перерос даже в крестьянскую войну. (ЕкатеринаII)
4. Этот правитель первым принял крещение, которое произошло в Византии; жестоко отомстил за гибель близкого человека, это первый факт, когда на престоле сидела женщина. (Ольга)
5. Этот князь многое сделал для Руси: превратил в огромную державу, создал первую оборонительную линию на рубежах государства, ввёл новую религию- христианство. (Владимир)
6. Интересно, чтобы было, если бы эти люди не пожалели бы славянский народ, да не составили бы первую славянскую азбуку. Кто эти два брата? (Кирилл и Мефодий)
7. Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года. Его отличали смелость, умение руководить людьми в военных мероприятиях. Он возглавил народное движение, закончил свою жизнь на плахе – был казнён на Красной площади в Москве. (Разин)
«Приложение 13»
Исторические игры
для обучающихся 7-9 классов
Игра «Да или нет»
а) Колчак – руководитель СССР?
б) Николай I – последний царь России?
в) Ленин родился в Москве?
г) Ломоносов – известный актёр?
д) Семью Николая II отправили за границу?
е) В декабре 1825 произошло восстание декабристов?
Игра «Знаешь ли ты?»
а) Знаешь ли ты, кто был первым руководителем советского государства?
б) Знаешь ли ты, кто совершил первый полёт в космос?
в) Знаешь ли ты, кто был первым президентом России?
г) Знаешь ли ты, имена создателей славянской азбуки?
д) Знаешь ли ты, кто сказал: «Тяжело в ученье, легко в бою»?
е) Знаешь ли ты, кто сказал: «Приказываю отступать.
С потерей Москвы не не потеряна Россия»?
ж) Знаешь ли ты, как называли бродячих артистов?
Игра «Назови дату»
а) Назовите дату образования Киевской Руси.
б) Назовите дату крещения Руси.
в) Назовите дату битвы на реке Нева.
г) Назовите дату Ледового побоища.
д) Назовите дату Отечественной войны.
е) Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
ж) Назовите дату восстания декабристов.
з) Назовите принятия Конституции РФ.
и) Назовите дату отмены крепостного права.
«Приложение 14»
Игра «Третий лишний»
7 класс
Задание: вычеркнуть лишнее слово (развитие словесно-образного мышления)
Дреговичи- вятичи – венгры
Рюрик – Ольга – Константин
Бортничество – охота – зодчество
Кирилл – Владимир – МефодийМамай – Чингисхан – Дмитрий
Князь – старейшина – племя
Квас – каша – картофель
Домовой – леший – Перун
Козельск – Рязань – Торжок
8класс
Кутузов – Багратион – Суворов
Кулибин – Ползунов – Ушаков
Мамай – Иван Фёдоров – Дмитрий Донской
Пушкин – Лермонтов – Шиллинг
Василий III- Иван IV – Игорь
Лермонтов – Трубецкой – Волконский
9 класс
В.В.Путин – Б.Н.Ельцин – В.И.Ленин
Жуков – Чапаев – Рокоссовский
Фашисты – белые – советские воины
Портнова – Паулюс – Павлов
Николай II – Александр I – Сталин
Ленин – Сталин – Путин
«Приложение 15»
Игра «Поймай дату»
( «Хронологическая уха»)
УЧИТЕЛЬ: Кто из вас, ребята, любит ловить рыбу?
Кто умеет это делать быстро?
Чья «уха» будет «жирнее» и «наваристее»?
Изготовьте 10 - … рыбок (в зависимости от знаний учащихся), напишите на них даты. Опустите их в аквариум (коробочку), также приготовьте удочку с крючком, чтобы ловить рыбок за петельки.
Ученики по очереди ловят рыбку с датой и называют, произошло в этот год. Если ученик не знает ответа, то рыбка «уходит в аквариум». Продолжается игра до тех пор, пока не поймают всех рыбок.
По усмотрению учителя можно сделать подсказки на рыбках, написать отрывок стихотворения или фразу, которые помогли бы ученикам ответить. Учащимся игра нравится, она проходит с большим интересом.
«Приложение 16»
Игра «О чем идет речь?»
Стоял такой великий стон.
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрия – Донским
С тех пор прозвал народ.
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахметовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: «Дань платить не будем! …»
3. Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой
Топча сухие ковыли….
4. Как из перстов слагается кулак
И вот по русским городам прошла молва:
Великий князь московский
Теперь повсюду собирает войско –
Намерен он с татарами сразиться
И Русь от ига тяжкого избавить
5. Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
6. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено, в Европу проложить окно.
«Приложение 17»
Викторина «Юные историки» 7 класс, I четверть
Цель: закрепление и обобщение знаний учащихся по истории Отечества.
Задачи: работать над развитием познавательных способностей обучающихся; способствовать формированию познавательного интереса к предмету; воспитывать чувство дружбы и уважения к товарищам при работе в группах.
Условия: участвуют 2 команды от 2-х классов; жюри.
1 конкурс «Что? Где? Когда?»
1. Что называют историческими памятниками? (вещественные, письменные и устные источники, по которым учёные - историки изучают жизнь людей в прошлом).
2. Что означает слово «история»? (наука о прошлом человечества).
3. Что такое курган? (земляной холм на могиле умершего предка).
4. Как называли окрашенную воду для письма пером? (чернила).
5. Какой город является столицей нашей Родины? (Москва).
6. Как называют списки родственников и предков? (родословная).
7. Что называется общиной? (объединение людей, которые всем пользовались сообща).
8. Кто стоял во главе общины? (старейшина).
9. Глава государства (президент).
10. Назовите символы нашего государства (государственный флаг,герб, гимн).
2 конкурс «Найди ошибки»
Командам даётся карточка. За 3 минуты они должны найти и исправить ошибки.
XIX = 19в. IV = 5в. XVI = 16в.
«Продолжение приложения 17»
XI = 10в. VII = 7в. III = 3в.
XIII =12в. 1240г. = XII в. 1700г.=XVIII в.
1140г. = XI в. 2004г.= XXI в. 2000г. =XIX в.3 конкурс «Собери пословицы о Родине».
1. Россия мать 1.Родине служить.
2. Приехал Кутузов 2.сумей за неё постоять.
3.Сибирь – 3.бить французов.
4.Жить – 4.сильнее смерти.
5.Любовь к Родине 5. золотое дно.
4 конкурс «Определите век по дате»
Команды получают карточки с датой, нужно определить век, написать его римскими цифрами.
1240 - 1945 - 1861 –
1147 - 2004 - 1990 –
988 - 2000 - 1380 –
1941 - 1991 - 1480 –
«Продолжение приложения 17»
5 конкурс «Что ели восточные славяне»
Команды по-очереди называют то, что ели восточные славяне. Выигрывает та команда, которая назовёт больше продуктов.
6 конкурс «Что лишнее?»
Каждой команде даётся «Лента времени», но на ней есть ошибки. Необходимо их найти и исправить (1 ошибка – 1 балл).
Век 2000 0 2000 1990 1981 2005
Наша эра до нашей эры
Подведение итогов викторины. Награждение.
«Приложение 18»
Игра «Костюмы разных эпох» (для 9 классов)
На рисунках на доске изображены костюмы разных эпох. С помощью учебника, дополнительного материала определите время, когда их носили. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, эта игра очень сложная, требует большого умения обучающихся работать с источниками.