Методическая разработка по физике на тему Двигатель внутреннего сгорания (8 класс)

«Двигатель внутреннего сгорания» (8 класс)

Цель урока:
изучить устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания.

Задачи урока:
познакомиться с историей создания ДВС (двигателя внутреннего сгорания);
наблюдать и объяснять принцип действия ДВС;
объяснять экологические последствия применения ДВС.

Оборудование:
Модель ДВС
Компьютер
Проектор.

План урока:
Актуализация знаний
Исторический экскурс
Изучение нового материала
Рефлексия
Домашнее задание
Подведение итогов
Ход урока
Актуализация знаний.
Учитель: Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке.
Ученики: Тепловые двигатели
Учитель: Повторим предыдущий материал в форме физического диктанта:

Вопросы к диктанту
Ответы

Дайте определение теплового двигателя.
Машина, в которой внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.


Какие превращения энергии происходят в тепловом двигателе?
Внутренняя энергия топлива - энергия газа (пара) - механическая энергия.



Приведите примеры тепловых машин.
Паровая и газовая турбины, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель

Учитель: проверим, все ли правильно ответили на вопросы в диктанте (Слайд 1)
Учитель: как вы думаете, какой из перечисленных видов тепловых двигателей самый распространенный
Ученики: двигатель внутреннего сгорания
Сегодня мы с вами рассмотрим более подробно устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания. В своей жизни мальчики с ним, наверное, встречались и разбирали его. Но и девочкам я думаю, что узнать его устройство и принцип действия тоже будет полезно, так как сейчас всё больше женщин садятся за руль автомобилей. Итак, записываем тему урока. (Слайд 2)
Исторический экскурс
Учитель: обратимся к истории создания ДВС и в этом нам поможет презентация, выполненная (называется ученик)
Ученик: делает сообщение, используя презентацию на тему “Изобретение ДВС”.
Изучение нового материала
Учитель: Ребята, кто из вас знает и сможет назвать элементы ДВС?
Ученики: цилиндр, поршень, клапаны, свеча.
Учитель: ещё раз называет элементы, дополняя ответ ученика и показывая детали на модели ДВС. Затем просит учеников записать элементы ДВС в тетрадь. Записи проверяются по схеме, выведенной на экран. (Компьютерная модель, кадр 2)
Учитель: почему так назвали – двигатель внутреннего сгорания?
В ходе обсуждения ученики делают вывод: топливо сгорает внутри (в цилиндре) самого двигателя; формулируется определение, которое ученики записывают в тетрадь.
Учитель: Какое топливо используют в ДВС?
Ученики: бензин, керосин
Учитель: уточняет и дополняет, что ДВС работает на жидком топливе (бензин, керосин) или на горючем газе. В таких двигателях постоянно происходит сгорание горючей смеси (пары бензина и воздуха). При сгорании этой смеси образуются газы, температура которых порядка 1600-1800?С.
Учитель: Рассмотрим принцип действия ДВС.
Крайние положения поршня в цилиндре называют мертвыми точками (указывается на модели ДВС).
Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом (тактом) поршня. Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода (такта) поршня. Поэтому такие двигатели называются четырёхтактными. Рассмотрим более подробно каждый такт.
Для этого будем работать в парах, используя учебник.
Задание для работы в парах:
Прочитать текст в учебнике на стр.54;
Разделить между собой такты;
Рассказать друг другу о работе 4-х тактов, меняя свою роль – отвечающего и контролирующего.
Учитель: Итак, цикл двигателя состоит из 4 тактов. Давайте запишем название каждого такта в тетрадь
Ученики: называют названия тактов, затем их записывают в тетрадях. Для более наглядного восприятия нового материала используется компьютерное моделирование работы двигателя внутреннего сгорания.
Учитель: Давайте посмотрим ДВС в действии (Компьютерная модель, кадр 3).
Чем заканчивается цикл работы ДВС?
Ученики: выброс отработанного газа в окружающую среду.
Учитель: остро встает вопрос загрязнения окружающей среды.
(Слайд 3-8) При сжигании топлива в атмосферу попадает много вредных выбросов. К ним можно отнести углекислый газ СО2, угарный газ СО, различные виды сернистых соединений, а также соединения тяжелых металлов.
Поэтому большое внимание следует уделять развитию методов защиты окружающей среды от этих продуктов сгорания и создание новых альтернативных источников энергии.

Рефлексия
Дополните предложения:
На уроке я узнал(а)
Я (не)понял
Мне было

Домашнее задание (Слайд №9)
Учитель: §22, в задачнике №1130, 1131
Учащиеся: записывают в дневники.
Подведение итогов
Учитель: мы познакомились с устройством и принципом действия ДВС. Научно-технический прогресс неуклонно совершенствует конструкции, технические характеристики автомобилей. Важным на современном этапе является создание новых экономичных и экологически чистых машин. Это - машины нового века, новых технологий. Это – машины будущего. Может быть кто-то из вас и будет изобретателем этих машин.
Отмечает и оценивает работу наиболее активных учеников.