Рабочая программа по трудовому обучению (рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений) 5 класс


Оглавление
1.Пояснительная записка
2. Квалификационная характеристика рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
3. Рабочий учебный план
4.Тематическое планирование
5. Список литературы
Пояснительная записка
Целью программы является профессиональная подготовка старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» для дальнейшей социально-трудовой адаптации
Задачами профессионального обучения являются:
Формирование у обучающихся профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями квалификационной характеристики;
Обучение технико-технологическим процессам ремонтных работ по обслуживанию здания;
Формирование у обучающихся социальных и правовых компетенций, необходимых для адаптации к условиям рынка труда.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
- общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94;
- единый тарифно-квалификационного справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), с дополнениями и изменениями к ОК 016-94 и ЕТКС, утвержденными постановлениями Минтруда России в 1992-2004 гг.;
- перечень профессий начального профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.99г. № 1362);
- материалы федерального Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессиям «Мастер отделочных строительных работ» ОСТ 9 по 02.22.3-2000;
- материалы федерального Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессиям «Мастер ЖКХ» ОСТ 9 по 02.22.3-2000;
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (постановление Правительства РФ от 12.03.97г. № 288.
Программа разработана с ориентацией на базисный учебный план, утверждённого Министерством образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п.
Отбор и структурирование содержания обучения осуществлялись на основе следующих принципов:
- ориентация на индивидуальные запросы и образовательные потребности учащихся, социальный заказ;
- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса с учётом личностных особенностей учащихся, их желания овладеть рабочей профессией;
-учёт опыта и современной практики профессионального обучения учащихся образовательных школ.
К профессиональной подготовке по указанной специальности допускаются лица, не имеющие противопоказаний для обучения и трудоустройства
Программой профессиональной подготовки предусмотрены теоретическое и практическое обучение, консультации и квалификационный экзамен. Программный материал построен по тематическому принципу. Последовательность изучения тем обеспечивает возможность систематизировано формировать у обучающихся профессиональные навыки по ремонту и обслуживанию здания, научиться правильно и последовательно выполнять различные виды работ.
Теоретическое обучение представлено Экономический блоком, технологией конструкционных материалов, специальный блоком
Блок материалы представлен разделами Введение, дерево, камень, силикатные изделия, металлы и сплавы, пластмассы, цемент, стекло и керамика, лаки и краски. Данный блок позволяет познакомить школьников с многообразием материалов которые нас окружают, дать им качественную характеристику и усвоить различия между ними.
В блоке Чертеж; технологическая карта ученикам предстоит усвоить понятия чертежа эскиза технологическая и маршрутная карта, элементарные понятия о чертеже и его строению, местами его применения и назначения; узнать что такое технологическая карта и для чего она предназначена
Блок устройства дома помогает поближе познакомить школьников с предметом, узнать какую структуру имеет наш дом и какими людьми он обслуживается.
В блоке городское устройство показаны компании и организации которые помогают существовать городу и школе, домам и улицам в том виде, в которых мы привыкли их видеть, а так же знакомит с новыми профессиями
Блок виды работ по дому представляет собой первоначальную базу знаний о том, что такое ремонт его виды и функции, знакомит школьников с новыми аспектами жизни дома и школы
Блок профессии и специальности позволяет расширить картину знаний о профессиях попробовать себя в той или иной профессии дать качественную оценку о значимости этих профессий в мире и помочь детям попробовать себя в их роли
Особое внимание при выполнении практических работ уделяется соблюдению правил техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Для лучшего усвоения программного материала используются инструкционные и технологические карты, опорные схемы и таблицы.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в виде самостоятельных, практических работ по изученным темам, тестов.

Квалификационная характеристика
Профессия – рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
должен знать:
назначение и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования;
виды материалов, их назначение и свойства;
правила безопасности при выполнении ремонтно-строительных, слесарных, электротехнических работ;
технологию выполнения ремонтных работ разного профиля;
технические условия выполнения операций, их последовательность;
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
должен уметь:
проводить сезонную подготовку обслуживаемого здания ;
проводить осмотр технического состояния обслуживаемого здания и выполнять текущий ремонт с выполнением ремонтно-строительных работ;
производить устранение дефектов различными способами;
соблюдать требования безопасного труда.
Рабочий учебный план
По программе
«Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий»
Наименование дисциплины Всего часов Из них
Практик занятия Распределение учебной нагрузки на год Форма контроля
1
полугодие 2
полугодие ТБ и инструктаж I.Материалы Введение Дерево Камень Силикатные изделия Цемент Металлы и сплавы Пластмассы Лаки и краски Стекло и керамика II Чертеж; технологическая карта Чертеж Эскиз Технологическая карта II. Устройства дома Газификация Водопровод Санузел Электроснабжение III. Городское устройство ТЭЦ Водоканал Газовая служба ЖКХ IV.Виды работ по дому Ремонт Капитальный ремонт Косметический ремонт Монтажные работы Ремонто - монтажные работы V.Профессии и специальности Моляр Штукатурщик Шпаклевщик Монтажник Итого часов: ВСЕГО: ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
По курсу «рабочий по обслуживанию зданий и сооружений»
Разделы, курсы, учебные темы Кол-во часов Из них практич.
занятия
1. Материалы 1.1 Введение 1.2 Дерево 1.2.1 Виды древесины 1.2.2 Свойства древесины 1.3 Камень 1.4 Силикатные изделия 1.4.1 Процесс получения силикатных изделий 1.4.2 Виды изделий 1.5 Цемент 1.6 Металлы и сплавы 1.6.1 Черные металлы 1.6.2 Цветные металлы 1.6.3 Свойства и применение металлов 1.7 Пластмассы 1.7.1 Изделия из пластмассы 1.7.2 Назначение пластмассы Лаки и краски Стекло и керамика 2. Устройства дома 2.1 Газификация 2.1.1 Газовая служба 2.1.2 Профессии связанные с газоснабжением 2.2 Водопровод 2.2.1 Водоснабжение дома 2.2.2 Профессии связанные с водоснабжением 2.3 Санузел 2.3.1 Канализация и ее назначение 2.3.2 Профессии связанные с обслуживанием санузла 2.4 Электроснабжение 2.4.1 Электрофицированность города 2.4.2 Профессии связанные с электрофикацией3. Городское устройство 3.1 ТЭЦ 3.2 Водоканал 3.3 Газовая служба 3.4 ЖКХ 4.Виды работ по дому 4.1 Ремонт 4.1.1 Ремонт как обслуживание своего дома и школы 4.2 Капитальный ремонт 4.3 Косметический ремонт 4.4 Монтажные работы 4.5 Ремонто - монтажные работы 5.Профессии и специальности 5.1 Моляр 5.2 Штукатурщик 5.3 Шпаклевщик 5.4 Монтажник Резерв рабочего времени ВСЕГО: СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Материалы
Теоретические основы профессиональной деятельности: основы и понятия экономики отрасли и предприятия.
Практические основы профессиональной деятельности: применение экономических знаний, приёмов технологии и организации труда на предприятиях.
1.1 Введение
Роль профессиональной подготовки и профессионального образования молодёжи в условиях рыночной экономики. Цель, задачи и содержание профессиональной подготовки по программе «Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания». Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции рабочего по обслуживанию зданий.
1.2 Древесина
Понятие древесины, лес как наше богатство. Применение древесины дома и в школе.
1.2.1 Виды древесины
Разновидность древесины по свойствам; по строению, видам и ценности пород.
1.2.2 Свойства древесины
Свойства древесины, как различные свойства влияют на места применения древесины; механические физические и химические свойства древесины
1.3 Камень
Разновидность камней, места применения, их свойства и функции; камень как один из первых строительных материалов.
1.4 Силикатные изделия
Понятие силикатных изделий, из чего они получаются, для чего служат
1.4.1 Процесс получения силикатных изделий
Что такое формовка, обжиг; заводы по изготовлению кирпичей и других силикатных изделий.
1.4.2 Виды изделий
Виды силикатных изделий, многообразие форм и разновидностей, области их применения
1.5 Цемент
История развития цемента, цемент как основа современного строительства; цемент и его свойства, области применения и назначения.
1.6 Металлы и сплавы
Понятие металлов, история развития получения и применения металлов
1.6.1 Черные металлы
Черный металл как самый распространенный металл, свойства черных металлов, разновидности черных металлов и их сплавов.
1.6.2 Цветные металлы
Цветные металлы и сплавы -свойства, области применения. Способы обработки металлов и их применение в быту.
1.6.3 Свойства и применение металлов
"Металлический мир"; металл как один из самых крепких материалов, применение металла в строительстве, профессии работающие с металлов
1.7 Пластмассы
Пластмассы как современный материал, история пластмасс, что такое пластмасса и из чего она получается.
1.7.1 Изделия из пластмассы
Пластмассовая революция, применение пластмассы в современенном строительстве
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Щербакова А. М.,. Платонова Н. М, Мыльников И. И. «Программно –методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида»; М., «ВЛАДОС», 2006
2. Ромашов В.В. Охрана труда в образовательном учреждении.-Владимир. Департамент образования администрации Владимирской области, 2003.
3.Охрана труда в школе./Сборник нормативных документов/. Сост. Кулешов С.М.-М.:Просвещение, 1994г.
4.Липсиц И.В. Основы экономики. – М.: Просвещение, 1994.
5.Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. – М.АПО., 1996.
6.Клюев Г.И. Плотник. – М.: Академия, 2009.
7. Клюев Г.И. Столяр строительный. – М.: Академия, 2009г.
8.Степанов Б.А. Материаловедение. Деревообработка. – М.: Академия, 2007.
9.Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. – М.: Академия, 2008г.
10. Шеламова Г.М. Культура делового общения при трудоустройстве. – М.: Академия, 2007.
11. Аханов В. С. «Справочник строителя»; Ростов на Дону, «Феникс», 1999
12. Беспалько В. П. «Слагаемые педагогической технологии»; М., Педагогика, 1995.
13. Виноградов Ю. Г, Орлов Н. С,. Попова П. А. «Материаловедение для монтажников внутренних санитарно-технических систем и оборудования»; Изд. «Высшая школа», М., ГСП-4, 1987
14. Горчаков Г. И, Баженов Ю. М «Строительные материалы»; М., «Аделант», 2001
15. Дамье-Вульфсон. В. Н «Устройство полов из паркета и линолеума»; М., «Высшая школа», 1986
16. Живов М. С. «Монтаж осветительных электроустановок»; М., «Высшая школа», 1984
17. Журавлев И. П. «Облицовщик – мастер отделочных работ»; Ростов, «Феникс», 2005
18. Исаев В. Н. «Устройство и монтаж санитарно-технических систем зданий»; М., «Аделант», 2003
19. Крауклис В. К. «Альбом колеров»; Ленинград, 1980
20.Крейндлин Л. Н. «Столярные, плотничные и паркетные работы»; М., «Высшая школа», 1989
21. Линь В. В «Современная сантехника»; М., «Аделант», 2005
22. Мирский С. Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. М., 1992.
23. Мирский С. Л. «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении»; М., Педагогика, 1990
24. Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида // Дефектология. 1996. №3
25. Патракеев В. Г. Психолого-педагогическое изучение учащихся учителем труда в школах VIII вида // Дефектология. 1996. № 6
26. Прозоровский Н. И. «Технология отделки столярных изделий; М., «Высшая школа» 1986
27. Самойлов В. С., Карауш В. М. «Плотничные и столярные работы»; уч. Пособие., М., «АЛЬФА», 2008
28. Свржек В «Малярные и художественно-декоративные работы»; Стройизд., 1984
29. Трофименко А. Г. «Строительные работы»; М., «АСТВ», 1998
30. Фомин С. В, Шпортько О. Н. «Сантехнические работы»; уч. пособие., М., «АЛЬФА»,2008
31. Шепелев А. М. «Штукатурные работы»; Изд. «Высшая школа» 1977