Доклад на тему «Работа по развитию описательно — повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»


«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».
Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.
Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание учащихся.
Огромное значение чтения для развития речи детей, которая обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной. Чтение в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения по всем предметам школьного плана.
Название предмета – «Чтение и развитие речи» предполагает, прежде всего, развивающий и воспитывающий характер чтения, требует идейного содержания каждого урока, насыщенностью его мыслями и чувствами, формирование у учащихся знаний преимущественно в виде правильных образных представлений об окружающем мире. Поэтому в учебники включены главным образом правдиво отражающие жизнь высокохудожественные произведения литературы и фольклора, сокращено до минимума количество научно - популярных статей. Необходимо при определении идеи произведения обращать внимание учащихся на средство её выражения: приёмы изображения персонажей и природы, особенности языка, построения произведения.
Так, при чтении рассказа Г. Паустовского «Заячьи лапы» дети, определяя идею произведения – автор уважает Ваню и дедушку за любовь к природе и животным, ведут наблюдение за построением произведения (почему автор только в конце текста повествует о причинах обожжённых лапах у зайчика?), ищут в речи старика подтверждения его умного и любовного отношения к природе, т.е. образным содержанием подтверждают его идею. Весь процесс работы над текстом должен учить выделять главную мысль произведения.
Очень важно создание эмоциональной настроенности детей, активного восприятия произведения, что ведёт к умению определить своё отношение к прочитанному. В процессе работы рекомендуются экскурсии, наблюдения, встречи, но главным источником познания и восприятия на уроке является само произведение. Поэтому основным занятием на уроках является чтение и работа над текстом.
Анализ произведения
Необходимо ежеурочно учить детей анализировать текст.
Развитие процесса мышления на уроках развития речи – это образные представления отдельных моментов произведения;
- выявление смысловых связей,
- оценка поведения действующих лиц,
- определение главной мысли произведения крайне важно для развития познавательных способностей.
Вся эта деятельность учащихся по ходу урока проявляется в различных речевых формах:
Словесное рисование;
беседа;
формулирование основных мыслей отрывков;
пересказывание;
свободные высказывания детей и т. д.
Одним из этапов в системе работы по развитию описательно – повествовательной речи учащихся является СЛОВАРНАЯ работа.
Значение слов. Работа и принцип её проведения.
На уроке чтения и развития речи как правило, не выделяется отдельного этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий. Она необходима для правильного восприятия содержания текста.
В процессе чтения дети встречаются не только с новыми словами, но и с новым значением знакомого слова, с устойчивыми словосочетаниями разговорного (в долгу не останутся, ты мне, я тебе) или книжного (жизнь заиграла, преобразуют природу…) употребления.
Воспитание чуткости к слову, умение почувствовать точность и красоту образных выражений (…«сквозь сеть алмазную зазеленел восток, белые подснежники чуть – чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька – звонарь и бил лапкой по серебряной паутине. К. Паустовский « Стальное колечко»), объяснение этих выражений в связи со всем содержанием – всё это содействует развитию эстетического вкуса, облагораживает читателя.Не менее важна и другая сторона словарной работы – обогащение активного словаря школьника. С этой целью учителю нельзя ограничиваться только объяснением нового слова и проверкой его понимания детьми, но и стараться вводить в речь учащихся эти слова, создавать потребность употребления этих слов на всех этапах урока, также вне урока (употребление пословиц, поговорок, примет).
Необходимо помнить о связи словарной работы с жизнью, с конкретными представлениями детей, связанными с этим словом. Если их нет или они недостаточны, учитель показывает предмет, даёт его изображение или достаточно яркое описание.
В тексте отбираются наиболее важные слова для первоочередного усвоения. Обязательное требование к словарной работе – это восприятие слова в контексте, например глагол «клюёт» встречаем в разных значениях: «птица питается» и «рыба идёт на приманку».
Виды словарных работ разнообразны. Для раскрытия значения слов существует немало приёмов:
- наблюдение предмета в естественной обстановке;
- рассматривание на картине или рисунке;
- объяснение слов с помощью синонимов: (корысть – выгода; рать – войско; на волос – ничуть).
К такому подбору синонимов привлекаем учащихся вопросом:
- «как сказать иначе?», «каким словом заменить?».
Встречаясь с идиомами и другими неделимыми словосочетаниями, нужно объяснять их путём синонимической замены: куда ни глянь – везде; мириться с судьбой – покориться, терпеть; насмотреться не могут – любуются.
В системе работы над развитием образной речи является наглядность, согласно которой обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.
Применение наглядности многообразно:
- Непосредственные наблюдения окружающей жизни;
- Наблюдения на экскурсиях;
-Собранные учащимися коллекции, гербарии;
-Театр, кино, худ. картины, иллюстрации к произведениям, портреты выдающихся людей.
Иллюстрации к тексту используют обычно для заданий по выборочному чтению, составлению плана, подготовки пересказа, обобщающей беседе. Например, рассматривание картинки, на которой изображён Тёма в колодце (5 класс) даёт начало для беседы: «Вспомним, что пережил Тёма в колодце». Это помогает дать оценку поведения Тёмы, определить его отношение к Жучке.
Творческие работы, изобразительные работы (рисунки, лепка, макеты) обычно используют после чтения и анализа произведения, при подготовке к самостоятельному пересказу.
Первичное восприятие произведения- очень важный этап урока. От того, насколько глубоко чтение затронуло эмоциональную сферу читателя, насколько ярки образы произведения в представлении детей, какие мысли оно возбудило, зависит активность учащихся при анализе произведения.
Рекомендуется читать художественное произведение на уроке полностью, чтобы обеспечить целостное восприятие образов. Известно, что хороший чтец- лучший истолкователь. Через выразительное чтение слушателю становится явным авторский замысел, характеры и взаимоотношения действующих лиц. Поэтому для первичного знакомства детей с некоторыми произведениями (эмоциональный рассказ, стихотворение, басня, поэтическое описание природы) рекомендовано чтение или прослушивание фонохрестоматии.
Далее следует проверка восприятия произведения, которая обязательна. В зависимости от характера произведения и уровня развития уч-ся ставятся вопросы различной трудности, но цель их всегда одна – помочь детям целостно охватить реальное содержание прочитанного самому учителю убедится, правильно ли дети поняли содержание, узнать, что взволновало их.
Необходимо, чтобы дети задавали вопросы о прочитанном: что не поняли; что обозначает то или иное слово; почему это произошло и т. д. Учитель объясняет сам или предлагает объяснить товарищам.
В ходе последующей беседы идёт подготовка к пересказу (этапы: деление на логические части, озаглавливание, составление плана).
Значение пересказывания. Пересказом называется связная и последовательная устная передача содержания прочитанного. Качество пересказа показывает, насколько глубоко осознал ученик содержание прочитанного. Значение пересказов для развития речи огромно. Важным требованием к пересказу является его выразительность.
Живость, естественность интонаций при пересказе является лучшим показателем того, что ученик понял и усвоил содержание текста.
Пересказ обычно проводится после повторного громкого или самостоя -
тельного чтения и составления плана.
Возможен пересказ статьи в процессе чтения по частям. Хорошо подготовленный пересказ может быть вступлением к обобщающей беседе.
Виды пересказов. По объёму содержания пересказ может быть полным и частичным. Может давать один ученик ( при малом объёме текста); либо активно участвует весь класс: любой ученик готовится продолжить пересказ по указанию учителя.
По степени детализации различаются пересказы подробные и сжатые. Последние более трудны, т. к. требуют большой аналитико - синтетической работы (отбирается основное, отбрасываются детали) и синтетические изменения (например, замена прямой речи косвенной, передача диалога одной фразой). Не все прочитанные произведения следует пересказывать. Басни и лирические стихотворения, сказки в стихах нельзя пересказывать. Произведения диалогической формы («Огурцы» Н. Носова) полезнее живо прочитать лишний раз по ролям, чем допускать путаную и неряшливую передачу прямой речи.
Но небольшой диалог встречается в каждом рассказе. Поэтому следует показывать учащимся возможности передачи содержания прямой речи в форме простого предложения или предложения сложного с одним придаточным. В цепи обучающих упражнений очень важен пример учителя (пересказ правильный и выразительный), а также пересказы по самостоятельно составленному плану.
Опора на план при подготовке пересказа повышает заинтересованность учащихся и улучшает качество пересказа.
Чтение художественных произведений, анализ, пересказ, беседы, чтение по ролям – способствует развитию живой мысли учащихся, у них появляется желание рассказать о своих наблюдениях, самим сочинить маленький рассказ и передать свои мысли письменно.