Виртуальное путешествие по заповедному Крыму (интегрированное занятие) (подготовительная группа)


Виртуальное путешествие по заповедному Крыму (интегрированное занятие в подготовительной группе)
Цель: закрепить и обобщить представление детей о Крыме, развивать творческие способности детей.
Задачи:
обучающие: закрепить знания о крае, в котором мы живём, о традициях, городах Крыма и его достопримечательностях;
развивающие: развивать умение обобщать полученные знания; развивать речь, расширять словарный запас детей; развивать память, воображение, фантазию;
воспитывающие: воспитывать интерес, любовь к Крыму, гордость за свою Родину; воспитывать патриотические и эстетические чувства.
Оформление и оборудование:
·       карта Крыма;
·       иллюстрации: репродукции картин Айвазовского; виды Никитского ботанического сада;
·       пейзажи Крыма;
·       фотографии городов Крыма;
·       костюмы: украинский, татарский, русский;
·       детские рисунки родного края;
·       презентация.
Предварительная работа:1. Беседа о родном Крыме как части России, о народах, населяющих наш    полуостров; рассматривание карты Крыма.2. Чтение и пересказ крымских легенд;3. Рассматривание картин о животных и растениях Крыма;4. Разучивание стихотворений о Крыме;
5. Прослушивание песен и музыки народов, населяющих Крым.
6. Творческая работа детей: рисование, аппликация, работа с пластилином.
Ход мероприятия:
(Под музыку дети проходят и присаживаются на стулья)
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
- Сегодня мы собрались в этом зале не просто так! Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о нашем волшебном и удивительном Крыме!
(Внезапно, слышен шум, грохот и на экране появляется Незнайка)
Незнайка: Ой, уф, неужели добрался? Как я устал! Ой, ребята, здравствуйте!
(Дети здороваются)
Незнайка: А я тут недавно решил побывать в каком-нибудь интересном и новом для меня месте. Просто, на Луне был, в Цветочном городе был, скучно стало, везде одно и тоже. Вот летал - летал и очутился у вас. Да, я же не представился, зовут меня Незнайка! А как называется ваша планета?
(Ответы детей: Планета – Земля, а живем мы в Республике Крым) Незнайка: Ммм, интересно, а есть ли у вас интересные места? Просто меня дома еще ждут Винтик и Знайка. Вот будет здорово, если я им потом о вашем Крыме чудеса расскажу!!!
Ведущий: Да, Незнайка, наш Крым полон чудес, легенд и просто неповторимых мест! Ребята, проведем экскурсию нашему гостю?
(Ответы детей – Да!)
Незнайка: Ну-ну, знаю я какие бывают экскурсоводы. Я вот тоже много чего умею, но не всегда получается хорошо. Мне тут Знайка прислал вопросы и сказал, что если вы на них ответите, значит вам можно доверять. Если нет, то полечу на другую планету. Согласны?
(Ответы детей – Да!)
Вопросы от Незнайки:
На что похож ваш полуостров? (Ромб, птица, виноградная лоза)
Как раньше назывался Крым? (Скифия, Таврика, Таврида)
Какими морями омывается? (Черным и Азовским)
А чем они отличаются? (размерами, глубиной, соленостью);
Как называется главная река Крыма? (Салгир)
Водятся ли в Крыму волки? (Нет)
А есть ли в Черном море акулы? (Катран)
Есть ли в Черном море дельфины? (Афалина)
А как называется самая высокая гора в Крыму? (Роман-Кош 1545 м.)
А в каком городе мы сейчас находимся? (Симферополь)
Ведущий: Ну что, Незнайка, ответили мы на твои вопросы?
Незнайка: Да!
Ведущий: И нам пора начинать наше путешествие. И так как мы в Симферополе, то с него и начнем!
Ребенок: Симферополь – это столица Крыма. В древности он назывался Неаполис. Здесь протекает самая длинная река Крыма - Салгир, есть много парков и университетов.
Ребенок: Южный город в долине Салгира,
С нами ты, Симферополь, всегда.
Сердце Крыма, прекрасного мира
Называют тебя неспроста.
Ребенок: В Симферополе находится железнодорожный вокзал и автовокзалы. А так как наш Крым многонационален, то здесь вы можете встретить людей разных национальностей!
Выходит ребенок в национальном костюме.
Греки, русские, армяне,
Крымчаки и караимы
Украинцы и евреи,
Немцы, крымские татары,
Ассирийцы и болгары,
Есть у нас другое имя,
Нас зовут ещё крымчане!
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Ведущий: А вот и наш автобус подъехал. Дальше будем ехать на нем.
Отгадайте загадку и узнаете название города, в который мы направляемся.
1.   Как называется поле, где выращивают дыни, арбузы? (бахча)
2.   Куда складывают дрова, уголь, домашнюю утварь? (сарай)
– Это город Бахчисарай.
Девочка (в татарском костюме)
– Бахчисарай – это бывшая столица Крымского ханства. Расположен в живописном месте в 15-20 км от моря. Самый известный памятник города бывший ханский дворец. В честь дворца назван город: Бахчи – сад, сарай – дворец.
Девочка в татарском национальном костюме читает стихотворение на татарском языке. Стихи Черкез Али Алметова, перевод С.Лукьянова.
КъырыммениманамдырКъырымменимбабамдырКъырымдегенбуулькеМанъадогьмушВатандыр.
Мен анамны пек севен,
Бабмны да пек севен, ватанымныбильсенъиз,
Жданымдан да пек севен.
Моя матушка – мой Крым.
И мой батюшка – мой Крым.
И на сердце Крым похож
Очертанием своим.
Я люблю своих родных
Я души не чаю в них.
 Я люблю тебя, мой Крым –
Счастье прадедов моих.
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Национальный татарский танец (танцуют 3 девочки)
Ведущий:
- Ну что, едем дальше. Посмотрите ребята, равнины стали постепенно меняться возвышенностями, горами. А вот и наша остановка. Это – город – герой Севастополь.
Ребенок: Севастополь в переводе с греческого – высокий, священный город. Это город боевой славы. Не раз он отражал натиск врага. Жестокие бои шли в Севастополе во время Великой отечественной войны. Но город поднялся из пепла и руин и стал ещё более молодым и величавым. В Севастополе находится Черноморский флот, здесь находится памятник затопленным кораблям. А еще Севастополь – это древний город. И берет он свое начало с Херсонеса!
Ребенок:
Символ стойкости державы,
Символ мужества веков,
Севастополь – город славы
И величья моряков!
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Ведущий: А я предлагаю вам поменять наш транспорт, дальше будем путешествовать на плоту! (Большой 2-ух местный матрас. Дети на нем принимают удобное положение)Незнайка: Ой, ребята, а что за город виднеется вон там вдали?
Ведущая: А это город Евпатория. В нем находится очень много санаториев, где лечат детей.
Незнайка: Ой, я очень боюсь уколов!
Ведущий: В этих санаториях лечат не уколами, а морским воздухом, морской водой, ласковым солнцем, грязевыми ваннами и минеральной водой!
Ребенок: А еще в Евпатории находится Лебединое озеро. Несколько лет назад лебеди прилетели к нам на зимовку. Озеро им так понравилось, что они остались здесь жить!
Здравствуй, милая Евпатория -
Золотых пляжей желтый песок!
Здравствуй, милая Евпатория -
Путь в историю очень далёк!
Здравствуй, милая Евпатория -
здесь Кенасы, Мечеть и Собор!
Здравствуй, милая Евпатория 
Стала ты для нас очень родной!
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Ведущий: Ребята, давайте, изобразим лебедя с помощью наших волшебных кубиков Никитина?!
Кубики Никитина - делаем лебедя
Ведущий: Нам пора в путь!
Незнайка: Ой, а куда мы теперь плывем? Здесь так красиво: море, горы!
Ведущий: Наш путь лежит в Ялту. По дороге будем читать стихи о Крыме и отгадывать загадки.
Ребенок: Тиша морська (Леся Українка)
В час гарячий полудневийВиглядаю у віконце:
Ясне небо, ясне море,
Ясні хмарки, ясне сонце.
Тиша в морі… ледве-ледвеКолихає море хвилі;
Не колишуться од вітруНа човнах вітрила білі.
Незнайка: Ой, ребята, посмотрите! Что это за диво дивное?
Ведущий: (читает стих – загадку про гору, а дети отгадывают название горы)
1. Посмотри, дружок, вперед:
Кто-то к морю там ползет.
Вот уж издали видна
Нам костистая спина.
Мы Дракона не боимся,
Сквозь тоннель сейчас промчимся!
2. Из моря, словно Афродита,
Взошла она кораллом-рифом.
Изваяны дождем и ветром
Зубцы красавицы Ай-Петри!
Ведущий: А мы приближаемся к красавице - Ялте. Посмотрите, на Аврориной скале, нависая над морем, стоит необыкновенно красивый замок, ставший символом Крыма – Ласточкино гнездо. Он действительно как гнездо ласточки, отважно завис на самом краю скалы.
Ребенок:
Здесь ветры свежие порхают,Волна о берег шумно бьёт.Здесь люди сладко отдыхают,И ласточка гнездо здесь вьёт. 
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Ведущий: Море Чёрное шумит,
Край наш морем знаменит.
Славен солнцем южным
И народом дружным.
Ребенок:
Кто твердит упрямо в споре
Будто мрачно наше море?
Ты его окинешь взором –
Удивит оно простором.
А разгладится слегка –
Отражает облака.
Море нежно-голубое,
Море дышит, как живое.
Ведущий: А кто живет в море?
Д\И от Незнайки «Кто живет в море»- А в воде живёт индюк? Нет. - А в воде живёт утюг? Нет. - Ну, а корка от арбуза? Нет. - А вообще живёт медуза? Да. - А большие мандарины? Нет. - В Чёрном море есть дельфины? Да. - Рыбы в нашем море есть? Да. - Крокодилов в нём не счесть? Нет. - Дети плещутся в воде? Да. - Вместе с птицами в гнезде? Нет. 
Ведущий: А я предлагая вам нарисовать своего любимого обитателя морских глубин на геоконтовых досках!
Дети на геоконте делают морских обитателей
Ведущий: Посмотри, маяк нам светит и пристать к брегам велит!
Ребенок: Это Ялта – чудо Крыма. Расположена она на берегу моря, на высоких холмах. «Ялог» в переводе с греческого – берег. Горы защищают Ялту от холодных ветров; морской и лесной воздух полезны для здоровья людей. Поэтому Ялта – всемирно-известный курорт.
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Незнайка: Ой, это что за великан? Ребята, почему вы не предупредили меня, что у вас в Крыму обитают такие огромные медведи? Мне страшно!
Ребенок:
Однажды у Черного моря
Медведь свое сердце разбил,
Топтыгин не справился с горем
И камнем навечно застыл.
Не знаем, когда это было…
Прошло уже много веков,
Но он возвращенья любимой
Все ждать с нетерпеньем готов.
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Ведущий: Ой, ребята, посмотрите вдаль (дети смотрят вдаль), а это что за горы?:
1.Пред ним все крымские вершины
С почтением склонили спины.
В своем величье так хорош!
Его зовем мы Роман – Кош.
2.Кипела магма, клокотала,
Кору земли до звезд вздымала.
И как достигнутая цель,
Явилась нам гора Кастель.
Ведущий: А мы подплываем к городу Судак.
На территории города сохранилась Генуэзская крепость.
А вон и Девичья Башня!
Ребенок: рассказывает Легенду о башне!
На самой вершине Крепостной горы, что возвышается над Судаком, стоит одинокая башня. Говорят, что в те древние времена, когда Судаком владели греки, в этой башне жила дочь царя, гордая красавица.
Девушка была влюблена в бедного парня, а ее отец не мог смириться с ее выбором.
Царь решил избавиться от парня, а своей красавице дочке придумал легенду о том, что ее возлюбленный отправился в путешествие и через год, если он будет верен ей, он вернется.
Через год к пристани прибыл корабль, но на нем не оказалось возлюбленного девушки. Она поняла, что была обманута отцом. В знак своей любви, она одела свое лучшее платье и сбросилась вниз, в бушующее море.
С той поры башню на высокой скале называют Девичьей.
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Ведущий: Ну что, погостили в Судаке, пора держать путь дальше. Следующая наша остановка город Феодосия. А по пути мы побываем в Коктебеле и познакомимся с г. Карадаг и «Золотыми воротами».
Ребенок: Как красива и величественна гора Кара – Даг (звучит музыка Римского – Корсакова «Корабль Садко»). Какие вершины взмываются к небу, сколько прекрасных бухт, где ласково плещется Черное море. Кара – Даг в переводе с крымско – татарского значит Черная гора.
Ой, какая высота!
Сказочное диво:
Золотые ворота
Проплывают мимо.
Рядом спит огромный лев,
Мордой ткнулся в лапу…
И, от страха чуть присев,
Я держусь за папу.
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Музыкальная дискотека «А рыбы в море»
Ребенок:
Феодосия – это город-порт, город-курорт. В городе много замечательных мест. Интересны музей Александра Грина и картинная галерея Айвазовского. Художник очень любил рисовать море. На его картинах оно спокойное и бурное, ласковое и грозное, но всегда прекрасное.
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Ведущий: А у нас тоже есть наш картинный вернисаж! Вы все старались, трудились и у вас получились замечательные картины!
Незнайка: Ой, ребята, а у меня тоже были картины с морскими пейзажами. И море на них, очень похоже на ваше, Черное! Но, они где то потерялись, помогите мне собрать новые!?
Ведущий: Ну что, поможем Незнайке?
Собираем пазлы (Изображение крымских гор) пятнашками
Ведущий: Молодцы ребята! Нам пора держать путь домой. Пересаживаемся в автобус, а по дороге домой, вспомним, о каких городах мы еще не поговорили с вами!
Ребенок с места: Я был в городе Керчь. Это один из древнейших городов мира. Около города находится одно из соленых озер – Кояшское озеро. Оно самое соленое в Крыму. Когда жарко, озеро частично пересыхает и вода приобретает красно-розовый оттенок.
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Ребенок с места: А я с родителями люблю ездить в г. Белогорск! Там находиться Белая Скала.
(Дети на карту приклеивают эмблему города)
Ведущий: Вот мы и дома! Путешествие по нашему полуострову подошло к концу. И, посмотрите, какая замечательная экскурсионная карта у нас получилась! Тебе нравится Незнайка?
Незнайка: Очень, мне все понравилось! Ваш край и вправду прекрасен, чудесен и живописен! Вот прилечу домой и все расскажу Знайке и Винтику! До свидания, ребята!
Ведущий:
А сколько прекрасных слов написано о нашем Крыме, о Крымских горах, о морях и степях! А давайте сочиним свое стихотворение, о том, где мы сегодня побывали и что увидели?!
Совместная деятельность: сочиняем стихотворение и оно сразу же выводится на экран.
Солнце, пальмы, горы,
Море и дельфины,
Персик, виноград и Никитский сад!
Олеся,Варя, Стас, Артем!
Риана, Вова и Алим!
Это наш любимый Крым!
Ведущий: Молодцы! Да, ребята, природа Крыма удивительна. И ее необходимо беречь.
Подумайте, что бы вы могли сделать, чтобы сохранить эту красоту, эту природу?
Ответы детей:
- Не ломать, не рубить деревья.
- Не разорять птичьи гнёзда.
- Не мусорить.
- Не разжигать костров.
- Бережно относиться к животным
- Бережно относиться к историческим памятникам
- Бережно относиться к водным ресурсам.
Ведущий: Спасибо вам, ребята, за вашу экскурсию, за ваши ответы и удивительные поэтические строки! Спасибо и вам, наши уважаемые гости!
Мы все знаем, что жители Крыма – очень гостеприимный народ! Мы с радостью встречаем гостей, показываем наши красоты, делимся нашими знаниями и умениями. Вот и сейчас, мы хотим нашим гостям, в память о сегодняшнем путешествии, подарить небольшие сувениры!
Под музыку дарим сувениры и выходим из зала!