Конспект урока по русскому языку Что такое орфограмма? Орфографическое правило


Конспект урока по русскому языку
Класс: 2
Тип: Закрепление
Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.
Цель: Закрепить понятие «орфограмма», умение детей практически пользоваться орфографическими правилами.
Задачи:
1. Продолжить учить детей находить орфограммы в словах; продолжить учить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы; повторить ранее изученные орфограммы.
2. Продолжить развитие письменной и устной речи; логического мышления, памяти, орфографической зоркости, внимания; продолжать обогащать лексический запас.
3. Воспитывать внимательность, любознательность и интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки с изображением птиц, карточки с деформированным текстом, наглядный материал.
Ход урока
Этапы Содержание УУД
1.Орг.момент. Здравствуйте ребята, меня зовут Вероника Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно. Выпрямите спину. Будьте активными на уроке и работайте усердно.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2. Минутка чистописания Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату)
– Назовите орфограммы в слове «Двадцать» (Заглавная буква Д, непроизносимая согласная «д»)
– Назовите орфограммы в слове «восьмое» (проверяемая гласная «о»)
Комментированная запись числа.
По середине тетради запишите сегодняшнее число.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа» посередине страницы на следующей строчке
– Какая орфограмма в слове «классная»? (Удвоенная согласная «с»).
– В слове «работа»? (Непроверяемая гласная «а» в корне слова).
На доске записаны сочетания букв «оро»
С начала следующей строки пропишите сочетания строчных букв до конца строки. 3. Словарная работа Сейчас мы проведем с вами словарную работу. Я буду загадывать загадку, а вы ее отгадывать, затем запишем отгадку в тетрадь.
Внимательно слушайте:
Скачет бойко по дорожке,
Подбирает с земли крошки.
Не боится голубей...
Что за птичка? ...(Воробей)
Показ картинки с изображением воробья.
Спишите слово внимательно с доски, подчеркните орфограммы и поставьте ударение.
На какой слог падает ударение?
Черноока, черноброва,
Птица эта монохромна,
Любопытна и умна,
Знает новости всегда.
Коль завидит, что блестит,
Сразу стянет в тот же миг,
Непоседа, белобока,
А зовут её …(Сорока)
Показ картинки.
Спишите слово внимательно с доски, подчеркните орфограммы и поставьте ударение.
На какой слог падает ударение?
Эта маленькая птица
Петь большая мастерица
На берёзке средь ветвей
Трель заводит... (Соловей)
Показ изображения.
А как вы понимаете, что такое трель?
Трель (итал.— дребезжать)
Спишите слово внимательно с доски, подчеркните орфограммы и поставьте ударение.
На какой слог падает ударение?
Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает(Ворона)
Спишите слово внимательно с доски, подчеркните орфограммы и поставьте ударение.
На какой слог падает ударение?
Подумайте, как одним словом можно назвать этих крылатых созданий? (Птицы)
Составьте предложение с этим словом. (Опрос 1-3 чел.)
4. Работа по тему урока. Актуализация знаний. Ребята, вспомните, а что такое орфограмма?
– Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.)
– Как она подчёркивается?
– А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание, помогает применить правило.)
- Какие буквы спрятались в этих узорах? (Буквы ы, ж, ш, и)
 (Слайд с буквами)
- На какие группы можно разбить эти буквы? (Гласные ы, и; согласные ж, ш)
- Расскажите все, что вы знаете о гласных ы, и. (Они бывают ударными и безударными. Ы служит для обозначения твердости согласных на письме. И служит для обозначения мягкости согласных на письме)
- Расскажите все, что вы знаете о согласных ж и ш. (Ж обозначает звонкий, всегда твердый звук. Ш обозначает глухой, всегда твердый звук. Ж и Ш – парные согласные по звонкости и глухости.)
Откройте 112 стр. учебника. Прочтите правило написания жи-ши с буквой и вниз.
Прочтите стихотворение на слайде:
В поле травы хороши,
А на речке камыши,
Возле поля, мимо ржи.
Шли колючие ежи.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Шиповник, шины, камыши,
Все сочетания жи – ши,
Ты только с буквой и пиши.
Выпишите в тетрадь только слова с нужным правилом. Подчеркните орфограмму. Выписываем слова на следующей строчке, с красной строки, через запятую. (Проверка 1-2 чел.)
ФизминуткаОдин ученик выходит и проводит физминутку.
5. Обобщение и систематизация Уч-ся раздаются карточки с предложениями:
1.Отец похвалил его за правду.
2.Он решил узнать, кто разбил чашку.
3.Мальчик сказал правду.
4. Пришёл отец.
5. ​ Мальчик разбил дорогую чашку.
Прочитайте предложения. Является ли это текстом? Почему? Что необходимо сделать, чтобы получился рассказ. О чём будет этот рассказ? Кто главный герой этого рассказа? С какого предложения мы начнём повествование? Прочтите это предложение.
Расставьте все предложения по порядку. Прочитайте текст. Спишите предложения в правильной последовательности. Как мы начинаем писать новое предложение?
Вы правильно расставили предложения. У вас получился рассказ, текст, который объединён главной темой. Так какова же тема этого текста? О чем он? Какой заголовок можно дать тексту? (У Л.Н.Толстого этот рассказ называется просто «Чашка»).
Какие орфограммы есть в слове «Чашка»? Подчеркните их.
Давайте вспомним, а какие слова пишутся с заглавной буквы?
Имена, фамилии, отчества
Имена сказочных героев
Названия городов, деревень, рек, морей… т.е. географические названия
Клички животных
У вас на партах лежат листочки. Используя правила правописания заглавной буквы, исправьте ошибки, если они есть в тексте.
Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волги. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. (в 6 словах ошибки)
Какие слова вы исправили? Назовите их. Проверка по образцу. Поднимите руки те, кто не допустил ошибок. Прочитаем исправленные слова. Молодцы! А теперь запишите эти 6 слов в тетрадь через запятую. Подчеркните орфограмму в каждом слове.6. Подведение итогов. Комментирование и оценивание уч-ся. Вспомним, что такое орфограмма?
Как она подчеркивается?
Какие орфограммы вы уже знаете?
(Это опасное место в слове; написание по правилу.
На слух не можем сказать, какую букву писать.
То, что объясняет написание, помогает применить правило)
7. Рефлексия.
Д/З. – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?