Доклад на педсовете Как повысить качество образования на уроках русского языка и литературы


9 апреля 2016 г. № 637-р МОСКВА
ПРАВИТЕЛЬСТВОм РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ была утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Данная Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы в Российской Федерации, раскрывается значение учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в современной системе образования.
Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству
Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Таким образом, мы видим, что повышение качества образования, в частности по русскому языку и литературе обуславливает сама жизнь. Наше методическое объединение сплоченно работает в данном направлении, используя необходимые ресурсы, (инновационные, коммуникативные, проектные и другие), позволяющие получить хороший результат на выходе.
Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера.
Проблемы мотивационного характера
В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки, книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений. Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации.
Поэтому перед учителем стоит огромная проблема научить воспринимать текст, предлагаемый программой.
Для повышения мотивации к чтению я лично даю опережающие задания, для того, чтобы заинтересовать ребенка, а что же будет дальше. Найти интересные факты из жизни биографии, определить истоки слова, читаю небольшое по объему произведение, но не до конца, финал остается открытым, чем же закончится та или иная история. Далее в гимназии второй год будет проводится Единый день чтения классического произведения, что непосредственно мотивирует ребенка на прочтение конкретного автора конкретного произведения. Участие в различного рода конкурсах чтеца, принимали участие во Всероссийском конкурсе «Читаем Брюсова», участие в конференциях, фестивалях, литературных праздниках, декадах, олимпиадах. В этом году было 4 участника по литературе, и 16 участников по русскому языку на муниципальном уровне. Результаты пока еще не озвучены, но хочется надеяться, что будут призеры. Говоря о качестве образования, нужно помнить, что наиболее эффективный способ его повышения – это заинтересованность как детей, так и педагогов в учебном процессе. Различные межшкольные и другие олимпиады, конференции, семинары способны выявить талантливых учителей, школьников.
Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий). Все учителя филологи используют на своих уроках мультимедийные устройства практически на каждом уроке: презентации, учебные видеоролики. Аудиозаписи, задействуют видео и интернет – ресурсы, учащиеся при этом вовлекаются в более динамичный коллективный процесс, в котором развиваются личные и социальные навыки.
Всем известно, что школа начинается с учителя. И от него в большей степени зависит уровень подготовки школьников. Безусловно, некоторые предметы ученики могут знать лучше, а другие хуже. И здесь дело не в способностях и талантах детей, а в заинтересованности, требовательности и ответственности педагога. В наши дни большинство студентов педагогических вузов не желают после окончания идти в школу. Поэтому для повышения качества образования нужно обратить внимание в первую очередь на ключевую фигуру в школе – учителя. Не все получается у наших молодых учителей, Марии Александровны Панфиловой и Марии Семеновны Кичаевой, в целях повышения уровня качества преподавания были организованы взаимопосещения уроков. Опытные учителя филологи помогали дидактическим материалом, делились секретами мастерства. Нельзя эксплуатировать учителя, надо помогать ему, считает Цыбулько. Она заявила, что одну из главных задач образования на сегодняшний день видит в необходимости «соблюдать соотношение инноваций и традиций». Под традициями эксперт подразумевает опыт, который был накоплен в сфере преподавания русского языка за долгие годы.
Классы разные: есть и сильные, и откровенно слабые, и соответственно методический подход в каждом классе должен быть разным.
Хочется рассказать о 9 «В» классе, в котором из 22 учеников 6 откровенно слабых, на мой взгляд, это связано с нарушениями фонематическими и другими. Поэтому приходится с ними дополнительно работать (это платные услуги, элективные курсы, консультации). Учителя- филологи, не считаясь со временем, учат, практически, необучаемых детей, надеемся, что все сдадут ОГЭ по русскому языку.
В повышении качества образования важны также и психологические условия нахождения детей. Как правило, успеваемость школьников гораздо ниже там, где с их мнением не считаются, они не понимают смысла обучения и не чувствуют свою значимость, а также не могут наладить отношения с одноклассниками и преподавателями. И здесь опять велика роль педагога, ведь хороший учитель, как психолог, знает подход к любому ребенку. Хочется отметить в этом плане Пшенову Нину Ильиничну и Саломахину Наталию Геннадиевну не только с точки зрения профессионализма, но и учителей, способных создать и сохранить комфортный микроклимат в любом классе: слабом или сильном, не имеет значения. И как результат - уровень знаний учащихся постепенно повышается. 8 «В» класс, 5 «Б» класс.
Необходимо акцентировать внимание на том, что на сегодняшний день в старших классах выделено очень мало часов на изучение русского языка и литературы, а это влечет за собой ряд проблем. Многие из выпускников не могут нормально устно и письменно самостоятельно изъясняться. А ведь их нужно этому научить, писать сочинение по заданным темам в качестве промежуточной аттестации. Опять же приходится учителю русского языка и литературы проделывать колоссальный труд, читать, перечитывать, редактировать, анализировать знания учеников и тщательно отслеживать результаты для исправления недочетов, организовывать обучение так, чтобы ученики могли не только получать и усваивать необходимую информацию, но и имели возможность самореализации в процессе обучения.
Последние результаты СТАТграда показали, что уровень качества знаний по русскому языку при выполнении тестовой работы и написания сочинения повысился, средний балл у 11- классников составляет 65 баллов, на начальном этапе он был 53 балла.
Мы работаем и работаем очень много, но, к сожалению, не все так получается, как мы хотим, по многим объективным и субъективным причинам
В соответствии с проблемами сформулированы следующие задачи:
усилить работу методического объединения в организации повышения мастерства учителя по теме самообразования через формы, способствующие презентации профессиональной деятельности педагога, в том числе через организацию посещений уроков по определенной тематике;
опираясь на результаты мониторингов, разработать практические рекомендации учителям по повышению качества обучения учащихся;
более эффективно организовать работу с одаренными детьми (мотивировать учителя на создание условий для исследовательской, проектной деятельности учащихся); 
информировать учителей об инновационных технологиях, обеспечивающих развитие у учащихся общеучебных навыков и умений, творческих способностей;
развитие у педагогов и обучающихся современных информационно-коммуникативных навыков;
мотивировать обучающихся на приобретение устойчивых навыков на ведение здорового образа жизни и сохранения своего здоровья.
. «Надо возрождать статус учителя русского языка. Если мы плохо научили читать, то не будет у нас хорошего физика, если мы не научили хорошо думать, не будет у нас хорошего математика» как сказала Людмила Дудова, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой филологического образования МИОО
И для того, чтобы повысить качество образования по русскому языку и литературе, да и по другим предметам, вместе с учениками ставьте цели, которых вы хотите достигнуть в процессе обучения. Только при соответствии ваших мотивов, действий, возможностей с мотивами, интересами, потребностями ваших подопечных, вы сможете наиболее эффективно и качественно доносить учебную информацию.
5
В конце своей вступительной речи Любовь Духанина сформулировала некий девиз: «Мне кажется, что для качества образования необходимо единство трех букв «У»: учитель, учебник и урок».
изучение литературы и русского языка имеет одной из важных целей сформировать культурную идентичность человека, которая на сегодняшний день выветривается.
Также она отметила проблемы, которые испытывают на себе сегодняшние выпускники школ: серьезное падение речевой и ментальной культуры, бедность словарного запаса, отсутствие качественного преподавания русского языка и литературы
Помимо формулировки проблем, которые сегодня есть в сфере образования по дисциплинам «русский язык» и «литература», эксперт выделила и важные задачи, которые необходимо решить для улучшения качества образования по этим предметам.
«Надо возрождать статус учителя русского языка. Если мы плохо научили читать, то не будет у нас хорошего физика, если мы не научили хорошо думать, не будет у нас хорошего математика.
– Чтение – это труд и творчество, так что важную роль играет воображение, но в программах практически отсутствуют вопросы про эмоциональные реакции, без которых не может быть анализа художественного произведения;
– Литература – искусство слова; именно она рассматривается как канал вхождения школьника в современную культуру;
– Иосиф Бродский говорил, что литература – это видовая цель образования; важные понятия для этого предмета – «развитие» и «компетентность».
– Насущная необходимость – возвращение сочинения, но делать это надо постепенно и очень детально.
Она также отметила необходимость проведения серьезного диагностирования детей в начальной школе, так как многие дети, переходя в пятый класс, имеют психологические нарушения. Невозможно научить ребенка, если он не понимает того, что прочитал или имеет проблемы с памятью. Для таких случаев нужна коррекционная помощь и работа специалистов-психологов, а школы зачастую не решают этих вопросов.
Эксперты также акцентировали внимание на том, что на сегодняшний день в старших классах выделено очень мало часов на изучение русского языка и литературы, а это влечет за собой ряд проблем. Многие выпускники школ не могут нормально устно изъясняться. Солидарно экспертное сообщество и в вопросах отношения к учителю. Да, определенная ответственность на нем лежит, но нельзя оценивать работу учителей по результатам ЕГЭ, считают участники заседания.
7
Вводите различные системы мотивации подростков. В любой деятельности наличие элементов соперничества стимулирует людей к достижению поставленных целей.

Вместе с учениками ставьте цели, которых вы хотите достигнуть в процессе обучения. Только при соответствии ваших мотивов, действий, возможностей с мотивами, интересами, потребностями ваших подопечных, вы сможете наиболее эффективно и качественно доносить учебную информацию.
5