Урок «В мире кодов. Способы кодирования информации»


Технологическая карта урока
Предмет - Информатика и ИКТ
Класс - 5
Базовый учебник - Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Тема урока - В мире кодов. Способы кодирования информации.
Цель урока - организация деятельности учащихся по первичному осознанию и осмыслению понятий код и кодирование, знакомству с многообразием окружающих человека кодов.
Задачи урока:
- обеспечить осознание общего представления о кодировании информации;
- формировать умения применения теоретических положений в условиях решения учебных задач по кодированию и декодированию информации с помощью различных кодов;
- развивать навыки совместной деятельности.
Тип урока -урок первичного предъявления новых знаний
Необходимое оборудование - мультимедийное оборудование
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 2 3 4 5
1 Организационный момент Создание благоприятного эмоционального настроя Запись темы урока в тетрадь.
Регулятивные универсальные учебные действия: саморегуляция.
Личностные:формирование положительного эмоционального смысла учения.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке.
2 Актуализация знаний УУД в начале урока Задает вопросы:
Что такое информация?
Какие действия человек совершает с информацией?
Как человек хранит информацию?
Как человек может передавать информацию?
Отвечают на вопросы.
Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания.
3 Постановка цели урока в процессе урока Задает вопрос: люди знают, где можно переходить дорогу, а где нет. Почему?
Для чего вам нужно изучать эту тему?
В ходе беседы приходят к выводу, что люди заранее договорились, как понимать различные сигналы, другими словами разработали код. Определение темы урока.
Определение задач урока. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Познавательные универсальные учебные действия: постановка учебной задачи.
4 Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Организует мини - дискуссию Работают по вопросу 8 на с.45 учебника Коммуникативные универсальные учебные действия:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
5 Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач В жизни мы встречаемся с множеством кодов. Показывает карточки с различными способами кодирования информации, демонстрирует презентацию «Кодирование информации» Делают вывод о способе кодирования информации Познавательные универсальные учебные действия: моделирование, выделение существенных свойств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
6 Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Делит класс на группы, по желанию - индивидуально Групповое или индивидуальное разгадывание кроссворда в рабочей тетради Регулятивные универсальные учебные действия: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия
7 Динамическая пауза Показывает карточки с заданиями Под музыку кодируют информацию мимикой и жестами Познавательные универсальные учебные действия : выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
8 Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД Предлагает заполнить таблицу в рабочей тетради в парах
Предлагает придумать собственный способ кодирования букв русского алфавита и закодировать слово «успех». Предлагает разработать критерии проверки выполнения данного задания. Оценивают выполнение задания В паре заполняют таблицу «Сфера применения кода» с использованием учебника
Разрабатывают критерии.
Выполняют творческое задание Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнёра
Познавательные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации
Познавательные универсальные учебные действия: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные универсальные учебные действия: планирование, оценка
9 Рефлексия деятельности Просит с помощью мимики ответить на высказывания: удовлетворенность успешностью усвоения темы, необходимость в продолжении изучения темы.
Где на уроках информатики нам может пригодится сегодняшняя тема? Отвечают на вопросы с помощью мимики
Отвечают на вопрос, приводят примеры Регулятивные универсальные учебные действия: оценка
10 Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Задает и комментирует домашнее задание
Выставляет отметки за урок, поводит качественную оценку Записывают домашнее задание
Воспринимают информацию, проводят самооценку Регулятивные универсальные учебные действия: саморегуляция, оценка
ЛИСТ анализа УРОКА
КЛАСС - 5 ДАТА____________
УЧИТЕЛЬ Шувалова Е.Н.
ЭКСПЕРТ____________________________
ТЕМА «В мире кодов. Способы кодирования информации».
Цель урока - организация деятельности учащихся по первичному осознанию и осмыслению понятий код и кодирование, знакомству с многообразием окружающих человека кодов._
№ ПАРАМЕТРЫ Баллы УУД Соот.пр.с.
1 Целеполагание:
преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию;
групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка
групповое обсуждение значения темы и цели урока для изучения предмета;
организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником)
групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока;
определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету; 3
2,5
2
1,5
1
0,5 П, К,Л,Р
П,К,.Л
П,КП,РП,Р+
+
+
-
-
-
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ
формулировка целей, учебных задач;
выбор целей, учебных задач;
выбор количества и уровня трудности заданий;
выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности)
рассмотрение разных вариантов ответов;
оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся 0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Р, П,Л
Р, Л
Р,ЛП,Р,Л
Р,Л+
+-
+
+
+
3 ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ
выделение учащимися проблем, постановка задач;
построение гипотез и планов их проверки;
выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений;
поиск информации, дающего представление о происхождении явления (понятия);
поиск способа решения (он не может быть задан);
участие обучающихся в дискуссии 0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 П, Р
П,РП,РП,Р+
-
+
-
+
+
4 РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ
использование ошибки для углубления знаний
предоставление возможности ученику самому исправить ошибку
провокация ошибки учителем
предупреждение ошибки учителем
исправление ошибки другими учащимися
исправление ошибки учителем 0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 П,ЛП,ЛРР К
+
+
-
+
+
+
5 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА
помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося
выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке
уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей
подбадривает неактивных, привлекает их к работе
инструктирует, советует
прибегает к внушению, убеждению учащихся 0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
П,Л,Р,К
Л,КЛ,КП,К,Л
Л,К,П
Р,Л,К +
+
+
+
+
+
6 ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели;
организует обсуждение критериев выполнения задания
отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели
проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания
приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося
организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 Л, Р, П
Л,Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
+
+
+
-
+
+
7 ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ
осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач
выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе;
задания, в которых не срабатывает известный способ решения;
задания «как научить другого решать такие задачи»;
прогностическая оценка учащимися своих возможностей;
работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия). 0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 Р.П,Л, К +
+
-
-
+
-
* ГРУППОВАЯ РАБОТА
предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность
учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.);
учитель контролирует соблюдение групповых норм;
учитель включается по запросу группы;
учитель периодически проясняет ситуацию решения;
проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе. 0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 К, П, Р +
+
+
+
+
+
* ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ
вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся;
термины, непонятные слова и выражения объясняются;
вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям;
существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются ; выясняется место нового понятия в системе других понятий;
ученики поощряются к объяснению понятий своими словами. 0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 П, Л
ППППП+
+
+
+
+
+