Технологическая карта урока по информатике Метод координат

Тема учебного занятия: Метод координат.
Информатика. Класс: 5.
Раздел программы: Информация вокруг нас
Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие, изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели учебного занятия:
Обучающие:
сформировать представления о методе координат (познакомить с понятиями: «метод координат», «ось абсцисс», «ось ординат», «начало координат» и «координаты точки»);
закрепить ранее изученные понятия: «кодирование информации;
изучить принципы построения координатной плоскости;
учиться строить точки по заданным координатам и определять координаты точки на координатной плоскости.
Развивающие:
развитие логического мышления;
развитие умения использовать свой опыт при нахождении решений;
развитие навыков самоконтроля.
Воспитательные:
воспитание интереса к предметам информатика и математика;
создание межпредметных связей информатики с математикой, астрономией и географией;
воспитание самостоятельности.
Прогнозируемый результат учебного занятия:
Предметные:
- ученик будет знать:
принципы построения координатной плоскости и точек.
- ученик будет уметь:
строить координатную плоскость, точки по заданным координатам и определять координаты точки на координатной плоскости;
Метапредметные:
- регулятивные
самоконтроль
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить
сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном
самооценка, саморегуляция.
- коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
умение выражать мысли
умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию
- познавательные
умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; структурируют знания
осуществляют поиск и выделение необходимой информации
выделяют и формулируют проблему
анализируют условия и требования задачи
выражают смысл ситуации в графической и текстовой форме
Личностные:
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
степень правдивости при рефлексии
самоорганизация
Образовательные технологии обучения - информационное обучение, элементы «кейс» технологии.
Цель: Обеспечить изучение нового материала посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Сущность: Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Механизм: Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: актуализация субъектного опыта, осмысление, рефлексия.
Формы учебной деятельности:
Фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое оборудование и материалы:
Игра Морской бой
Презентация: «Метод координат»
УМК «Информатика» для 5-9 классов (ФГОС), авт.Босова Л.Л.
Карточки с домашним заданием, для закрепления шаблон координатной плоскости, памятка, алгоритм.
Мультимедийная доска, проектор.
Листы рефлексии (лестница успеха).
Жетоны


Сценарий проведения медиаурока.
Этапы урока:
Организационный момент.(1 мин)
Повторение и актуализация опорных знаний.(5 мин)
Изучение нового материала. (12 мин)
Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.(3 мин)
Компьютерный практикум (15 мин)
Рефлексия. (1 мин)
Итог урока.(1 мин)
Постановка домашнего задания.(2 мин)


Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. (На столах у нас должны лежать учебники, тетради, дневники, письменные принадлежности).
Кто готов поднимает руку.
Оценка готовности приступить к занятию.
Проверяют свою готовность к уроку.
Регулятивные (самоконтроль)
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Повторение и актуализация опорных знаний

Слайд 1
Повторение пройденного материал.
На экране проецируются задание:
Рассшифруйте сообщение, по заданному правилу: в новом сообщении меняются местами буквы каждой пары
Свн е уаикпнтслокьс оявазын емджс убоюо, тчл огееч зичутаи ьв хес рсзан, ужелек икаюу-илоб доун
Как называется процесс, который мы применили?
Как называется процесс обратный процессу декодированием?
Какие способы кодирования информации вы знаете?





Ответ: «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну»


Декодирование.

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

Существует три способа кодирования информации:
Графический – с помощью рисунков или значков;
Числовой – с помощью чисел;
Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.


Коммуникативные (умение выражать мысли)
Регулятивные (планирование, оценивают достигнутый результат)
Логические (построение логической цепи)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить, осознают качество и уровень усвоения)

Изучение нового материала

Вы достаточно много уже знаете, хотели бы вы узнать еще способ с помощью, которого тоже можно кодировать информацию.
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять.
Кто из вас умеет играть в морской бой?
Могли бы поделится правилами игры?
А я вам предлагаю поиграть в интерактивный «Морской бой».
Играя, дети сопоставляют правила игры на бумаге и интерактивной, озвучивают.






Дети рассказывают о правилах игры.

В игре учащиеся сталкиваются, с тем, чтобы попасть в корабль нужно правильно назвать не букву и число, а два числа.
Уточняют, какое число нужно указать в первую очередь, какое во вторую.
Регулятивные (осознают качество и уровень усвоения)
Познавательные (умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; структурируют знания)
Коммутативные (с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли)
Регулятивные (осознают качество и уровень усвоения)
Познавательные (осуществляют поиск и выделение необходимой информации)

Слайд 2, 3
Задание: Чтобы попасть в гости, что нужно знать.
Запишите в следующей форме (номер подъезда, номер этажа)
Пример Крош (1, 2)


Дети говорят о номере подъезда и номере этажа.
Выполняют в тетради и сравнивают свои результаты со слайдом.

Регулятивные (самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней)
Познавательные (умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных)
Коммутативные (умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию)

Постановка цели урока

Слайд 4
Играя и выполняя задания мы использовали с вами очень похожий метод, который имеет своё название «Метод координат»
В тетрадь записывается дата урока и тема «Метод координат».
Исходя из математического опыта, формулируется совместно с учащимися вопросы, ответы на которые мы должны получить на уроке.
Что такое метод координат? Как узнать координаты объекта? И т.д.










Обучающиеся рассуждают и отвечают на наводящие вопросы.

Коммутативные (планируют общие способы работы)
Регулятивные (составляют план и последовательность действий)
Познавательные (выделяют и формулируют проблему)

Изучение нового материала

При общении друг с другом, вы запоминаете адрес, телефон или e-mail. А иногда говорим коротко: «Оставь свои координаты». А для чего мы это делаем? Это нужно для того, чтобы быстро и оперативно найти своего друга.
Где же мы можем еще встретить координаты?
Слайд 5: В географии координаты - это величины, определяющие положение точки на земной поверхности (ширина и долгота).
Слайд 6: В астрономии координаты – это величины, при помощи которых определяется положение звезд.
Слайд 7: В игре «Шахматы».





Если у детей возникают трудности, демонстрируются слайды.

Коммутативные (умеют слушать и слышать; проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции)
Личностные (умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения)
Регулятивные (определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата)
Познавательные (выражают смысл ситуации различными средствами; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска; выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки)

Слайд 8, 9
Знакомство с прямоугольной системой координат (прямоугольной системой координат).
Рассмотрев ее, определяются из каких частей она состоит.
Детям раздаются действия и в группах они должны из них построить алгоритм, по которому можно построить систему координат.
Водится следующие понятия: Горизонтальная ось называется осью OX или осью абсциссой, вертикальная ось называется осью OY или осью ординат. Точка пересечения осей OX и OY называется началом координат, которая также обозначают цифрой «0».

Система координат состоит из вертикальной и горизонтальной линий, которые пересекаются в одной точке.
Строят в группах алгоритм и сравнивают с эталоном.
Получают памятки и вклеивают в тетрадь.

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить, осознают качество и уровень усвоения)
Познавательные (осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурируют знания, извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов)

Первичное осмысление и закрепление полученных знаний

Слайд 10
Используя памятку и шаблон, работая в паре, строят точки по координатам
Слайд 11, 12
Представители пары восстанавливают точки на доске.



Строят точки по координатам (работа в парах)

У доски строят точки, анализируют результат

































Регулятивные (самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней)
Познавательные (умеют выводить следствия из имеющихся данных; осуществляют поиск и выделение необходимой информации)
Познавательные (анализируют условия и требования задачи)
Логические (строят логические цепи рассуждений)
Регулятивные (составляют план и последовательность действий)
Коммутативные (с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Познавательные (выражают смысл ситуации графическим способом)
Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить, осознают качество и уровень усвоения)
Познавательные (выражают смысл ситуации в виде текста; структурируют знания)
Коммутативные (умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме)

Слайд 13
К какому способу кодирования информации относится метод координат? Обоснуйте свой ответ.
Разгадайте ребус, и вы узнаете с чьим именем связан «Метод координат».














Физ. пауза Слайд 14

Метод координат – это графический способ представления информации.
Разгадывают ребус. Ответ – Декарт















Дети выполняют упражнение «Птица, расправляющая крылья»
Регулятивные (осознают качество и уровень усвоения)
Познавательные (выделяют обобщённый смысл и формальную структуру задачи; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурируют знания; осознанно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно – следственные связи)
Логические (строят логические цепи рассуждений)
Коммутативные (с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию)

Закрепление материала и определение уровня освоения темы «Компьютерный практикум»

Слайд 15. Учащимся демонстрируется программа и правила работы в ней.
По необходимости оказывает помощь обучающимся.

Самостоятельно выполняют задания, каждый шаг сопровождается либо одобрением, либо нет. В конце работы, каждый ребенок при правильном построении координат получает рисунок.
Познавательные (умеют выводить следствия из имеющихся в условии данных; анализируют условия и требования задачи; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты)
Регулятивные (описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно – практической деятельности)

Рефлексия.

Слайд 16
Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике (на какой ступени ребенок сейчас оказался).
Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку, отмечая себя на лестнице успеха
Регулятивные (сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном)
Личностные (степень правдивости при рефлексии)

Подведение итогов урока

Повторить основные понятия, изученные на уроке.
Отмечает жетонами (биты), тех, кто активнее всего работал на уроке.
Жетоны – система накопительная, 10 жетонов обмен на оценку 5.
Учащиеся делают выборку тех понятий, которые были изучены.
Регулятивные (оценка)

Домашнее задание.



Слайд 17
Учебник, § 1.8 «Метод координат», стр. 31.
(найти информацию, которая не звучала на уроке)
Работа по карточкам (всем)
Придумать рисунок и задать координаты (дополнительное задание)

Записывают Д. З., анализируют задания, задают вопросы.
Личностные (самоорганизация)
Регулятивные (саморегуляция)


Информационно-технологические ресурсы
Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Босова, Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/Л.Л. Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20015.
ЦОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15